12 ноября. Апостол и евангелист Марк

12 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 12 ноября (30 октября ст. стиль).

Сегодня Церковь совершает память: апп. от 70-ти Терция, Марка, Иуста и Артемы; сщмч. II века Маркиана, епископа Сиракузского; святых III века сщмч. Зинавия Егейского (Киликийского), епископа и сестры его мц. Зиновии, мц. Евтропии Александрийской; свв. Стефана Милютина, короля Сербского XIII-XIV века, брата его Драгутина, и матери их Елены.

Сщмч. XX века Матфея Казарина, протодиакона.

Обретение мощей сщисп. Агафангела (Преображенского), митрополита Ярославского в 1998 году.

Прославляются иконы Божией Матери: Озеря́нская; Числе́нская.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем апостола и евангелиста Марка, автора второго Евангелия в списке наших традиционных четырех Евангелий. Он был апостолом от семидесяти, племянником апостола Варнавы. Его мать Мария была одной из последовательниц Господа Иисуса Христа, и в доме ее семьи собирались верующие в Него. Согласно одной из версий, апостол первоначально носил имя Иоанн, затем Иоанн-Марк, впоследствии за ним утвердилась последняя часть имени. По преданию, в ночь взятия Иисуса Христа в Гефсиманском саду это апостол Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ на голое тело, и убежал от схвативших его воинов нагим, оставив одежду в их руках.

Святой Марк был учеником апостола Петра. В Первом послании Петра он упомянут как «Марк, сын мой». Также Марк был сподвижником апостолов Павла и Варнавы. Вместе с ними он был в Селевки́и, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Па́фе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Ели́ма. После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей. Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие.

Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли многие знаменитые отцы и учители Церкви. Там же он принял мученическую кончину.

Братья и сестры, вернемся к Евангелию, написанному святым апостолом Марком. Вообще говоря, наша традиция называть Евангелия «от Марка», «от Матфея» является неверной. Первый стих Евангелия от Марка гласит: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Евангелие у нас от Господа, от Иисуса Христа. Евангелисты же только передают его нам, каждый несколько по-своему. В греческом оригинале используется слово «ката́». «Ката́ Ма́ркон» переводится «по Марку». В таком варианте все становится куда правильнее.

Большинство современных исследователей полагают, что Евангелие от Марка создано первым. Наиболее вероятное время создания книги — 60 – 70-е годы I века. Существует гипотеза о двух первых источниках. Это Евангелие от Марка и некий “источник Q”, который до нашего времени не сохранился. Именно они послужили основой для написания Евангелий от Матфея и Луки. На приведенной схеме мы можем увидеть взаимное влияние трех первых Евангелий, называемых в науке синоптическими, т.е. теми, что говорят больше о человеческой стороне жизни Спасителя. Пневматическое, т.е. «духовное» Евангелие от Иоанна Богослова стоит особняком, и о нем мы говорить не будем. Итак, мы видим на схеме, что почти всё Евангелие от Марка входит в состав Евангелий и от Матфея и от Луки. Но есть у апостолов Луки и Матфея нечто общее, чего нет у Марка – именно это и назвали ученые “источником Q”.

Нетрудно заметить, что Евангелие написанное Марком является самым коротким, к тому же оно не перегружено ссылками на Ветхий Завет, поэтому его часто рекомендуют новоначальным. Хочется вспомнить здесь митрополита Антония Сурожского (Блюма). Он является автором книги «Беседы на Евангелие от Марка», и вот что он пишет во введении: «Можно поставить вопрос, почему я выбрал именно это Евангелие. Выбрал я его по очень личной причине. Я стал верующим, встретившись именно с этим Евангелием; и это не случайно. Если бы я взялся читать Евангелие от Матфея, которое было обращено к иудеям, верующим евреям того времени, или Евангелие от Иоанна, которое очень глубоко погружено и в философскую, и в богословскую мысль, я, вероятно, не понял бы их, когда мне было четырнадцать лет. Евангелие от Марка было написано учеником апостола Петра именно для таких молодых людей, молодых дикарей, каким я был в то время, написано для того, чтобы дать представление об учении Христа и о Его личности тем молодым людям, которым больше всего это было нужно. И поэтому я выбрал сейчас это Евангелие. Оно написано коротко, сильно и, надеюсь, дойдет до души других людей, так же как оно перевернуло мою душу и преобразило мою жизнь».

А выбрал это Евангелие 14-летний Андрей, будущий митрополит Антоний, именно по размеру. Он хотел разобраться с религией раз и навсегда, решил прочитать и узнать, что же там написано, в этом Евангелии. Хотел он разобраться побыстрее, потому-то и выбрал самую короткую из четырех книг. И вот при чтении он почувствовал, что напротив него сидит Сам Христос, невидимо, но совершенно ощутимо. Так произошла Встреча митрополита Антония, перевернувшая его жизнь.

Апостоле и евангелисте Марко, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы