14 января. Обрезание Господне

14 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 14 января, в первый день новолетия по старому стилю, Православная Церковь совершает праздник Обрéзания Господня.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрéзание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (см. Быт. 17, 10–14; Лев.12, 3). При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (см. Лк. 1, 31–33; Лк. 2, 21).

По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрéзание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрéзание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).

В Новом Завете обряд обрéзания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся (см. Кол. 2, 11–12).

Вместе с обрéзанием, воспринятым Господом как знамение завета Бога с людьми, Он получил и имя Иисус (Спаситель) как печать Своего служения делу спасения мира (см. Мф. 1, 21; Мк. 16, 17; Мк. 9, 38–39; Лк. 10, 17; Деян. 3, 6; Деян. 3, 16; Фил. 2, 9–10). Эти два события, совершившиеся в самом начале земной жизни Спасителя, напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11).

Господь пришел установить Новый Закон, и Он необходимо должен был исполнить Ветхий. И вот Он с самого Своего рождения (обрéзание – первое священнодействие после рождения) сразу же начинает исполнять закон. Законодавец первый подчиняется закону. Если наш Господь исполнял закон, то и мы по примеру Его обязаны делать то же самое.

То есть прежде чем достигать высоких духовных созерцаний, мы обязаны сначала исполнять заповеди о делах; прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин; прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения; прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти еще закон; прежде чем достигнуть бесстрастия, нужно вести борьбу со страстьми и особенно с «собственной волею»; прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хоть повеления власти, Церкви (например, о постах); прежде чем войти в дух, во внутреннее, нужно сделать по букве, внешнее. Одним словом, прежде чем сделаться новозаветным человеком, нужно еще побороть в себе ветхого, то есть исполнить ветхозаветные требования.

Но далее: это лишь начало. Это лишь путь, который нужно перейти. Ведь остановиться на этом (законе, борьбе, букве) невозможно. И по очень простой причине. Ни закон, ни буква не спасают душу. Борьба в Ветхом Завете была бесплодна (см. Рим. 7, 14–25).

Человек, застывший на этом, духовно омертвевает, как, например, иудеи. Нужно достигнуть новозаветного состояния как совершенного, спасающего, свободного, подлинно духовного, а не мертвенно-обрядового. Действительно нужно войти в завет с Богом, а не формально внешне остановиться на букве, на обряде.

Однако прежде нужно пройти «школу» законничества, чтобы, во-первых, почувствовать, как она тяжела (операция «обрéзания» своей воли); во-вторых – понять, что мы своими грехами заслужили ее, эту рабскую школу; в-третьих (и это, может быть, самое главное) – опытно познать, что сама по себе школа закона (буквы, обрядов, даже и в христианстве) не достигает цели, не спасает, не утешает, не насыщает, не избавляет от зла.

И что, следовательно, нужно искать какого-то иного пути спасения. А это и есть благодать. Там лишь оживает духовно человек, получая «Духа Животворящего».

Вот и Господь, прежде чем получить в таинстве Крещения благодать Святого Духа, нисшедшего в виде голубя, сначала исполняет закон. Так и нам, чтобы действительно сделаться благодатными, уже окончательно возродиться, нужно еще исполнять разные законы, каноны, «правила», «послушания», чины и так далее.

День Обрéзания Господня есть и день Его имени, или «именины». А назван Он «Богом» – по Отцу Своему. Именины Господа Иисуса были сокровенны. Никто и не подозревал тогда исполнения смысла имени Иисус, кроме Иосифа и Марии. 

Значит, в сей день наречения имени Его и мы должны поклониться Ему как Господу, возблагодарить Его, что пришел ради нас, и просить главного, о чем говорит Его имя и что делает Он в чине обрéзания, – спасти нас.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память: 

свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской (379);

мч. Василия Анкирского (около 362);

св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV);

прмч. Иеремии Леонова (1918); сщмчч. Платона, еп. Ревельского, и с ним Михаила Блейве и Николая Бежаницкого пресвитеров (1919); сщмчч. Александра, архиеп. Самарского, и с ним Иоанна Смирнова, Александра Иванова, Иоанна Сульдина, Александра Органова, Вячеслава Инфантова, Василия Витевского и Иакова Алферова пресвитеров (1938).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства, а также с новолетием благости Господней! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы