Царская семья: уроки человечности и красоты. Урок 1

14 июля 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
Урок 1. Царские дни - для православной России это особое время. Оно включает в себя церковные торжества и множество культурных, просветительских мероприятий, призванных прославить подвиг св. Царственных страстотерпцев. Ту же цель ставит перед собой к.и.н. Юлия Комлева. Как историк, она добавит штрихи к портрету Царской Семьи, что позволит нам пристальнее всмотреться в их святость. Юлия Евгеньевна называет Царскую Семью алмазом, граненым деятельной любовью. И мы увидим, как постепенно эта семья становилась бриллиантовым ожерельем, которое украсило нашу Церковь и своей красотой призывает нас становиться лучше, чище и приближаться к Богу. Царская семья: уроки человечности и красоты.

– Прежде всего мне хотелось бы заметить, что эта тема незаслуженно забыта, закрыта пеленой советской историографии, на которую повлияла сильная целенаправленная большевистская пропаганда. Однако, как ни странно, к советской историографии и сейчас обращаются профессиональные историки, несмотря на то что можно применить в исследовании различные современные методики, приемы, концепции. Будем надеяться, что молодые ученые займутся изучением этого вопроса. Сама тема Царской семьи требует как раз применения новых технологий.

К примеру, существует хорошо отработанная антропологами концепция харизматичного лидера. Когда я смотрю на портрет нашего императора, то думаю о том, чтобы применить ее к образу нашего государя. Для многих будет странным, если я скажу, что Николай II был харизматичным лидером. Сразу возникает отторжение, потому что в свое время мы все с вами читали, что последний император был слабовольным человеком, посвятившим себя только семье; он не настоящий правитель, не государь, да и вообще разрушил Российскую империю.

Эту последнюю идею можно сразу отвергнуть как смехотворную: Николай II как человек и как правитель не был виноват в гибели империи. Не одна Россия пострадала в то время – империя как способ геополитической, социокультурной организации пространства перестала существовать: после Первой мировой войны не стало ни Австро-Венгерской, ни Германской, ни Британской империй. Эпоха империализма, колониализма ушла в прошлое, и другие народы не обвиняют в этом своих правителей. В некоторых странах монархическое устройство в измененном виде сохранилось до сегодняшнего дня: нам известно, что есть особо почитаемые людьми династии, и, к примеру, многие отмечают день рождения короля или королевы как большое торжество. Но даже там, где отказались от монархического строя, никто не расстрелял представителей правящей династии.

Если мы посмотрим на портрет Николая II, то обнаружим, что все черты харизматичной личности в нем присутствуют. Прежде всего, это чувствуется во взгляде государя, который передается через фотографии. Это необычный, пронизывающий взгляд, который притягивает к себе и завораживает. Абсолютно все современники императора отмечали, что при встрече с государем они видели лишь его глаза, взор, проникающий в душу. Именно такой особой чертой обладает харизматичный лидер: вокруг него стоит множество людей, но каждому кажется, что смотрят именно на него, обращаются только к нему лично.

Бывает, что ты, приехав в Великобританию, идешь по улице, видишь стенды с рекламой выставок, музейных экспозиций – и вдруг среди этого многообразия замечаешь портрет нашего императора, но что-то с ним не так, чего-то ему не хватает, а потом понимаешь, что это не Николай II, а его двоюродный брат – английский король Георг, который не обладал таким притягивающим взглядом. Они действительно были очень похожи, и отличить российского императора можно только по этому пронизывающему взгляду, который передается через фотопленку.

Вторая черта, которая отличала Николая II, – это его ораторский дар, способность убеждать собеседника, причем для этого ему не обязательно нужно было выступать с трибуны. Если мы обратимся к воспоминаниям не только друзей и тех, кто сочувствовал нашему императору, питал к нему симпатию, но и тех, кто его откровенно недолюбливал, то они обращали внимание на то, как говорил государь, как себя вел при личной беседе. Все подчеркивали особую манеру очень взвешенно говорить, мягко убеждая собеседника в своей правоте. Понятно, что Николая II с детства готовили к управлению государством и он всегда обдуманно подходил к тому, что сказать, но при этом у императора были врожденная мягкость, интеллигентность, способность убеждать, не прибегая к излишнему красноречию, и то, что он говорил, производило неизгладимое впечатление на собеседника. Я считаю, что это тоже определенный дар, который свидетельствует о харизме нашего государя.

В-третьих, нужно отметить то, что сейчас широко используется при создании, как говорится, имиджа политика, – это образ хорошего во всех смыслах человека: доброго, порядочного, примерного семьянина. Нужно сказать, что даже большевики не смогли исказить эту картину. Все, что они смогли придумать, так это то, что Николай II был «подкаблучником» своей жены-немки, и тем не менее никто не может оспорить тот факт, что он искренне любил свою семью, детей, жену и был очень хорошим человеком.

Николай II являлся прекрасным отцом, между ним и его детьми была очень тесная связь, что было весьма необычно для того времени. Это очень важно, если мы хотим действительно представить себе членов Царской семьи, понять, что они чувствовали. В истории есть такое направление, как теория ментальности, с точки зрения которой срок в сто лет не представляет для нас никаких сложностей, барьеров. Все основные современные ценности и идеалы сложились на рубеже XVIII – XIX веков, а к концу XIX века закрепились в общественном сознании окончательно. Поэтому человек, живший в начале ХХ века, мыслил примерно так же, как думает сейчас наш современник. Он точно таким же образом воспринимает добро и зло, относится к определенным событиям – исключая только какие-то одиозные вещи, происходящие в нашей современной действительности, к примеру гей-парады.

Так что мы можем воссоздать образ мышления, действий, которыми руководствовались тогда наши предки, и такое близкое общение с детьми было очень необычно как для государя, так и для наших современных политических деятелей. Это было нехарактерно и для матери наследника престола, потому что еще с XVIII века сложилась традиция, по которой будущего императора забирали у молодой неопытной матери и передавали старшей женщине в семье. Так формировалось искусственное отторжение между матерью и наследником, которое впоследствии могло привести к отсутствию взаимопонимания в семье, когда ребенок становился взрослым. Подобного не произошло ни с сыном Николая II, ни ним самим, и его мать Мария Федоровна – датская принцесса Дагмар – очень любила своего сына. Это была трогательная история взаимоотношений, которую мы можем увидеть на фотографиях, дошедших до нас, где молодая женщина играет со своим ребенком. Она просто обожала своего сына, сама воспитывала его. Именно поэтому она никак не могла смириться с тем, что государя с семьей расстреляли, что их больше нет, они умерли. К сожалению, это отчасти способствовало возникновению волны самозванцев, которая появилась после гибели Царской семьи.

Императрица Мария Федоровна вместе со своим супругом Александром III сумела так воспитать своего сына, что он стал не просто порядочным человеком, прекрасным семьянином, достойным правителем, но и, самое главное, настоящим христианином, устраивавшим свою жизнь по заповедям Божиим и ставшим в итоге святым. Была ли в этом заслуга матери Николая II? Несомненно. То, как она относилась к воспитанию детей, говорит само за себя: разумная строгость и даже аскетичность в быту, распорядке дня, обязательное трудовое воспитание, нужное для того, чтобы дети привыкали к самостоятельности и могли обслужить себя сами. Каждый вечер дети размышляли о прожитом дне и без утайки рассказывали отцу обо всем, что плохого или хорошего с ними произошло, и сами давали оценку своим поступкам. С молоком матери дети императорской семьи впитали в себя милосердие и сострадание. Они принимали участие в делах благотворительности, посещали больницы, своими руками делали подарки для малоимущих. Церковные праздники – особенно Рождество и Пасха – были самыми радостными для всей семьи.

Эти традиции воспитания детей были продолжены в семье Николая II, как им самим, так и его супругой, роль которой в воспитании детей была очень велика. Обе императрицы, и Мария Федоровна, и Александра Федоровна, могут преподать нам удивительные уроки материнства, в которых мы найдем для себя ответ на главный вопрос: «Как нужно правильно воспитывать своих детей?» Для меня, как для матери, это является актуальным. Это ведь очень тяжело! К примеру, ребенок тебя не слушается, и ты не знаешь, как себя повести: ругать его нельзя, бить тем более, а ты уже близка к тому, чтобы применить и то и другое. С другой стороны, все говорят, что он еще маленький, но ведь если все пустить на самотек, то что из него тогда вырастет? Сложный вопрос!

В современном обществе сейчас является редкостью, когда брат и сестра или две сестры разного возраста очень дружны между собой. Среди моих знакомых часто бывает, что в семье между детьми царит холодное отчуждение. Я уже не говорю о тех случаях, когда речь заходит о дележе наследства и близкие люди становятся врагами. Вот и возникает вопрос, как воспитать своих детей, чтобы они любили друг друга и сестры были лучшими подругами, а братья – настоящими друзьями.

Старшие сестры в Царской семье заменяли младшим мать. Как Александра Федоровна учила детей себя вести по отношению друг к другу, можно увидеть через письма, которые было принято писать, несмотря на то что они очень редко разлучались. Это делалось для того, чтобы у детей была практика общения, развивалась письменная речь, лучше усваивался другой язык. Вот, к примеру, наставление государыни: «Ты моя малышка, но ты старшая и потому присмотри за маленьким, когда вы пойдете в церковь. Ты его не тормоши, не дергай, если вдруг он забудет перекреститься, тихонько прикоснувшись, напомни ему». Думаю, что подобные «инструкции» можно воссоздать, сделать для себя образцом и тем самым получить ответ на вопрос, как смогла императрица так хорошо воспитать своих детей.

Можно даже пошагово проследить, как она их воспитывала. Поражает, что государыня никогда не «лезла в душу» к детям до такой степени, как некоторые матери, которые, любя своего ребенка, пытаются узнать всю информацию: куда он посмотрел, что его смутило или огорчило. Нет! К примеру, государыня пишет письмо своей дочери Ольге и говорит в нем: «Вот уже некоторое время я вижу, что ты грустна, но я не решаюсь спросить тебя напрямую о том, что случилось, потому что людям неприятно, когда их так расспрашивают...» Вот так мягко, деликатно, не задавая прямых вопросов, мать обращается к своей дочери, когда та переживала первые годы своего взросления. Мы видим, насколько тонко, чутко, с большим тактом относилась Александра Федоровна к своим детям. Это блестящий пример идеальной любящей матери, и этому нам нужно учиться и учиться. Возможно, какие-то дневниковые записи императрицы нужно для практической цели переработать, сформировать и опубликовать.

– «Царские дни» в Екатеринбурге – это время, когда есть возможность не только вспомнить о подвиге святых царственных страстотерпцев, почтить их память в Храме-на-Крови на Ганиной Яме, в эти дни можно пристально вглядываться в их лица и особенно остро ощущать, как много мы все, жители России, когда-то потеряли и что благодаря им обретаем сегодня.

– Наверное, в эти дни Господь нам дарует такую возможность – познакомиться поближе с семьей царственных страстотерпцев, которые сами присутствуют здесь своей благодатью. Мне кажется, что даже те люди, которые еще пока не могут этого осознать, посвятить время участию в мероприятиях, все равно приобщаются к ней. Фотографии, которые повсюду можно встретить в эти дни, невольно притягивают к себе взгляды людей. Даже на постановочных снимках мы чувствуем то тепло, ту любовь, которая выходила за пределы Царской семьи и распространялась на всех русских людей, всю нашу страну.

Есть и фотоснимки, которые были сделаны случайно, когда дети шалили. Ольга и Татьяна вспоминали, что, когда они заболели тифом и им обрили головы, они вынуждены были ходить в головных уборах, чтобы скрыть отсутствие волос. А когда доктор Е.С. Боткин решил сфотографировать их в саду, то по знаку старшей сестры Ольги они сняли с себя шляпы, чтобы на фотографии предстать лысыми. Когда мы видим эти «непостановочные» снимки, то невольно проникаемся сочувствием, симпатией к членам Царской семьи и нам хочется знать о них больше. А когда мы узнаем, то поражаемся их жизни, стараемся следовать их примеру, пытаемся стать лучше, приблизиться к Богу, может быть, даже чего-то при этом не понимая.

Если мы, к примеру, возьмем такую иерархию во взаимоотношениях, как муж и дети, и постараемся понять, почему детей нужно поставить на две ступени ниже, чем мужа (а не садить их на божницу), то мы начнем осознавать, что наша жизнь правильно выстраивается, появляется другое отношение к ней. Становится легче жить и понятно зачем. Даже если не получается сразу все рационально понять, охватить, поскольку человеческий ум ограничен, то, может быть, сначала просто попробовать следовать примеру семейных отношений в Царской семье? А потом, с Божией помощью, ты начнешь что-то понимать и осознавать, границы становятся шире, горизонт отодвигается, и растет желание изучать дальше этот образец святости.

 

Записала Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать