15 февраля. Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

15 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 15 февраля, Православная Церковь совершает двунадесятый праздник Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, вместе со святым Иосифом Обручнником, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного Младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститъся чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою (см. Лев.12, 7). Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так:

Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него краиняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее. ... По окончании дней очищения своего ... она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста (Лев. 12, 2–4, 7–8).

А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе так говорится: «освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающого ложесна» (см. Исх. 13, 2). И в другой раз: отдавай Мне первенца из сынов твоих (Исх. 22, 29). Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая египетских первенцев, пощадил израильских (см. Исх. 11, 5–7).

Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром» и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея (см. Чис. 3, 49–51). Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей.

Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, Пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты как могла коснуться нечистота?

Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо по рождении своего плода не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, Плода Благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел от Нее, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды – Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил Ее чистоту, освятив Ее Своим происхождением и просветив Божественным Светом благодати.

Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слово. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься Всесовершенно Чистая и не имущая никакого порока. Вместе с этим, исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня – и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными.

Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всем проявляя смирение и любовь к нищете и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами (см. Мф. 2, 11), Она взяла немного, и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца.

Принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа (Лк. 2, 22), – говорит евангелист Лука, то есть возвратить Божие Богу, ибо в законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу (см. Исх.13, 2). Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

– Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от Меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а Я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева Моего перворожденный, Духом Святым во Мне зачатый, и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от Меня происшедший: Он Первенец Мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил (см. Евр. 1, 2) и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от Меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от Меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал закон, установленною ценою – пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на Кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражия.

Этот праздник посвящен одновременно и Иисусу Христу, и Пресвятой Богородице. Евангелист Лука рассказывает, как Богородица и праведный Иосиф, согласно обычаю, вскоре после рождения принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа. Там его увидели и благословили праведный Симеон и пророчица Анна. Ветхозаветные праведники встретились с воплощением Нового Завета. А Богоматерь словно вышла на свой крестный путь и отдала Сына Своего на спасение мира. Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35), – так сказал Симеон Богоприимец Приснодеве Марии. Поэтому Сретение – праздник одновременно и радостный, и скорбный.

* * *

Дорогие братья и сестры, я всех сердечно и тепло поздравляю с праздником Сретения Господня! Постараемся зажечь в своем сердце множество свечей, которые освятили бы наш жизненный путь, непременно наполнив его долгожданной встречей с Богом!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 


 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы