3 апреля. Великий пост. Преподобный Серафим Вырицкий

3 апреля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 3 апреля, Православная Церковь совершает празднование в честь семидесятилетия со дня преставления преподобного Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника. Родители мальчика, Николай Иванович и Хиония Алимпьевна Муравьевы, были истинно верующими, богобоязненными людьми.

Для супругов Муравьевых православие было не просто внешним благочестием и обрядом, но глубоким и сокровенным внутренним бытием. С детских лет в мальчике проявились те свойства христианской души, которые во всей полноте раскрылись в зрелые годы. Человеколюбивый Господь даровал ему сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительную память.

Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь. В юности Василий зачитывался житиями святых. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская... Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость.

В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа. Для ближних это намерение до поры оставалось тайной. По-прежнему владело Василием неугасимое стремление к монашеской жизни. Настал момент, когда оно охватило его с непостижимой силой. Ему было тогда около четырнадцати лет.

В горячем порыве пришел он в Александро-Невскую лавру и просил о встрече с наместником. Однако игумен в тот день отсутствовал. В ту пору в лавре подвизалось несколько старцев-схимников, известных во всей России. Василию предложили встретиться с одним из них. На коленях, со слезами поведал отрок старцу о своем заветном желании. В ответ же услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Так была явлена Василию воля Божия.

Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет. Помогая ряду храмов и обителей, Василий Николаевич, как милосердный самарянин, постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книги.

В течение многих лет Василий Николаевич Муравьев вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые обществом. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Случалось, что он, не раздумывая, отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Верный ученик преподобного Варнавы Гефсиманского сперва собирался поступить в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, чтобы подвизаться у мощей своего духоносного наставника в Гефсиманском скиту. Однако Господь судил иначе. Василий Николаевич неожиданно получил благословение митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина на принятие монашеского пострига в Александро-Невской лавре. Как оказалось, такой поворот дела был для него спасительным. Обитель преподобного Сергия вскоре была упразднена властями. Так Промыслом Божиим Василий Николаевич остался в Петрограде!

13 сентября 1920 года Василий Николаевич Муравьев подал прошение в духовный собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии, на что получил согласие и первое монастырское послушание – послушание пономаря. В это же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича Ольга. Все имевшееся Муравьевы пожертвовали на нужды обителей. Только в лавру Василий Николаевич передал сорок тысяч рублей в золотой монете – по тому времени целое состояние!

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. Активное участие принимал отец Варнава в деятельности Александро-Невского братства защиты святой православной веры – самого массового церковно-общественного движения Петрограда начала 1920-х годов. 11 сентября 1921 года митрополит Вениамин возвел отца Варнаву в иеромонаха.

Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий, от простолюдина до утонченного интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве.

Во всем: и в молитве, и на послушании, и в самоотверженном служении людям – подавал отец Варнава пример истинно монашеской ревности о Господе, трудолюбия и терпения. Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варнава вместе с тем служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел. Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия лавры решили избрать иеромонаха Варнаву членом духовного собора с назначением его на один из ключевых административных постов лавры – пост казначея.

Перед тем как начать свое старческое служение, отец Варнава выразил желание облечься в великую схиму. При постриге в великую схиму он был наречен именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни. В смутное время в келлии отца Серафима сходились пути многих людей, ревновавших об истине. Смиренному схимнику было свыше открыто то, чего не мог постичь обычный человеческий ум.

На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. К лету 1930 года отец Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита – юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. С началом Великой Отечественной войны старец усилил подвиг моления на камне – стал совершать его ежедневно.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года.

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Иакова исп., еп. (VIII–IX);

свт. Кирилла, еп. Катанского (I–II);

свт. Фомы, патриарха Константинопольского (610);

сщмч. Владимира Введенского пресвитера.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать