5 мая. Антипасха. Неделя 1-я по Пасхе, апостола Фомы

5 мая 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 5 мая, Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы, которая называется Неделею Новой или Неделею Антипасхи (греческое слово «анти» значит «вместо»), то есть обновление Пасхи.

В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется Неделею святого Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресенье называют восьмым днем Пасхи.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Древен и с доброю целью установлен закон чтить день обновления, или лучше сказать, с днем обновления чтить новые благодеяния. Но разве не обновления день был и первый воскресный день, последовавший за священною и светоносною ночью? Для чего же даешь сие наименование нынешнему дню? То был день спасения, а этот день воспоминания спасения».

Событие, которому посвящена Антипасха, было в восьмой день по Воскресении. Апостол Фома отсутствовал при первом явлении Спасителя ученикам. По-видимому, его не было в городе. Апостолы, которых встретил Фома, с радостью возвестили о Воскресении Учителя. Можно предположить, что они рассказали и о том, что Иисус дал им осязать руки, ноги и ребра. Поэтому понятно его желание: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 2, 25).

Неверие апостола Фомы не имеет ничего общего с той затвердевшей невосприимчивостью к чуду Воскресения, которое мы видим у иудейских вождей. Это было вполне естественное желание утвердить веру на явных и очевидных свидетельствах. Воскресший Иисус в восьмой день обновил для апостолов Свое явление, представ перед ними в горнице, двери которой были затворены. На сомнение апостола Фомы Спаситель отвечает его же словами, точно повторяя требование, которое высказывал сам Фома. Это не могло не поразить сомневающегося ученика: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20, 27). Именно поэтому, наверное, Фома не воспользовался приглашением Учителя осязать Его руки, ноги и ребра, а тут же поверил и исповедал Иисуса Христа как Бога: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28).

Люди, упорно отрицающие Божество Спасителя мира, обходят это место Евангелия. Что узнаем мы из Евангелия об апостоле Фоме до этого, такого яркого момента, до этого, такого драматичного заявления: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 2, 25)?

Такой вот, например, эпизод. Господь хочет идти в Вифанию к занемогшему, а в действительности уже умершему Лазарю. Ученики отговаривают Его: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? (Ин. 11, 8). Они боятся за Него. Боятся, что вполне естественно, и за себя. Становится понятно, что Христос поступит так, как Он решил. И что же? Раздается голос Фомы: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Господь так дорог для апостола, что он и смысла не видит в жизни без Него – настолько, что готов без страха с ней расстаться.

Но все же он пережил смерть Наставника. Что происходит в его душе? Можно только догадываться. И тут ему говорят, что Господь воскрес. Мудрено ли, что он заявляет: «Не поверю, пока не увижу!» Он просто понимает, что если обманется, ему этого не вынести... А как Господь относится к его «требованию»? Осуждает, гневается? Нет – удовлетворяет его: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои (Ин. 20, 27). Потому как знает: слова неверия рождены любовью и исторглись из уязвленного скорбью о Нем сердца.

В русском разговорном языке Антипасха часто называется Красной горкой, так как это – первый день после многодневного Великого поста и Пасхи, когда позволяется совершать таинство Брака.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613);

блгв. кн. Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского (перенесение мощей, 1834);

апп. Нафанаила, Луки и Климента (I);

мч. Епиподия Лионского (около 177);

прп. Виталия (609–620);

сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941) (Серб.);

сщмч. Евстафия Малаховского пресвитера (1918); мч. Димитрия Власенкова (1942).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Пусть воскресший Господь по молитвам ваших небесных покровителей дарует вам премирная Своя и благая! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы