15 ноября. Преподобный Маркиан

15 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 15 ноября (2 ноября по ст. стилю).

 

Сегодня нами совершается память: мчч. IV века Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними; прп. Маркиана Киринейского (IV).

Сщмчч. Константина Юрганова и Анании Аристова, пресвитеров, пострадавших в 1918 году.

Прославляется икона Божией Матери «Одигитрия» Шуйская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Сегодня мы обратимся к памяти преподобного Маркиана, жившего в IV веке. Удалившись в пустыню, подвижник много лет провел в уединении, непрестанных молитвах и строгом посте. Через некоторое время преподобный принял двух учеников, поселившихся рядом с ним, но по-прежнему пребывал в затворе. Антиохийский патриарх Флавиан и другие епископы просили его для пользы христиан оставить свое строгое уединение, но преподобный не согласился. Однако, не покидая своей келлии, он поучал приходивших к нему за наставлением и многих отвратил от ересей и привел к православной вере. Перед кончиной преподобный Маркиан завещал своему ученику Евсевию похоронить его тайно вдали от келлии, чтобы избежать посмертной славы и не допустить препирательств между желающими иметь его останки в близлежащих храмах. Преподобный Маркиан скончался в 388 г.

Братья и сестры, не могу скрыть своей внутренней солидарности с преподобным в том что касается главных святых угодников Божиих нашей Санкт-Петербургской земли. Что святой праведный Иоанн Кронштадтский, что святая блаженная матушка Ксения, что преподобный Серафим Вырицкий — все они покоятся под спудом, то есть их мощи не обретались. Может быть, это эгоистичная позиция  не давать возможности изъять частицу мощей святого угодника для особого почитания его в других городах и епархиях, но так уж устроил у нас Господь. Традиция почитания мощей – это очень ранняя традиция в Церкви, но и одна из самых сложных для понимания. Например, святой Григорий Богослов в IV веке писал: «Они (святые мученики) прогоняют демонов, врачуют болезни, являются, прорекают, сами тела их, когда к ним прикасаются и чтут их, столько же действуют как святые души их. Даже капли крови и всё, что носит на себе следы их страдания, также действительны, как их тела». А в VIII веке святой Иоанн Дамаскин писал: «Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается! По Закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, Кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него».

Но помимо праведной и доброй традиции почитания мощей святых угодников, в течение истории Церкви возникали многочисленные жулики, занимавшиеся фальсификацией святых мощей. Люди хотели нажиться на христианской вере и не поступались даже такой мерзостью. И в результате этого в XVI веке в Европе вспыхнула Реформация. Один из основателей этого движения Жан Кальвин выражал в своем трактате возмущение многими реликвиями своего времени, такими как: плоть от обрезания Иисуса Христа в двух экземплярах; огромное количество молока Богородицы; кровь Господа Иисуса Христа, собранная при Кресте; рубашка, два гребня, кольцо, тапочки, волосы Богородицы; меч и щит Архангела Михаила; указательный перст правой руки Иоанна Предтечи в шести экземплярах; 14 гвоздей Креста Господня; 4 копья святого Лонгина; огромное количество частей тернового венца, из которых можно собрать более четырех венцов; огромное количество частей Креста Господня, из которых можно сделать большой корабль и т. п. Кальвин обращает внимание на большие странности, связанные с мощами разных святых: целое тело одного и того же святого, например, праведного Лазаря в трех экземплярах; Марии Магдалины, апостола Матфея, апостола Фомы, апостола Варфоломея в двух экземплярах. Та же ситуация была и с разнообразными частицами мощей. И вот какой вывод он сделал: «Так обстоит дело с реликвиями; тут все так туманно и запутанно, что нельзя было бы почитать кости того или иного мученика без того чтобы не рисковать поклониться костям какого-либо разбойника или грабителя, или, скорее того, осла, или лошади, или собаки».

Конечно, ситуация в Европе была очень осложнена постоянными войнами, переселением народов, падением Константинополя и прочим. Из-за постоянного перемещения мощей святых угодников у некоторых возникал соблазн сделать подделку и продать ее за немалые деньги. Тем более технологий, позволяющих определить подлинность реликвии, на тот момент еще не было.

Нам, чадам Русской Православной Церкви, конечно, гораздо проще, ведь мы имеем целый сонм святых, прославленных на Руси. И мы можем с точностью сказать, что, например, мощи того или иного преподобного изначально почивали в Пещерах Псково-Печерского монастыря и для сомнений нет никакого повода. Но вопрос подлинности тех или иных мощей возник у нас в России уже после перестройки, когда в разнообразных музеях атеизма и прочих местах стали обнаруживаться утерянные и конфискованные мощи наших дорогих святых. Но тут уже встал вопрос не о подделках, а об идентификации святых: нужно было понять, что это за мощи, какого святого. Но мы знаем, что часто святые сами являлись верным христианам, чтобы пролить свет на темную историю мощей во времена советских гонений.

Говорить об этом можно еще очень много, но молитвами святого Маркиана да поможет нам Господь хранить веру православную и наши добрые традиции.

Преподобне отче Маркиане, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы