4 сентября. Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие

4 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 4 сентября, Православная Церковь совершает праздник в честь святых мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Зинона и прочих.

Мученики Вифинские и Фракийские Агафоник, Зотик, Феопрепий (Боголеп), Акиндин, Севериан, Зинон и прочие приняли смерть за Христа во время правления императора Максимиана (284–305).

Мученик Агафоник происходил из знатного рода Гиппасиева, жил в Никомидии. Сведущий в Священном Писании, он обратил к вере во Христа многих язычников, в том числе и самого первенствующего члена Сената (принцепса).

Комит Евтолмий, посланный в Понтийскую (Причерноморскую) страну, в местности Карпен распял учеников христианина Зотика, отказавшихся принести жертву идолам, а самого Зотика взял с собой.

В Никомидии Евтолмий схватил мучеников Агафоника (с принцепсом), Феопрепия, Акиндина и Севериана. После истязаний Евтолмий повел их во Фракию на суд императора, но по дороге, в местности Потама, умертвил Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли далее идти за колесницей правителя из-за полученных ими во время истязаний ран.

Мученик Севериан был умерщвлен в Халкидоне, а мученик Агафоник с другими по приказу императора были усечены мечом в Силиврии.

Мощи мученика Андроника находились в Кенополе – пригороде Константинополя, где при императоре Константине Великом был построен храм-мартирий; в нем, а также в церкви Святой Феодоры в Ксирокерке торжественно отмечалась его память.

Мощи мученика Агафоника в церкви в честь его имени в 1200 году в Константинополе видел русский паломник Антоний. В ХIV веке архиепископ Силиврийский Филофей посвятил мученику Агафонику похвальное слово.

* * *

В русском языке слово «мученик» связано со словом «мучение». Естественно, что, услышав это слово, в первую очередь думаешь о муках, которые претерпевали христиане за веру. Однако интересно, что  слово martys, которое у нас переводят как «мученик», на древнегреческом значит «свидетель». На первый план в звучании этого слова выступают не собственно муки и страдания, а то, ради чего на них шли и что они должны были подтвердить, продемонстрировать.

Язык Нового Завета подсказывает нам, что мученик – это тот, кто ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Дело в том, что буквально сразу после смерти и воскресения Христа и до нынешнего времени, на протяжении всей человеческой истории, множество людей отказывались и отказываются верить в реальность этих событий. Порой целые могучие государства с их отлаженным репрессивным аппаратом требовали такого отказа и от самих христиан, требовали от них согласиться с тем, что Христос не был Сыном Божиим, что он не воскресал, что он не победил смерть. И готовность христианина пойти на мученическую смерть являлась самым убедительным подтверждением или свидетельством веры в реальность евангельской истории. Убедительным до такой степени, что порой сами мучители становились христианами. Приятие мучениками страданий и смерти вслед за Христом и вместе с Ним было для них единственно верным доказательством того, что история с распятием Бога, смертью и воскресением является не вымыслом и легендой, а настоящей правдой. Более того, это является самой настоящей реальностью и для каждого человека, призывом, обращенным к нему, – следовать за Христом.

В этом смысле каждый настоящий христианин – мученик. Можно и не претерпеть именно мученической смерти, не закончить жизнь однократным героическим деянием, но все равно следовать за Христом в смысле принятия жизненного креста и каждодневного самопожертвования ради ближних.

Неслучайно, что главным символом христианства стал именно крест, орудие самой позорной казни в античную эпоху.  Поклоняясь кресту, поклоняются и мучениям, принимают их необходимость и даже благотворность.

Людей всегда поражало, как христиане во времена преследований шли на смерть – с кротостью и радостью, благословляя своих гонителей. Они собственным примером (а что может быть убедительней?) демонстрировали, что Христос «смертью смерть попрал», что смерть не всесильна, и что за гробом существует иная, вечная жизнь. Как писал протоиерей Александр Шмеман, «Церковь превозносит мученичество так высоко именно потому, что для нее оно есть доказательство самого главного христианского утверждения: воскресения Христа из мертвых, победы над смертью… Смерть каждого мученика есть вечно совершающаяся победа смерти Христовой».

Именно об этом свидетельствует подвиг святых мужей, память которых мы сегодня совершаем.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

сщмч. Горазда, еп. Чешского и Моравско-Силезского (1942);

прп. Исаакия Оптинского (1894);

сщмч. Афанасия еп. (270–275), прп. Анфусы (около 298) и слуг ее, мчч. Харисима и Неофита (270–275);

мц. Евлалии девы (около 303);

сщмчч. Макария, еп. Орловского, Иоанна Бояршинова и Алексия Наумова пресвитеров (1918); сщмчч. Феодора, еп. Пензенского, и с ним Василия Смирнова и Гавриила Архангельского пресвитеров (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Великолукского, Алексия, архиеп. Омского, Александра Ратьковского, Михаила Люберцева и Феодора Маляровского пресвитеров, прмчч. Илариона Цурикова, Иоанна Лабы и Иерофея Глазкова (1937);

совершается празднование Грузинской иконе Божией Матери (1650).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать