12 января. Преподобная Феодора Кессарийская

12 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 12 января (30 декабря ст. стиль).

 

Продолжаются святки, поста нет.

Сегодня память: ап. от 70-ти Тимона, епископа Бострийского; святых конца III –IV веков: мц. Анисии Солунской (Фессалоникийской); мч. Филетера Никомидийского; сщмч. Зотика Сиропитателя; прп. Феодоры Кесарийской (VIII); прп. Феодоры Константинопольской (X); свт. Макария, митрополита Московского (XVI);  мц. Марии Даниловой, пострадавшей в 1946-ом году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, давайте поразмышляем сегодня о сложном вопросе самоопределения на тот или иной жизненный путь. Быть ли человеку в браке или же идти в монашество? В этих размышлениях нам поможет преподобная Феодора Кессарийская.

Преподобная Феодора, жившая в VIII веке, была дочерью патриция Феофила и жены его Феодоры. Родители ее долго не имели детей, о чем скорбели. Они много молились и дали обет, если у них будет дитя, посвятить его Богу. Когда родившаяся у них дочь подросла, мать привела ее в обитель святой Анны, где девочка поступила под руководство игумении. Там она научилась Слову Божию. Император Лев Исавр, живший в первой половине VIII века, основоположник иконоборчества, задумал выдать замуж девицу Феодору за одного из своих приближенных. Ее против воли взяли из монастыря и привезли в Константинополь, где все было уже приготовлено для бракосочетания. Но во время брачного пира произошло нападение скифов на столицу, и жених святой Феодоры, посланный отразить врагов, погиб в первой же схватке. Воспользовавшись общим смятением, святая Феодора незаметно скрылась, села на корабль и достигла своей обители. Когда за ней явился царский чиновник, он увидел ее уже принявшей постриг – монахиней, одетой в рубище. Святую не принуждали больше к уходу из монастыря, и она в суровых подвигах бдения, поста и молитвы провела дальнейшие годы жизни. На теле она носила тяжелые железные вериги, не снимая их до смерти.

Братья и сестры, наверное, основное большинство воцерковленных молодых людей, а иногда и не очень молодых из только пришедших в Церковь, встают перед вопросом, какой путь избрать? И вот человек начинает перебирать в голове преимущества того и другого пути. Так как толковой литературы о браке, к сожалению, у нас в церковных лавках мало, а о монашеской жизни аскетической литературы полно, то начинают юные и не очень юные подвижники и подвижницы примерять на себя подвиги святых старцев, начинают мечтать о благодатных состояниях. Чаще всего это завершается некоторой продолжительной поездкой в монастырь, в результате которой розовые мечты о ревностном пустынножительстве разбиваются о суровые будни обычной монастырской жизни.

Очень уважаемый иерарх нашей Церкви митрополит Иларион (Алфеев) является автором очень увлекательной статьи, озаглавленной «Брак и монашество в православной традиции». Думаю, каждому, для кого вопрос выбора жизненного пути стоит открытым, следует познакомиться с текстом этого труда владыки Илариона. В частности, в разделе о монашестве мы читаем такие слова: «Монашеское призвание не может быть минутным порывом: оно должно вызревать в человеке на протяжении долгого времени, становиться все более явным, все более сильным. Если же человек не уверен в своем призвании, колеблется, то принимать монашество нельзя». И в примере святой Феодоры мы видим очень яркий пример такого призвания. Если же человек задается вопросом «имею ли я призвание?», то можно с полной уверенностью сказать: нет, на данный момент этого призвания нет. Потому что тот, кто призван, вопросов уже не задает. Кстати, к вопросу о браке можно отнести все то же самое. Нельзя вступать в брак из внутреннего компромисса – все это может привести к самым тяжелым последствиям. Владыка Иларион пишет и об этом: «Нельзя заключать брак, если у одной из сторон остаются хоть какие-то сомнения относительно правильности выбора. Нельзя идти под венец, если где-то, пусть даже на самом отдаленном горизонте сознания, присутствует «третий». До тех пор, пока остается двойственность, пока остаются сомнения и колебания, с заключением брачного союза спешить нельзя».

Как пишет владыка Иларион, между браком и монашеством существует одна очень важная общая деталь. «Не хорошо быть человеку одному», сказано в первой книге Библии, человек реализуется как личность лишь в общении с другим. И в браке восполнение недостающего происходит через обретение второй половины, а в монашестве этим «другим» становится Сам Бог. К тому же, и в монашестве и в браке самой главной добродетелью, побеждающей все страсти, является смирение, которое стяжается через послушание. В монастыре – через послушание уставу и игумену, в семье – через послушание своей семье и закону любви. И там и там человек должен отказаться от себя ради ближнего. А человек не в браке и не в монастыре рискует услышать от Господа слова, что мы читаем в Откровении апостола Иоанна Богослова: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Апок. 3,15–17).

Братья и сестры, суть в том, что каждому из нас, вне зависимости от семейного положения, нужно регулярно задавать себе вопрос: горю ли я? Готов ли я служить своим ближним? Хочу ли я ради Евангелия отказаться от себя и посвятить себя послушанию Христу? И если мы горим огнем любви, значит Господь обязательно будет посылать нам тех людей и те ситуации, в которых мы сможем этот огонь веры применить во благо.

Преподобная мати Феодоро, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать