Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Христос воскресе, дорогие телезрители! Сегодня, 4 мая, в субботу Светлой седмицы, Православная Церковь совершает праздник в честь обрéтения мощей преподобного Феодора Санаксарского.
Преподобный Феодор Санаксарский родился в 1718 году в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при Святом Крещении был наречен Иоанном. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Родители воспитывали Иоанна в вере и благочестии.
Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты. Живя в столице, в довольстве, среди веселых и беспечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои благочестивые природные наклонности, однако Господь не оставил юношу погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию следующим образом.
Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастьем. Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира – и тайно бежать в пустыню.
Иоанн, наскоро собравшись, спешно выехал из столицы с одним слугой, как бы в родительский дом. Отъехав несколько верст от города, юноша отпустил слугу обратно, а сам переоделся в нищенскую одежду и пошел на берега Двины в поморские леса. Там молодой подвижник нашел в чаще опустевшую келлию и жил в ней один более трех лет, подвизаясь в посте, молитве и терпении скорбей.
Вскоре местное начальство озаботилось усилением наблюдения за раскольниками, селившимися в северных лесах, и пустынниками, а вместе с ними и всеми, кто, и не имея отношения к расколу, проживал без документов. И Иоанн вынужден был перейти в Площанскую пустынь Орловской губернии. Там Иоанна поселили в одной из отдаленных келлий в лесу. Но при очередной проверке Иоанн был взят как не имеющий вида на жительство.
При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому сразу был доставлен в Санкт-Петербург к императрице Елисавете Петровне. Императрица предложила Иоанну вернуться в полк в прежнем звании, но он попросил только одного: «Дайте мне умереть монахом». Он просил разрешения подвизаться в Саровской пустыни, но для принятия монашеского пострига его оставили в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга.
После трех лет послушания 13 августа 1748 года тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор. При постриге присутствовала императрица Елисавета Петровна. Видя и зная истинно подвижническую жизнь преподобного Феодора, государыня была к нему по-матерински милостива и внимательна, А наследник, впоследствии император, Петр Феодорович и вовсе любил при случае повторить, что в «Александро-Невском монастыре только один монах – Ушаков», уважая его подлинное благочестие и добродетели.
Вскоре петербургские жители, хотевшие жить в мире богоугодно, начали приходить к святому Феодору за советом и утешением. Но жившие в обители ученые монахи, из зависти, а затем и ненависти, начали жаловаться, что простой-де монах привлекает к себе народ, беспокоит обитель и производит соблазн. Чада старца многие годы все терпели со смирением, принимая поношения с радостью. Но настолько возросла злоба вражия, что уже и к смерти готовился святой Феодор, но, не желая мстить, все терпел великодушно, молясь за своих обидчиков, хотя и имел возможность доложить императрице о творящихся беззакониях.
Потерпев таким образом девять лет, преподобный Феодор просил начальство лавры отпустить его в Саровскую пустынь. Получив желаемое увольнение, преподобный исходатайствовал у Священного Синода отпускные грамоты для своих духовных чад, желавших следовать за старцем в Саров, и в 1757 году выехал из Петербурга.
Через два года преподобный переселился в Санаксарскую пустынь со всеми своими учениками. 13 декабря 1762 года отец Феодор был рукоположен в иеромонаха и назначен настоятелем. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. Высочайшим указом от 7 марта 1765 года велено было Санаксару именоваться монастырем. По причине умножения братии была построена каменная двухэтажная церковь.
По несправедливому обвинению в 1774 году было указано: «Оного Феодора, лиша настоятельского и иеромонашеского звания, отослать яко человека безпокойного простым монахом в Соловецкий монастырь, препоручив начальнику оного монастыря неослабное за ним смотрение».
Девять лет прожил святой страдалец в Соловецком монастыре в самом строгом заточении. По ходатайствам его учеников дело отца Феодора было пересмотрено и велено было возвратить старца в Санаксарскую обитель в прежнем сане иеромонаха.
И опять многие из приезжавших и из братии стали ходить для наставлений и бесед к отцу Феодору. Настоятель, хоть и бывший ученик старца, посчитал себя униженным и стал жаловаться епархиальному начальству, будто тот смущает обитель. Вследствие разбора дела вход к отцу Феодору, даже с духовными нуждами, был воспрещен.
По прошествии нескольких лет, в 1788 году, настоятель умер. После его кончины преподобный Феодор, получив свободу и разрешение на выезды, поехал в Арзамас к своим духовным детям. Это посещение Арзамасской общины было последним. Потом он заехал в Саровскую пустынь и поспешил в Санаксар. Там после беседы с учениками душа преподобного старца Феодора мирно разлучилась с телом. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келлии до погребения, не издавало запаха тления.
Преподобный Феодор Санаксарский был самым духовно близким человеком на земле для своего племянника, прославленного адмирала Российского флота Федора Ушакова. Его и назвали в честь преподобного. Не было никого, кто оказал бы на будущего адмирала большее влияние, чем этот благодатный старец.
* * *
Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:
сщмч. Ианнуария епископа и с ним мчч. Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона;
мч. Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппии, Диоскора, Сократа и Дионисия;
прав. Алексия Бортсурманского;
мчч. Исакия, Аполлоса и Кодрата;
свт. Максимиана, патриарха Константинопольского;
сщмч. Иоанна Пригоровского пресвитера, св. Николая Писаревского исп., пресвитера, сщмч. Алексия Протопопова пресвитера.
Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета! Воистину воскресе Христос!
Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 25 апреля 2024
Беседы с батюшкой. Священник Михаил Дудко. 23 апреля 2024
Литургия Преждеосвященных Даров 24 апреля 2024 года
Этот день в истории. 24 апреля
Церковный календарь 24 апреля. Мученики Прокесс и Мартиниан
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!