11 декабря. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

11 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Церковный календарь. 11 декабря (28 ноября ст. стиль).

 

Рождественский пост.

Сегодня Православная Церковь совершает память: мч. Иринарха Севастийского и святых семи жен пострадавших в самом начале IV века; прмч. Стефа́на Нового и мчч. Стефа́на, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих убиенных в VIII веке; cвт. Фео́дора Ростовского, архиепископа XIV столетия;

Святых XX века: cщмч. митрополита Серафима (Чичаго́ва); сщмчч. пресвитеров Алексия Веселовского, Алексия Смирнова, Василия Завгороднего, Николая Крылова, прмчч. Рафаила (Тюпина), Викентия (Никольского), мц. Анисии Маслановой; мц. Параскевы Федоровой; обретение в 2000-ом году мощей прписп. Сергия (Сребрянского).

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

 

Братья и сестры, сегодня мы обратимся к святому, объять деятельность которого за время программы очень трудно. Потому мы лишь штрихами обозначим основные его заслуги, а по большому счету он сам расскажет о самом важном.

Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичаго́в) родился 9 июня 1856 года; он приходился правнуком знаменитому адмиралу Чичаго́ву, одному из первых исследователей Ледовитого океана, и внуком другому Чичаго́ву, Главнокомандующему Черноморским флотом.

Леонид получил образование сначала в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии, а затем в Пажеском корпусе, по окончании которого был зачислен в Преображенский полк. В тридцать семь лет он получил звание полковника. Но жизнь его сложилась не так, как он ожидал. И вот годы спустя на своей архиерейской хиротонии он произнес такую речь:

«Многоразлично совершается призыв Божий! Неисследимы пути Провидения Божия, предопределяющие пути человеку. Со мной, вот уже в третий раз в продолжение последних двенадцати лет, происходят перевороты, которые меняют весь строй моей жизни. Хотя я никогда не забывал молитвенно простирать руки к Богу в надежде на Его милосердие и всепрощение, но мог ли себе представить, что мой первоначальный светский путь, казавшийся естественным и вполне соответственным моему рождению и воспитанию, продолжавшийся так долго и с таким успехом, не тот, который мне предназначен Богом? И как я должен был убедиться в этом? Несомненно, путем испытаний и скорбей, ибо известно, что скорби – это лучшие провозвестники воли Божией, и от начала века они служили людям знамением избрания Божия. Испытав с восьмилетнего возраста сиротство, равнодушие людей, беспомощность и убедившись в необходимости проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением, я по окончании образования, еще в молодости, прошел все ужасы военного времени, подвиги самоотвержения, но, сохраненный в живых дивным Промыслом Божиим, продолжал свой первоначальный путь, претерпевая многочисленные и разнообразные испытания, скорби и потрясения, которые окончились семейным несчастьем – вдовством. Перенеся столько скорбей, я вполне убедился, что этот мир, который так трудно перестать любить, делается через них нашим врагом и что мне предопределен в моей жизни особенный, тернистый путь... Тяжело испытывать пути Божии! [...]

Иные опоясывали меня и вели туда, куда я не ожидал и не мечтал идти, и эти люди были, конечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание и сначала принял священство, а по вдовстве – монашество. Долго я переносил осуждения за эти важные шаги в жизни и хранил в глубине своего скорбного сердца истинную причину их. Но наконец Сам Господь оправдал мое монашество в ближайшем моем участии в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима. Ныне, по всеблагой воле Господа, я призываюсь на высокое служение Церкви Христовой в сане епископа».

Еще много святительских трудов понесет владыка Серафим вплоть до 1937 года и дня своей мученической кончины на полигоне Бутово под Москвой. Однако самой важной вехой жизни святого стал его труд над «Летописью» Дивеевской обители. «Летопись» эта выдержала до революции два издания, в 1896 и 1903 годах. На тот момент книга наиболее достоверно отражала все события, произошедшие со дня основания монастырей в Сарове и Дивееве и до момента написания. Она рассказывает о первоустроительнице, матушке Александре, содержит жизнеописание преподобного Серафима и близких ему людей. В 1902 году архимандриту Серафиму было видение, о котором он впоследствии рассказал своему духовному сыну протоиерею Стефану Ляшевскому: «По окончании “Летописи” я сидел в своей комнатке в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келлию вошел преподобный Серафим и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение: так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал:

– Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь за нее.

С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю:

– Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас.

Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».

Братья и сестры, чудесны святые, чудесны их жизни. Будем знакомиться с ними, читать и тоже радоваться.

Священномучениче Серафиме, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать