12 декабря. Преподобный Акакий Синайский

12 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Церковный календарь. 12 декабря (29 ноября ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня Святая Церковь совершает память: мч. Парамона Вифинского и с ним 370-ти мучеников; а таже мч. Филуме́на Анки́рского, пострадавших в III веке; прп. Акакия Синайского и сщмч. Авива, епископа Некресского VI века; прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах подвизавшегося в XII веке; сщмч. Сергия Кочурова, пресвитера убиенного в 1941 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня обратимся к увлекательнейшему аскетическому труду преподобного Иоанна Лествичника — «Лествице».

Написана она в конце VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, и представляет собой руководство к самосовершенствованию. Образ «Лествицы» был заимствован преподобным из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят с земли на Небо ангелы. Сочинение, конечно же, относится к разряду аскетической литературы. Святитель Димитрий Ростовский так характеризует сочинение преподобного Иоанна:

«”Лествица” святого Иоанна отличается глубокой духовной опытностью, с которой соединено глубокое знание Священного Писания. Редкую мысль высказывает Лествичник без того, чтобы не осветить ее прямым или косвенным указанием на Святое Писание. Сочинение Иоанна написано языком простым, но чистым и живым, – в немногих словах выражает многое, и потому полно силы. Потому-то “Лествица” святого Иоанна и была всегда настольною книгою для иноков, живущих в общежитии».

Подчеркнем еще раз: «Лествица» – книга для монахов и про монахов. Конечно, для многих, и для меня в том числе, эта книга по какой-то неведомой причине стала одной из первых на пути становления христианином. Но, честно говоря, это чтение для зрелых христиан, которые умеют отличать монашескую аскетику от евангельского христианства.

Ко всему прочему преподобный в своей книге увековечил память ряда святых, которых мы теперь поминаем в наших святцах. К таким святым относится и преподобный Акакий, которого мы вспоминаем сегодня.

Вот отрывок из «Лествицы», повествующий о святом Акакии, который мы находим в слове 4-м «О послушании»:

«Великий Иоанн Савваи́т сообщил мне вещи, достойные слышания; [...] Он рассказал мне следующее. “В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился, прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу, именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: “Что, брат Акакий, каково сегодня?” В ответ на это он точас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: “Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу”. Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному, пребывавшему там великому старцу, и говорит ему: “Отче, брат Акакий умер”. Но старец, услышав это, сказал ему: “Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом”. “Поди и посмотри”, — отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: “Брат Акакий, умер ли ты?” Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: “Отче, как можно умереть делателю послушания?” Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: “Я сделал убийство”».

Вот такое повествование, братья и сестры. Конечно, при должном подходе этот рассказ может стать очень поучительным. Но только нам, людям живущим в миру, нельзя пример святого Акакия проецировать на жизнь в обществе буквально. Одно дело – монахи, дающие обет послушания и вверяющие свою духовную жизнь под руководство старцев, а другое дело – жизнь в миру людей, призванных к стяжанию рассудительности и самостоятельности в принятии духовных решений. Несомненно, послушание является одной из главных христианских добродетелей, так как оно непосредственно связано со смирением. Только послушание в миру – это чаще всего послушание не старцу или духовнику, а послушание своим близким. Для мужа это послушание долгу обеспечивать свою семью, любить и заботиться о домочадцах, для жены и хозяйки послушание – хранить семейный очаг, согревать любовью всех домашних, нести первостепенные труды в заботе о детях. Для детей – послушание родителям, благоразумие и честность. Да проще говоря, для нас, живущих в миру, добродетель послушания – это в первую очередь послушание Священному Писанию. В семье, на работе, на отдыхе. Согласитесь, ведь очень заманчива мысль о послушании некоему старцу, которого духовное чадо видит несколько раз в год? «Отпослушался» пять раз в год, вот и хорошо, совесть чиста. А то, что христиане призваны каждый день трудиться для ближних, и через это хоть на сантиметр сдвигать свой крест в сторону спасения – это вроде как и неважно. Да не будет так у нас, братья и сестры.

Преподобне отче Акакие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать