14 декабря. Пророк Наум

14 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 14 декабря (1 декабря ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня память: прор. VII века до Р. Х. Наума; прав. Филарета Милостивого VIII века и мч. Анании Персиянина.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к Ветхому Завету. Святой пророк Наум – один из 12-ти малых пророков, родом из селения Елкоша́, города в северном Израиле. Время его жизни относится к VII в до Р. X.. Книга пророка Наума представляет собой последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел Сеннахири́м, умысливший зло против Господа, а Иудейскому царству в ней предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и разрушения Ниневии. Разъясняется, что Ниневия заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и колдовством. Каких-то дополнительных сведений о жизни пророка не сохранилось.

Вот как пишет пророк о Господе: Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания […] Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь; скалы распадаются пред Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него (Наум. 1, 3,6,7).

Не правда ли, противоречивые определения для Господа? Он и долготерпелив, и не оставляет без наказания. Он и гневается страшно, и благ при этом, и будет убежищем в день скорби для надеющихся на Него. Святые отцы учат нас, что Бог неизменен, а значит, это не Он меняется, а меняется наше положение по отношению к Нему. Так же как и Солнце может быть и холодным, и теплым, и опаляющим, так же и Господь становится разным в зависимости от того, насколько мы стремимся свою волю сопоставлять с Божественной.

Но более всего хотелось бы поразмышлять на тему долготерпения Господня, о котором пишет пророк. Другой пророк, псалмопевец Давид, тоже писал о долготерпении Божием:

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс.102, 8–11).

Важным условием милости Божией является страх Божий. Страх Божий – это не привычный нам животный страх боли и наказания, но смущение и стыд от самой возможности оскорбить любовь, обидеть дорогого, самого заботливого человека – отца. И долготерпение Божие в первую очередь заключается именно в ожидании от человека возвращения в достоинство сына. Мы все помним притчу о блудном сыне, вот пример долготерпения. Мы очень часто забываем о Боге и живем так, как будто Его нет. И в это время Господь долготерпит, ждет, пока мы вспомним о Нем, покаемся и снова станем сынами Божиими. И если бы не это долготерпение, ни у кого не было бы даже шанса на покаяние: за грех мы бы наказывались моментально.

Однако у долготерпения есть и опасная сторона. Когда человек творит зло, у него есть соблазн подумать, что зло уходит в никуда, что Бог этого не видит или что, раз Бог не реагирует, то не такое уж это и зло. Такое состояние, несомненно, является прелестью. Господь ждет от человека осознания и покаяния, а человек себя убеждает, что ничего плохого он не делает. Все мы, братья и сестры, периодически бываем в таком состоянии. Главное не испытывать долготерпения Господня: в каких-то случаях Господь очень медлит, а в каких-то и не очень.

Есть еще одна сторона Божия долготерпения, когда Он терпит не нас, а кого-то рядом с нами, от кого страдаем мы. В такие моменты Господь надеется на нашу праведность, на нашу способность потерпеть ближнего, пока тот образумится. Иногда приходится ждать долго, иногда всю жизнь, а многие из наших новомучеников и исповедников Российских так и не дождались народного вразумления при жизни. Братья и сестры, очень важно не начать роптать на Бога, когда мы долгое время видим ненаказуемое зло. Бог знает, кому и когда прийти к покаянию, или кому, за что и для чего попущены те или иные скорби и стесненные обстоятельства.

В Евангелии описан диалог, случившийся когда в одном из селений не захотели принять Господа Иисуса Христа и Его учеников: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение . (Лк. 9, 54–56) Поэтому не наше дело желать кому-то злого воздаяния. А если оно приходит, наша задача молиться о тех, кого оно постигло, а не радоваться, как часто у нас бывает.

Любовь к врагам – одна из самых труднопостижимых евангельских заповедей. Но именно она раскрывается в долготерпении Божием. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Господь смиренный и кроткий и любит создание Свое, и там, где Дух Господень, там непременно будет смиренная любовь к врагам и молитва за мир. И если ты не имеешь этой любви, то проси, и даст тебе Господь…»

Такая вот сложная антиномия. С одной стороны Господь обязательно наказывает зло в этом мире, хотя и медлит делать это, и терпит, и ждет покаяния. А с другой стороны – заповедь о любви к врагам. Мы не должны внутренне иметь второе дно, когда на первом лежит мнимая любовь, а на втором – желание мести и радость о наказании грешников. Нет. Святой Силуан говорит, что у нас, людей, должна быть только любовь. Долготерпение Божие по сути своей совершенное: ни секунды лишней, ни секундой меньше, и решение о наказании народов и стран Он принимает Сам в Себе. От нас требуется являть миру любовь, какой Бог любит всех нас, – любовь бескорыстную и безусловную.

Святый пророче Божий Науме, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать