Церковь и мир (Астрахань). «Каков поп, таков и приход»

2 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с иереем Виталием Семеновым.

– Как быть, если вам кажется, что батюшка не прав, а вы, простой прихожанин, правы? Имеете ли вы возможность поспорить с ним? Может ли священник дружить с прихожанами и как правильно выстроить взаимоотношения служителей и мирян, чтобы получился консенсус, взаимопонимание? Тема нашей программы – «Каков поп, таков и приход».

Что для священнослужителя означает окормление его духовных чад?

– Если говорить коротко, то это одно из важнейших предназначений священников, которые возложил на него Господь и Его Святая Церковь. Поэтому священник призван быть пастырем, вести паству, которую вручил ему Господь Иисус Христос, к Нему же, к Архипастырю, то есть вести ко Христу, к спасению в жизни вечной. Для этого Господь избрал апостолов, чтобы они проповедовали Евангелие, созидали Церковь и вели к спасению тех, кто обращался ко Христу. Апостолы передали эту власть через рукоположение священникам, как мы об этом читаем в Священном Писании, в Книге Деяний апостольских. Пастырство – это предназначение каждого священника.

– Должен ли священник молиться обо всех своих духовных чадах, о тех, кто приходит постоянно в церковь, по выходным?

– Священник на каждой службе молится обо всех тех, кто приходит в храм, кто занимается благоукрашением храма, кто является благодетелем храма, кто строит, реставрирует храм. На каждом богослужении, и утром, и вечером, священнослужители молятся обо всех приходящих и помогающих этому храму. Но сугубо священник молится о так называемых духовных чадах – о тех людях, которые обращаются к священникам за духовной помощью, которые ищут спасения, ищут духовного руководителя в этом очень сложном, трудном и очень опасном духовном пути к спасению. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, главное делание священника – это молитва прежде всего о своей пастве, о тех людях, которые приходят ко Господу со своими нуждами, трудностями. Вручая их Господу, обращаясь и испрашивая у Господа помощи и милости, благодатного действия в отношении этих людей, священник непрестанно призван возносить свои молитвы о них.

– Очень интересно, что священник молится обо всех, но начали Вы с того, что священник молится о тех, кто благоукрашает храм, помогает храму. Значит ли это, что у батюшки есть чада более любимые и менее любимые?

– На самом деле здесь не то что более или менее любимые, хотя, как мы знаем из Священного Писания, у Господа были любимые ученики, в частности апостол Иоанн Богослов, который даже возлежал на груди Спасителя во время Тайной Вечери. Господь никому из апостолов не оказывал такого благоизволения, как апостолу Иоанну Богослову. Да, он был самый юный, поэтому его душа была наиболее открыта Господу; это раз. Во-вторых, как любой отец, как руководитель, священник печется о тех, кто слаб, немощен, кто наиболее нуждается в помощи, поддержке.

Поэтому волей или неволей, священник кому-то уделяет больше времени, кому-то меньше. Но это не значит, что священник предвзято к кому-то относится. Знаю, например, работники храма очень часто ревнуют священника к прихожанам, особенно к тем, кто делает первые шаги в храме, и говорят: «Почему Вы им уделяете время, а с нами у Вас даже нет времени пообщаться?» Есть такое, что священник, естественно, помогает. Как младенчик рождается в семье – все к нему, все над ним, все стараются именно о нем печься, потому что он больше всего нуждается в помощи в этот момент. Он самый беспомощный из всех членов семьи. Так же и в любом храме. Прежде священник печется о тех, кто наиболее беспомощен, кто делает первые шаги. И конечно же, любой священник печется о тех духовных чадах, которые неравнодушны к храму, к Господу, которые просят молитв, что-то для Господа стараются в своей жизни делать.

– Да, у Вас ответ был хороший, но в то же время мне хотелось бы его детализировать. Посмотрите, вот в семье растут дети. Зачастую родители кого-то больше любят, кого-то не то чтобы меньше любят, но больше жалеют. Священники – это же тоже люди…

– Естественно, мы все вообще люди-то страстные. Священник тоже человек, которому дана благодать священства, но при этом человеческие качества остаются при нем. Естественно, у священника есть те прихожане, к которым у него душа больше расположена, лежит, он из-за них больше переживает, а есть те, из-за которых меньше. Но здесь много причин, почему так происходит. Я попытался в самом начале рассказать об этих причинах. На самом деле такое тоже есть.

– Существует ли на приходах проблема межличностных взаимоотношений, может ли мирянин сделать замечание настоятелю или любому другому батюшке?

– Вопрос очень серьезный и глубокий, потому что речь идет не просто о взаимоотношениях пастырей и паствы. Речь идет о созидании прихода как большой христианской общины, христианской семьи, где есть отец, мать. Как говорят, отец – это настоятель или игумен монастыря, Церковь – это мать, а прихожане или монахи – это чада Божии. На самом деле формирование приходской семьи является приоритетом для каждого настоятеля. Изначально апостолы формировали именно христианские общины. Эти христианские общины как раз были теми церквями, которым отправляли свои послания апостолы. Поэтому мы, продолжатели апостольского служения, как раз должны стремиться к тому, чтобы у нас появлялись общины и отношения были именно как в семье.

С другой стороны, как в любой семье, хоть и говорят, что яйца курицу не учат, отец все равно слушает своих детей, он к ним внимателен, слушает их просьбы, их потребности. Он бывает к ним порой строг, а бывает, наоборот, награждает их, поощряет за что-то. Так же и здесь, на любом приходе. Другое дело, когда человек извне приходит в семью и начинает что-то требовать, делать замечания: у вас неправильный уклад, папа не так делает… Естественно, папа будет возмущаться. Когда приходит чужой человек, да пусть даже друг семьи, и начинает управлять... А кто ты, собственно говоря, такой, чтобы в моей семье управлять? Что ты для этой семьи сделал, чтобы какие-то замечания делать и так далее?

То же самое можно отнести к приходу. Когда человек, ничего не делая для приходской общины, для этого храма, пытается учить, пытается делать какие-то замечания, я считаю, что это неправильно, потому что прежде чем что-то высказывать, какое-то свое мнение, нужно сначала вникнуть, почему так происходит. Да, есть какие-то вопиющие случаи, например грубость, невнимательность со стороны работника или даже священника. Да, ко мне порой подходят (слава Богу, это редко бывает) прихожане и говорят: «Мы столкнулись с таким-то фактом на вашем приходе». Я, естественно, пытаюсь все это разобрать, выяснить, в чем причина, почему так произошло, и предотвратить, чтобы в дальнейшем такого не происходило.

Естественно, каждый человек, приходящий в храм, ищет любви, потому что Бог есть любовь. Естественно, те, кто назвал себя Его учеником, кто является христианином, тоже должны исповедовать эту любовь. Но любовь – это понятие настолько глубокое и настолько неизвестное современному человечеству, что все сводится к уровню: «все меня должны слушать, ко мне должно быть внимание, меня должны жалеть, с моим мнением считаться и мне ваше мнение вообще неинтересно». На самом деле любовь подменяют самолюбием. А ведь любовь – это, наоборот, жертва, это когда не для меня, а я отдаю, я что-то делаю.

Поэтому, естественно, я воспринимаю критику, кода человек является прихожанином храма, когда у него сердце болит о приходе, когда он на самом деле небезразличен к тому, что происходит во время богослужения, какое качество пения или что кто-то громко разговаривает и так далее. И то я всегда советую прихожанам: никогда сами замечания не делайте, лучше скажите батюшке, а батюшка подойдет, поговорит с прихожанином. Не должно возникать таких соблазнов, что я пришел в храм, а мне какая-то бабушка или какой-то мужчина замечание сделали. Все-таки в храме прежде всего действует авторитет священника. Именно это я хотел бы отметить. А еще я хотел бы обратить внимание на то, что когда человек хочет сделать замечание, он должен помолиться: «Господи, вразуми. Полезно это будет (не для меня – вообще для всех прихожан, для батюшек) или неполезно, то, что возник у меня сейчас этот помысел?» Если возник такой помысел и вы молились, а Господь не отводит от вас этот помысел, помолитесь: «Господи, если Тебе угодно, помоги мне донести это до настоятеля; если нет – лучше отведи».

Постарайтесь выбрать время, когда с настоятелем можно пообщаться и с любовью это сказать, но так, чтобы не превозноситься, а смиренно, в кротком духе: «Батюшка, мне вот мысль такая пришла… Как Вы благословите? Чтобы лучше у нас на приходе было?» Я уверен, что любой настоятель очень благожелательно отнесется к каким-то предложениям. Естественно, тогда он скажет: «Давай тогда помогай в этом направлении, принимай участие». Это точно я могу сказать. И еще очень важный момент. У нас на приходе часто бывает такое: приходит кто-то из прихожан или работник храма с предложением, мол, так и так хорошо было бы сделать. Я говорю: «Слушай, давай помолимся, подождем». И потом вдруг выясняется, что его мнение совершенно не принесло никакой пользы. Потом бывает так, что просят прощения: «Батюшка, простите, что этот вопрос поднимал; сам разобрался, все это не так, как я себе представлял». В таких взаимоотношениях между людьми всегда нужно поступать по любви: как вы бы хотели, чтобы к вам относились, так и вы относитесь.

– Есть ли какие-то типичные ошибки у прихожан, которые вызывают у священнослужителей раздражение или даже гнев?

– На самом деле всегда вызывает внутреннее отторжение проявление своеволия и гордости со стороны прихожанина. Господь сказал: «Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Но когда душа неспокойна, все не так. Даже преподобный Силуан Афонский говорит, что гордый, даже если в раю его посадить, и там себе покоя не найдет – будет все время смущаться, думать, возмущаться: а почему тому ближе место ко Господу и больше блаженства, а я дальше? Он и там себе покоя не найдет, и другим не даст. Вот это часто бывает, вызывает внутреннее возмущение.

А еще бывают такие ошибки прихожан – они начинают считать себя хозяевами прихода и делать замечания людям или давать им духовные советы. Я бы хотел от этого предостеречь, потому что если вы хотите заниматься катехизаторской деятельностью, то для этого нужно иметь соответствующую подготовку, желательно даже духовное образование. Нужно иметь на это благословение священника, прежде всего настоятеля прихода, и тогда вы можете быть и консультантом в храме, и катехизацией заниматься, огласительными беседами при крещении. И Господь вам за это даст награду великую на небесах. Но когда человек занимается своеволием и начинает какие-то духовные советы давать, которые он слышал от какой-то знакомой бабушки, и тем самым вредить не только своей душе, но и душе человека, который это слушает и потом это все будет делать, – это, конечно, вызывает и смущение, и возмущение. Я достаточно строго отношусь к этому у нас на приходе.

– Еще один вопрос: может ли священник дружить с прихожанами?

– Очень хороший вопрос, потому что я очень хотел бы дружить с прихожанами. А знаете, что мне прихожане сказали? «Батюшка, у нас друзья есть; нам батюшка нужен, не друг. Мы хотим к Вам как к священнику относиться». Поэтому священник, конечно же, должен быть близок к пастве, но есть грань, которую лучше не переступать. Это грань панибратства. Конечно, я и в гости к себе прихожан приглашаю домой и так далее. Но, услышав это от своих прихожан, я понял, что людям в современном мире нужно даже не столько человеческое общение (его можно получить), сколько общение духовное. А пастырь должен быть примером и источником этого духовного общения, огнем духовным, который свое сердце зажигает, а от него зажигает сердца других людей. Такое общение нужно прихожанам прежде всего.

Ведущая Римма Хохлова

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать