14 сентября. Преподобный Симеон Столпник

14 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 14 сентября (1 сентября ст. стиль)

Начало индикта – церковное новолетие.

Сегодня Святая Церковь молитвенно совершает память: прп. Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской (V); сщмч. Аифала, диакона Персидского (IV); мцц. 40 дев постниц и сщмч. Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их; мц. Каллисты и братий ее, мчч. Евода и Ермогена; ветхзаветного святого прав. Иисуса Навина, жившего в XVI в. до Р. Х.

Новомучениц: прмц. Татианы Грибковой и мц. Наталии Козловой.

Прославляются иконы Божией Матери: «Всеблаженная»; Августо́вская; Черниговская-Гефсиманская; Миасинская; Александрийская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела!

 

Преподобный Симеон Столпник родился во второй половине IV века в Каппадокийском селении Сис (ныне – Козан), на территории Турции, в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он стал пасти овец своего отца. Однажды Симеон, услышав в церкви евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Он направился в ближайший монастырь и после слезных просьб через неделю был принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он принял иноческий постриг и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо умерить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда преподобный Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца, где мог беспрепятственно исполнять свои суровые обеты. Через некоторое время он удалился в каменную пещеру и прожил там три года, все более совершенствуясь в иноческих подвигах, например на все время святой Четыредесятницы подвижник полностью отказывался от еды. Целые толпы народа стали стекаться к месту его трудов, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания.

Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой в 4 метра и поселился на нем в маленькой келлии, предавшись усиленной молитве и посту. Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский Патриарх Домнин II посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Христовых Таин.

Преподобный постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой почти в 15 метров. Вокруг него была возведена двойная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам народа слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Преподобный Симеон провел в усиленных иноческих подвигах 80 лет, из которых 47 простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях действительно апостольское служение: многие язычники приняли Крещение, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику.

Однажды ближайший ученик преподобного — Антоний, встревоженный тем, что его наставник в течение трех дней не показывался народу, поднялся на столп и нашел бездыханное тело святого, склоненное на молитве. Произошло это в 459-м году. Преподобного Симеона похоронили недалеко от столпа, а Антоний устроил на месте его подвигов монастырь.

 

Конечно, браться и сестры, преподобного Симеона мы не поймем никогда. Потому что когда мы читаем о подвигах аскетов, часто возникает чувство, будто аскеза - пост, изнурение тела невыносимыми условиями жизни - важна сама по себе. Будто бы это и есть добродетель. Но размышлять так было бы ошибкой. Голод, вериги, ночные бдения не являются добродетелью. Вспомним слова апостола Павла к коринфянам: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». Поэтому подходить к размышлениям об аскезе нужно с другой стороны. Будучи отроком, Симеон возлюбил Бога, но что-то постоянно мешало ему быть с Богом, именно с этим «чем-то» и помогала справиться аскеза. Он шел в монастырь не для того, чтобы мучить тело, а мучил тело потому, что это помогало ему быть с Богом. Но это было открыто именно ему, большинству же из нас вряд ли голод и стояние на жаре помогут любить Бога и ближних, да и сам подвиг столпничества является исключительным. Сейчас разве что на Афоне можно встретить подвижников, уподобляющихся столпникам. Это говорит о том, что Церковь — живой организм, который меняется. То, что было актуально в I веке, например говорение на языках, позже стало неактуальным, потом, в V веке, были столпники, но и они ушли. Затем пришли другие служения. И сейчас появляются новые виды святости, а какие-то уходят. Но дух любви один и тот же. И если мы не видим смысла в какого-то рода аскезе, то есть не понимаем, как она помогает любить Бога и ближних, то лучше оставить ее для тех, кому это приносит пользу, а для себя выбирать те подвиги и служения, что помогут нам в стяжании Святого Духа, духа любви и кротости, радости и воздержания.

Преподобне отче Симеоне, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать