Таинства Церкви. Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина)

25 апреля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! От всей души поздравляю всех с великим праздником Светлого Христова Воскресения! Слава Богу, дожили до этого славного времени. Пасха – особое время духовной радости, ликования и упования на Господа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Первые слова (ирмос) Пасхального канона: Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. От земли к небесам привел нас Христос и даровал нам жизнь будущего века. Господь Своей жизнью дает возможность, чтобы наша с вами земля стала небом, чтобы наши квартиры стали храмами, чтобы наше сердце стало престолом Божиим. Это реальность, такая возможность у всех нас есть.

Мне вспомнилась одна история. Это было в XIV веке, когда халиф, взявший Иерусалим, закрыл все христианские православные храмы в святом граде Иерусалиме, которых было больше сотни. Однажды со своими сатрапами он объезжал на белом коне Иерусалим и вдруг слышит: почти из каждого окна раздается песнопение, слышны молитвы и обоняется запах ладана. Обернулся он к своим спутникам и говорит: «Чего я добился? Я закрыл сотни храмов, а открылись тысячи – христиане  свои жилища превратили в храмы».

У нас сейчас есть такая возможность: прежде всего свое сердце превратить в храм Божий, а затем – свои квартиры, дома, чтобы они поистине стали домами молитвы.

«Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновного, единого благословенного отцев Бога и препрославленного». Такие слова мы слышим в Пасхальном каноне.

У святых отцов и апостола Павла есть определенное мнение о том, какой будет жизнь будущего века. Мы говорим: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Да, будет жизнь будущего века, но какая она будет – от нас сокровенно. Апостол Павел в Послании к Филиппийцам сказал: ожидаем Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Из этого святые отцы сделали предположение, что все мы – маленькие и большие, с вирусом и без вируса, с зубами и без зубов, с разными немощами – воскреснем в возрасте Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его. Мы будем носить образ Христа не только в своей душе, но и в своем теле.

Поэтому жизнь будущего века обязательно будет, но начинается она сейчас, в нашей христианской жизни. Пасхальный канон нам говорит: «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается».

Иногда я бываю в общеобразовательных школах и спрашиваю ребят, какой у них самый любимый день в неделе. Они говорят, что, наверное, воскресенье. Почему воскресенье? Потому, что выходной, в школу не надо идти. (Хотя, наверное, сейчас, наоборот, все захотели бы пойти в школу, потому что уже соскучились, насидевшись на карантине столь долгое время.) Спрашиваю у них: что означает слово «воскресенье»? Они начинают думать и потом вспоминают, что это Воскресение Иисуса Христа.

Смотрите, как интересно: в нашу повседневную мирскую жизнь существенно вошло это величайшее событие – день в неделе назван событием Воскресения Христа. Но мало кто об этом задумывается. Вот так прочно мысль о бессмертии вошла в человеческую душу.

Федор Михайлович Достоевский однажды сказал: невозможно, чтобы любовь, однажды возгоревшаяся в моем сердце, и вера в Творца были когда-нибудь прекращены. Вот такая мысль есть у Достоевского.

Пасхальная неделя обращает наши мысли, наше сердце к самому главному – к бессмертию не только души, но и тела. Все Господь расставит на свои места. Господь ответил на самый страшный вопрос – что такое смерть; Христос и эту проблему решил за нас. Чем? Своим Воскресением. Что такое смерть? Временное расставание души с телом. А что потом? А потом вновь наша душа соединится с нашим телом, и будет жизнь будущего века. Правда, она будет разная. Сейчас мы все вместе на одной планете: добрые и злые, праведные и неправедные, верующие и неверующие – все мы вместе на огромном Земном шаре. А потом будет разделение: одни окажутся с Богом, другие – вне жизни с Богом. И все это зависит от нас самих. Одни окажутся в раю, другие – в аду.

Кто-то из мудрых людей сказал, что ад – это место, где Бог сказал человеку: да будет воля твоя. А рай – это место, где человек сказал Богу: да будет воля Твоя.

Все в жизни зависит от нас самих, от нашего выбора. И дай Бог, чтобы мы свой выбор сделали в сторону жизни. В Книге Второзаконие есть такие слова: «... жизнь и смерть предложил Я тебе... Избери жизнь».

Сейчас многие люди, в связи с теми событиями, которые происходят вокруг, обращаются к вере, видя в повседневной жизни смерть, и довольно часто. Во всяком случае, через СМИ накручиваются страшные новости, и человек подвигает себя к самому главному вопросу: а что со мной будет потом? И многие находят ответ: потом – жизнь будущего века. Было Воскресение Христово, значит – есть возможность воскресения и нашей бессмертной души. Как воскресил Христос из мертвых праведного Лазаря Четверодневного. Поэтому это реальность.

«Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет». Замечательный русский поэт однажды сказал:

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

Именно мысль о бессмертии нашей души помогает преодолевать жизненные трудности, которые выпадают на долю каждого из нас. Но мы должны понимать, что Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Эти пасхальные дни как раз свидетельствуют о том, что тихая пристань Богом всем нам уготована, то есть жизнь с Ним в ликующей и никогда не кончающейся жизни будущей.

А сейчас я постараюсь кратко ответить на поступившие вопросы.

«У меня рано умерла мама...» Кстати, когда я от людей слышу такие слова, всегда поправляю: «Не умер человек, а родился для вечности». Наш христианский взгляд на смерть именно таков: человек рождается для вечности. Про человека, который почил, мы говорим: усопший. Тот, кто уснул, – обязательно проснется. Мы говорим: новопреставленный, то есть предстал перед Творцом жизни. Иногда в записках пишут: новопереставленного. Кажется, смешно, потому что по форме слово неправильное, но по сути правильное – был в одном месте, а теперь переставился в другое. Человек не перестал быть, он просто поменял место, но живым остался.

«У меня рано умерла мама. Меня воспитывала бабушка, ее тоже уже нет в живых. Подаю записки, молюсь по усопшим, но не знаю, крещена была моя мама или нет. Как быть? Дома я поминаю ее, но как быть в церкви?»

Поминайте маму как крещеную, потому что лучше погрешить в милости, чем погрешить в строгости. Дух дышит где хочет. И Господь все знает. Молитвы о наших усопших родных и близких – это свидетельство нашей любви, а любовь никогда не будет посрамлена.

«У моей подруги родились двойняшки. Могу ли я стать крестной мамой им обоим? Или каждому мальчику нужна своя крестная? Очень хочу стать крестной и Даниилу, и Артему».

Дело в том, что мальчикам вообще-то нужен крестный. И крестная, конечно, тоже. Но если найдется крестный – хорошо; родители должны об этом побеспокоиться. Может быть, у Вас есть такой христианский друг. Вы можете стать крестной сразу обоим мальчикам. Помоги Вам Господи, чтобы быть доброй крестной, которая наставляла бы их в основах христианской веры.

«Подскажите, какими словами заканчивать исповедь. Иногда мне кажется, что возникает неловкая пауза».

Знаете, у нас в Москве никаких пауз в исповеди не возникает, потому что столько много людей, что не до пауз. А вообще, когда вы перечислили свои прегрешения, недостатки, падения, грехи, надо заканчивать определенными словами. Но сразу скажу, что слова могут быть произвольные, потому что христианство – это не математика; это живая духовная жизнь, а не жизнь по шаблону. Можно закончить такими словами: «Прости, честной отче, впредь обещаю от исповеданных мною грехов воздерживаться и исправить свою христианскую жизнь».

Вы не просто должны перечислить грехи. Хочешь быть здоровым – должен от плохого отречься и дать обещание впредь к этим грехам не возвращаться. Конечно, мы грешим повседневно. Но мы же моем руки каждый день. Сейчас, в период эпидемии, мы моем их еще чаще. Вот так же часто надо мыть и свою душу в таинстве Исповеди. Святые отцы говорили, что покаяние не начинается исповедью; покаяние заканчивается исповедью перед крестом и Евангелием. Покаяние – это целый процесс, это движение покаянной души, и исповедь перед крестом и Евангелием завершает процесс покаяния. «Покайтесь и сотворите достойный плод покаяния». Поэтому исповедь является завершением покаянного процесса в душе. А если его не было – вряд ли покаяние начнется в момент самой исповеди.

«Правда ли, что у священников бывает кризис веры?»

Не знаю, как у других священников, а у меня с кризисом как-то не сложилось, на кризисы нет времени. Милостью Божией меня кризис миновал.

«Как поступать, если муж постоянно хамит не только мне, но и моим родителям? При этом вины за собой не чувствует и меняться не собирается».

Конечно, плохо, когда такие отношения в семье, когда не было правильного и доброго воспитания. Основа наших повседневных отношений – доброжелательность, доброжелательность и еще раз доброжелательность. Апостол Петр советует в таких случаях: «Те мужья, которые не покоряются слову (то есть не слышат), пусть будут приобретаемы житием жен своих, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа.

Вот так описывает апостол, какой должна быть христианка. Что-то я редко встречал людей, особенно христианок, с кротким и молчаливым духом. Обычно на замечание – десять замечаний. Кто-то шутливо сказал: «Я принимал ее такой, какая она есть, и еще принимал успокоительное».

Кроткий и молчаливый дух способен повлиять. Мы же с родными сообщающиеся сосуды, и происходящее в одной душе, безусловно, будет влиять на душу, с которой мы имеем тесное общение. Поэтому пусть будет искренняя молитва, переживание за него, не будет к нему мстительного духа, а будет дух сопереживания. Ведь когда у нас палец или зуб болит, мы и то за него боремся, а тут муж. Поэтому хочется пожелать терпения и доброжелательности.

«Детские энциклопедии интересные, но там обязательно упоминается про миллиарды лет Вселенной, самозарождение жизни, эволюцию; даже упоминается Вавилонская башня, но тут же написано, что это легенда...»

Такие энциклопедии покупать не надо. Если уж такие встретились, там есть масса других положительных вещей. Есть замечательное средство: склеить между собой странички про эволюцию и миллиарды лет. Ну а на других страничках будет что-то назидательное и полезное.

«Я разрываюсь на две страны. В стране, где живет мать, есть возможность больше зарабатывать. А в другой стране – мой отец и мой дом родной, но постоянно не хватает финансов, да и просто нестабильная страна, но это моя родина. Может быть, есть какие-то молитвы, которые направят меня на путь истинный? Буду очень благодарна за совет».

Непростая, конечно, ситуация. Апостол Павел говорит: мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Старец Паисий Афонский говорит: сделай так, чтобы тобою были довольны твои родители, и тобою будет доволен Бог. Ваша обязанность – покоить старость отца и матери. Если не будет финансовой возможности помогать им, поддерживать их на плаву, как Вы тогда исполните эту заповедь? Поэтому, пока есть силы и возможность, зарабатывайте деньги, чтобы помогать и маме, и отцу. Да, вот так на два фронта, на две страны – а куда деваться? Но вообще надо на семейном совете решить так, чтобы Вы были в одном месте. Если такое невозможно, пока есть силы, помогайте и тому, и другому, ища воли Божией, чтобы Господь Вам и Вашим родителям даровал сил и помощь Божию.

Кстати, о самоотверженной любви, которая, чувствуется, в Вас есть, старец Паисий сказал: «За самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. А если человек делает что должно (и еще чуть-чуть), за это Господь дает двойную благодать».

«Мне изменил муж. Раскаялся, захотел сохранить семью – у нас двое детей. Я согласилась. И вот уже два года пытаюсь его простить; вроде живем как раньше, он старается, но у меня в душе до сих пор буря и гнев».

Редко кто старается сохранить семью и редко кто признается в измене. Это говорит о раскаянии Вашего мужа, о ваших человеческих отношениях. Но надо, чтобы человеческое стало духовным. По-человечески надо его простить и эту ситуацию пережить. Старец Амвросий говорил: Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают.

Простите – и Вам прощено будет. Ваша доброжелательность, доброе отношение и его изменят. На небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Ваш муж – грешник кающийся, а кающихся грешников Господь не оставит.

Наша пасхальная передача подошла к концу. Еще раз поздравляю всех со Светлым Христовым Воскресением! Давайте будем чаще Богу благодарны за величайший дар жизни, который Он даровал нам. Думаю, и в этой жизни Господь нас не оставит, потому что мы ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало, и играюще поем Виновного, единого благословенного отцев Бога и препрославленного.

Христос воскресе! Воистину воскресе! Мир вам, и Божие благословение пусть пребывает со всеми вами на всех путях вашей жизни. Воскресший Христос пусть помогает всем нам преодолевать все трудности. Он Сам преодолел самую главную трудность: смертью смерть попрал и сущим во гробех живот даровал. Аминь.

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​