1 августа. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец

1 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Церковный календарь. 1 августа (19 июля ст. стиль).

 

Сегодня Святая Церковь совершает память: прп. Макрины Каппадокийской, сестры свт. Василия Великого (IV век); прп. Дия Константинопольского, игумена (IV – первой половины V века); блгв. кн. Романа (Олеговича) Рязанского (XIII век); прп. Паисия Печерского, в Дальних киевских пещерах подвизавшегося (XIV век); блж. Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его блгв. кн. Милицы (во святом крещении Евфросинии), Сербских святых (XIV – начало XV века).

Обретение мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца в 1903 году.

Празднуется собор Курских святых.

Прославляется икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

 

Братья и сестры, о жизненном пути преподобного батюшки Серафима Саровского мы говорили 15января, а сегодня особо поговорим о событии прославления святого угодника Божия, обретения его мощей в 1903 году и вспомним ряд особо ярких наставлений Саровского чудотворца. Прославление преподобного Серафима Саровского состоялось через 70 лет после его кончины.

19 июля, в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа, так же как и преподобный Сергий Радонежский.

Духовный путь преподобного Серафима отмечен большой скромностью, присущей русским святым. С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходил от силы в силу в своем стремлении к духовному совершенству.

Восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового служения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и безмолвие сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, далеко превосходящие естественные человеческие возможности, гармонично и просто входят в жизнь святого.

Он оставил нам краткие, но прекрасные наставления, записанные отчасти им самим, а отчасти слышавшими их. Незадолго до прославления святого была найдена и в 1903 году напечатана «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни», состоявшаяся в конце ноября 1831 года, чуть больше чем за год до его преставления. Беседа эта явилась драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу русского святоотеческого учения.

«Пост, молитва, бдение и всякие другие дела христианские, – учил преподобный, – сколько ни хороши сами по себе, однако не в делании лишь только их состоит цель нашей жизни христианской, хотя они и служат средствами для достижения ее. Истинная цель жизни нашей христианской есть стяжание Духа Святого Божия».

Являя благодатные дары и силу Божию людям, преподобный Серафим назидал приходивших к нему, как идти узким путем спасения. Проведя всю жизнь в подвигах, непосильных для обычных людей, он советовал идти святоотеческим «царским (средним) путем» и не брать на себя чрезмерно трудных деяний. Он говорил: «Выше меры подвигов принимать не должно; а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей».

Самым главным подвигом и средством к стяжанию Святого Духа преподобный считал молитву. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но [...] молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Если святому старцу жаловались на невозможность исполнять молитвенное правило, то он советовал молиться постоянно: и во время труда, и шествуя куда-либо, и даже в постели. «А если кто располагает временем, – говорил преподобный, – пусть присоединяет и другие душеполезные молитвословия и чтения канонов, акафистов, псалмов, Евангелия и Апостола». Святой советовал изучать порядок богослужения и держать его в памяти.

Преподобный Серафим считал необязательными длинные молитвенные правила и своей Дивеевской общине дал правило легкое. Божия Матерь запретила отцу Серафиму обязывать послушниц к чтению долгих акафистов, чтобы этим не наложить лишней тяжести на немощных. Но при этом святой строго напоминал, что молитва не должна быть формальной. Вот его слова: «Те монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, – не монахи, а черные головешки!»

Знаменитым стало Серафимово правило для тех мирян, которые в силу жизненных обстоятельств не могут читать обычные утренние и вечерние молитвы: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся», единожды – «Символ веры»; занимаясь необходимыми делами, с утра до обеда творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» или просто «Господи, помилуй», а от обеда до вечера – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного» или «Господи, Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешного».

Преподобный говорил, что, исполняя это правило со смирением, можно достигнуть христианского совершенства и в мирской жизни. «Душу снабдевать надобно Словом Божиим. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным», – наставлял святой подвижник Саровский, сам постоянно прочитывавший весь Новый Завет в течение недели.

Каждое воскресенье и каждый праздник неопустительно приобщаясь Святых Таин, преподобный Серафим на вопрос, как часто следует приступать к Причащению, отвечал: «Чем чаще, тем лучше». Священнику Дивеевской общины Василию Садовскому он говорил: «Благодать, даруемая нам Приобщением, так велика, что как бы ни недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступал ко Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться благодатию Христовою, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».

А сам он светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он с избытком наполнял сердца окружаюших, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос воскресе!».

Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать