Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

28 марта 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы продолжаем разговор с архимандритом Мелхиседеком, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и подворья монастыря Оптиной пустыни при храме святых апостолов Петра и Павла, что тоже в Ясеневе.

Я часто приезжаю на подворье, чтобы подать записки за родных и близких. Сейчас  подала записки на пост. И, немаловажное замечание, – не слишком большое пожертвование, вполне по силам.

– Поправлю: Вы передали записки с подворья для монастыря.

– Да.

– Просто будет не совсем понятно – ведь записки везде можно подать.

– Я подала записки на подворье, чтобы отправить в монастырь. В церковной лавке принимают записки именно в Оптину пустынь.

– Каждую субботу ездит автобус с паломниками, и эти записки передаются в монастырь.

– Все очень замечательно устроено. Принимая записки, всегда говорят, с какого числа начнут молиться. Все очень хорошо, добросердечно. Поэтому я часто приезжаю на подворье.

Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Поэтому молитесь друг за друга...

– И еще это лепта в монастырь, который, конечно, нуждается в нашей помощи и поддержке.

– Я вспоминаю покойного отца Никона (он похоронен в Крыму), который говорил, что любовь должна быть взаимной. Люди подают записки, монахи молятся, и вот эта взаимная духовная поддержка чрезвычайно важна в повседневной духовной жизни. Многие говорят, что имели реальную помощь. «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться», – советует апостол Иаков.

– Перейдем к вопросам. Первый вопрос от подростка. Он пишет: «Мне 14 лет, меня тянет в христианство. Возможно ли это, если мои родители иной веры? И как это сделать?»

Он не уточняет, какой веры родители, но, собственно, это и не важно. Представляете, подросток, у которого родители другой веры, смотрит нашу программу...

– Этот вопрос всколыхнул в памяти историю моей жизни. Я до 17 лет жил и воспитывался в обыкновенной неверующей семье. Хотя, вспоминаю бабушку, маму – в воскресенье они не работали. Хозяйственный день у нас был суббота, мы занимались стиркой, готовкой. За мной было закреплено: собирать белье со всех кроватей, протирать пыль и ходить в магазин. Тяжелые сумки с картошкой, капустой (необходимо было запастись на неделю) были на мне. Этим мы занимались только в субботу. Где-то в серванте стояла икона Спасителя (и сейчас она до сих пор сохранилась). Были яйца и куличи на Пасху. И было гостеприимство. Мама моя из Муромского района, и люди из деревни в советские времена периодически приезжали к нам, останавливались в нашей 2-комнатной квартире (хрущевке). Они приезжали, чтобы закупить продукты, а у нас был перевалочный пункт. На полу стелили постель. Вот такое я помню.

Длинная история, как я пришел к вере в неверующей семье. Родители, родной брат, все восстали, были против, но мне было не так важно, какого они мнения обо мне. Меня называли сектантом, баптистом, но у меня была определенная твердость, целеустремленность. Я им сказал: это мой выбор, мой путь. Во время Рождественского поста я сам себе что-то готовил. То есть скоромную пищу не ел. Потом бабушка, видя, что я вообще ничего не ем, начала что-то готовить, чтобы я не был голодным, начала привыкать к моему режиму. Постепенно и мама, и бабушка, и брат пришли к вере.

– Получается, Вы привели их к вере.

– Я считаю, что закладка христианская была от них, потому что жили, как говорится, по совести, гостеприимно, старались иметь стержень.

Поэтому с родителями спорить не надо, но своей линии твердо держаться. В 14 лет делать это сложно – все будут думать, что ты еще маленький, что все еще поменяется. Спорить с ними не надо, но свое дело делать. Вспоминаю совет отца Иоанна (Крестьянкина), который он давал одной христианке. Муж у нее был неверующим, и он советовал: резко ничего не меняйте во внешнем; все внимание обратите на внутреннего человека, исполнившись кротости, смирения, доброты и молитвенного духа. Потому что обычно все меняются внешне: длинная юбка, немытые волосы, черный платок, посты; в том числе это касается и супружеской жизни. Как пишет отец Иоанн (Крестьянкин), ведь муж женился не на монахине, поэтому не нужно заставлять его поститься против его воли.

Это очень тонкие моменты, и надо быть чрезвычайно внимательными к этому. Особенно это касается женщин, которым милостью Божией была открыта радость христианской жизни. Отец Иоанн (Крестьянкин) советовал резко не менять ничего во внешнем. Это очень важно. Муж и жена – это как две лошади в одной упряжке: одна не может рвануть в сторону, потому что развалится экипаж. Если поворачивать, то вместе, потихонечку. Здесь нужна определенная мудрость, терпение, такт. Поэтому юноше не советую меняться резко во внешнем, а жить христианской жизнью изнутри.

– Вопрос: «Как православный христианин должен молиться за мусульманина? Поясню: у меня есть родственник, которого во время боевых действий спас мусульманин, казах по национальности. Мой родственник очень благодарен Богу и этому человеку. Но каждый раз, когда он пишет в Церкви записку о здравии, печалится, что не может и его записать. Как быть?»

– Опять совпадение с моей жизнью. У меня всю жизнь с детского сада был друг – татарин Олег Башмаков. Мы вместе учились в 362-й школе. По паспорту он был Али. Замечательный друг. Я к вере пришел сразу после десятого класса, его пытался привести, но с ним все было очень сложно. Когда я был в храме, мысленно молился так: «Спаси, Господи, и помилуй создание Твое». И называл его имя. Естественно, записок не писал, церковного поминовения не было. Но во время молитвы в Церкви друг мысленно был в душе, в сердце. Мы с детского сада дружили, были вместе.

– А тут мусульманин спас жизнь. Даже, может быть, ценой своей жизни, потому что боевые действия...

– Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил так: «Господи, любовь Твоя безгранична, сделай с этой душой то, что я жажду сделать, но не могу». Вот простые слова. Они могут быть и иными. Слава Богу, что христианство – это не некая мистическая формула, когда правильно произнесенные в той или иной последовательности слова дают результат.

«Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем» – вот такой была молитва покаявшегося разбойника; она была от души и дошла до небес. Не Псалтирь, не канон, не акафист... Слава Богу, Господь принимает любое движение души. Но какая-то форма для ориентира все-таки есть, можно начинать с нее, а своими словами продолжать. Кстати, епископ Феофан Затворник говорит, что чтение по молитвослову – это еще не совсем молитва. Молитва – это личное обращение к Богу. Сможешь сделать так, чтобы слова из молитвослова стали твоими личными, – слава Богу. Но все-таки иногда, закрыв молитвослов, нужно своими словами сказать что-то Господу: поблагодарить, исповедоваться, попросить… Василий Великий предлагает такой алгоритм личной молитвы: благодарение, исповедь и прошение от сердца.

Молитва – возношение ума к Богу. За рулем, в самолете, в метро, в автобусе, на больничной койке – везде можно молиться: «Господи, благослови! Господи, благодарю! Господи, вразуми!» Секундное дело – возношение ума к Богу. Для этого не надо никаких дополнительных условий, нужно только одно – памятование о Боге и любовь к Нему.

– Батюшка, перейдем к вопросам о коронавирусе. Я сначала думала, задавать их или не задавать, но люди переживают, волнуются, нервничают и к Вам обращаются за советом, разъяснением. Поэтому попробуем ответить.

Вопрос: «Почему людям запрещают причащаться Святых Христовых Таин из-за коронавируса? Церковь и Святое Причащение – это наше спасение. Везде пишут: не приходите те, у кого кашель. Как  же так?»

Мне кажется, даже когда нет эпидемии коронавируса, во время кашля не надо приходить в храм. Когда ты болен (у тебя грипп, ангина и прочее), мне кажется, надо оставаться дома. И к коронавирусу это не имеет отношения. Как Вы считаете?

– Вы абсолютно правы. Здесь дело не в том: верю или не верю, боюсь или не боюсь. Может быть, ты не боишься и веришь, что ничего не будет, но твоя вера в это не должна затрагивать здоровье других людей. Надо людей уважать. Например, есть незаразный бронхит. Но сколько раз замечал, почему-то раздирает кашлять именно в самый неподходящий момент...

– При чтении Евангелия...

– Евангелие, Херувимская песнь, Евхаристический канон. И люди вынуждены слушать кашель. Что интересно, такие люди почему-то идут как можно ближе к царским вратам. Ну встань ты в конце храма. Во многих храмах (и у нас на подворье) существует озвучка, все слышно, поэтому не надо стоять возле алтаря, где собралась основная масса людей. Я считаю, человек так поступает из-за большого эгоизма.

– Конечно. Надо уважать людей, которые рядом. Они пришли на литургию, а вынуждены слушать кашель.

– Человек спрашивает, почему запрещают причащаться. Дело не в запрете, а в элементарной безопасности.

– Если у тебя ангина, например, реально можно заразить людей, которые стоят рядом. Я свято верю, что во время причастия заразиться невозможно, но до причастия, стоя на службе два часа, реально можно заразить половину людей. И ведь причастие на дому никто не отменял, священник может прийти на дом.

Например, если в театре человек начинает кашлять, к нему подходит контролер, дежурный и вежливо просит выйти, потому что человек мешает остальным.

– Я много раз бывал в консерватории, в театрах и никогда не слышал, чтобы кто-то кашлял. То есть больные туда не ходят – человек понимает, что это неуважение к артистам, во-первых. В театре или консерватории должна быть полная тишина, ведь это не запись, артисты работают вживую и очень профессионально. Когда люди понимают, что могут не соответствовать той обстановке, которая в этом месте, они туда не идут. Так же надо и к храму относиться: не надо во что бы то ни стало идти больным в храм.

– Вопрос: «Как сохранить спокойствие, когда все боятся коронавируса?»

– Фигурирует слово «все». Все побежали за гречкой, за туалетной бумагой. И ты побежишь? Просто надо головой думать.

– Гречка пропадет, жучок заведется.

– Чтобы не волновались, я слышал, у нас беспрецедентный урожай гречихи. Может быть, это маркетинговый ход?.. Поэтому надо быть благоразумными, чтобы не попасть в смешные истории. Объявление: мужчина с тремя мешками гречки ищет женщину со связкой туалетной бумаги и мешком сахара. Чтобы с нами не приключилась такая история, надо иметь благоразумие.

– Владимир Владимирович Путин призвал людей не сметать все подряд.

– Теперь серьезно. Во время вечернего богослужения я переживал относительно ситуации с этим вирусом, потому что люди спрашивают. Внешний взгляд нам объяснят в новостях, но мы же состоим из тела и души, поэтому надо иметь взгляд Церкви на происходящие события. И тут как будто молния с неба. Диакон возглашает великий прокимен: взыщите Бога – и жива будет душа ваша. Не о гречке надо думать, не о туалетной бумаге, не о внешнем спокойствии и забитом холодильнике... Не о теле надо думать. Земля еси, и в землю отыдеши. Взыщи Бога – и жива будет душа. А живая душа даст жизнь и телу.

Кто-то из мудрых людей сказал: плохо, что есть война, но еще хуже поражение. А поражение бывает и без войны; …убояшася страха, идеже не бе страх. Еще кто-то из мудрых людей сказал: Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Поэтому надо не только мыть руки тщательным образом, но в первую очередь – мыть душу. Как говорил наш отец наместник: уготовихся и не смутихся. Как надо готовиться? Если это событие последнего плана, тогда надо думать о любви к Богу и друг к другу и молиться. Тогда не будет страхов, а будет правильный вектор.

Еще хотел по этому поводу дать конкретное направление. Оптинские старцы говорили: делай что должно – и будь что будет; а будет то, что Бог даст. Неуместен в этих условиях бездумный фатализм. Если сделаешь то, что должно, только тогда можешь сказать: будь что будет. Поэтому надо делать должное. Есть внешние предписания, которые надо выполнять, но для нас, христиан, есть еще Священное Писание. Надо душой меняться. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не ищет своего... Любовь никогда не перестает. К этому надо стремиться. Не бойся никого, кроме Бога одного. «Уготовихся и не смутихся». Вот так и надо жить: с упованием на Бога, на милость Божию. Потому что на все воля Божия, кроме наших грехов. Поправляй грехи, а дальше – воля Божия.

– Спасибо, батюшка. Вопросы еще есть, они касаются и семейных проблем, и исповеди, и крещения. Вопросов, как обычно, много. В следующей программе мы продолжим отвечать на них.

– Мир всем, братья и сестры. Молимся о себе, о родных и близких. И избави нас, Господи, от всякого злого поветрия. Чтобы не было паники, безверия, потому что это тоже злое поветрие. Возверзи  на Господа печаль твою, и Той тя препитает; не даст в век молвы праведнику.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​