Таинства Церкви. Беседа со священником Сергием Вязьминым. Неделя о Страшном суде

22 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня в нашей программе принимает участие отец Сергий Вязьмин, клирик храма в честь преподобной Евфросинии Московской.

Отец Сергий, наши программы, что мы записывали в храме Евфросинии Московской, мы посвящали праздникам Русской Православной Церкви, которые имеют особое значение для православных христиан. Мы не будем нарушать эту традицию и поговорим о праздниках.

Мы приближаемся к Великому посту, к очень ответственным дням для каждого человека, считающего себя православным христианином. Сейчас идут подготовительные недели – особые дни, наполненные серьезным содержанием. Я хотела бы, чтобы мы поговорили об этих днях. Какое воскресенье нас ожидает завтра?

– Завтра православные христиане встречают свой день чтением Евангелия о Страшном Суде. Традиция вашей передачи – говорить о праздниках, а для любого православного христианина пост – это в первую очередь праздник. Это не время уныния, тоски и печали, не время скорби или отчаяния, но время, когда человек может всецело оставить все земное, все греховное и соединиться с небесным. Четыре воскресенья перед Великим постом предваряют великое поприще духовной весны и готовят нас к тому, чтобы мы задумались, для чего нам нужен пост. Была Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне. Завтрашнее воскресенье – Неделя о Страшном Суде.

Страшный Суд – это, по сути, то, чем заканчивается земная история человечества. О нем говорят и верующие люди, и неверующие. Люди неверующие часто попрекают нас, верующих, в том, что наша вера построена на страхе, что мы стремимся к Богу потому, что боимся наказания. Если мы рассмотрим текст Священного Писания, то увидим, что в Страшном Суде нет чего-то ужасающего; перед нами раскрывается истинный суд Божественной любви.

Есть еще и другая подоплека в этом евангельском чтении. Господь говорит праведникам: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. И критерием этого входа является милосердие, проявленное к голодному, жаждущему и так далее. Может появиться некоторое сомнение: неужели важно только милосердие, а все остальное не важно? Неужели достаточно просто накормить голодного, напоить жаждущего, прийти к тому, кто находится в больнице или темнице?

Тем, кто не делал этого, Господь говорит: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Казалось бы, здесь говорится о том, что если у вас нет милосердия,  вы не идете к Богу. Здесь есть большой соблазн понять, что милосердие – самое главное. Потому что если рассматривать Священное Писание выборочно, рассматривать только эту притчу о Страшном Суде, то мы не увидим того контекста, что был до этого. А до этого Господь говорил притчу и о десяти девах, и о брачном пире. Притча о брачном пире, казалось бы, не связана со Страшным Судом; она о том, что было много званых, но они не пришли, а пришли те, кто отозвался. И был один человек, который не захотел быть с Богом, – он был в одежде небрачной. То есть помимо милосердия, оказывается, нужна еще и брачная одежда. Но милосердие обрамляет всю нашу жизнь, в которой мы стремимся ко Христу.

Что такое брачная одежда? Хочется на этом тоже акцентировать внимание. Казалось бы, это не связано с данным евангельским чтением, но на самом деле очень связано. В таинстве Крещения человек облекается во Христа. Есть такое песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть те, что во Христа крестились, во Христа облеклись. Облечься во Христа означает всецело довериться Ему и всю свою жизнь положить на то, чтобы быть со Христом; это главная задача христианина.

Поэтому Страшный Суд – не раздача наград и наказаний, это в первую очередь констатация того, ради чего человек жил. Если человек был милосерден, имея за своими плечами стремление к Богу, мы надеемся, что он, по слову Господа, войдет в Царство Небесное. Но часто бывает, что человек только надеется на милосердие Божие...

– Бог есть любовь.

– Да. И мы в беседе еще подойдем к этому, поговорим о понятиях ада и рая, потому что это очень важные понятия. Часто нам кажется, что это два места, существующие отдельно и не зависящие друг от друга, но на самом деле это не так.

– Может быть, это происходит потому, что слишком буквально понимается само слово «ад». Геенна огненная представляется как кипящее масло, настоящий горящий огонь...

– Думаю, здесь стоит вспомнить эсхатологию – учение о конце света, о будущей жизни, которое следует рассматривать с двух сторон. Мы знаем, есть восточное христианство и западное. Как раз западное христианство всегда учило о том, что ад – это место, лишенное Бога. А восточное христианство говорит, что нет такого места, где Бога не было бы; и в аду тоже есть Бог. Возникает вопрос: если Бог – любовь, как же Он будет наблюдать за тем, что люди мучаются? Неужели Ему не будет больно от этого?

Дело в том, что рай и ад – это только со стороны человека совершенно разные состояния, а со стороны Бога все люди будут находиться в одном месте.

– Просто разные состояния.

– Да, разное состояние души. Об этом преподобный Исаак Сирин, святитель Григорий Богослов пишут, что даже геенна огненная – это любовь Божия к человеку. Просто человек не совсем способен благодать Божию вместить, принять.

– Да, многие грешники не хотят этого и на земле и грешат абсолютно сознательно. Например, все знают, что нельзя воровать, но тюрьмы наполнены людьми, которые сознательно воруют. На знаменитой иконе изображен грешник, собирающийся совершить грех и при этом молящийся Пресвятой Богородице. Люди собираются на какое-то неугодное дело, но при этом крестятся и перед иконой ставят свечи. Это все существует.

– Преподобный Исаак Сирин об этом и пишет, что любовь Божия – безграничная; и тех людей, которые хотели быть с Богом, очищали свое сердце покаянием, стремились ко Христу, ради этого и жили, любовь Божия будет просвещать и освящать; по сути, будет делать их уже не наследниками, а сынами Царства Небесного. А мучимые в геенне, по слову Исаака Сирина, поражаются бичом Божественной любви. То есть человек будет мучиться не потому, что Господь его наказывает, а потому, что он не очистил свою жизнь, не стремился быть с Богом, не хотел быть с Ним. Поэтому присутствие Бога будет его все более ожесточать и отделять от Бога. Он сам будет мучиться от своих грехов, которые до этого делал в своей жизни.

Наверное, стоит вспомнить слова известного писателя Клайва Льюиса, который говорит, что двери ада закрыты изнутри. То есть человек добровольно закрывается от Бога, как бы говорит: «Господи, я не хочу с Тобой быть».

Сам Господь говорит в Евангелии, что люди более возлюбили тьму, нежели свет. Не потому, что им хочется темноты, просто тьма для них и есть свет. Их дела темные, поэтому для них тьма становится светом. И они возлюбили тьму не случайно, но захотели быть во тьме добровольно.

Поэтому Страшный Суд – не столько наказание и награда, сколько констатация самого факта, что земная жизнь человечества окончена. Что дальше? Дальше – вечная жизнь с Богом. И если мы хотели быть с Богом, мы будем пребывать в будущей жизни с Богом. А если человек не хотел этого, он будет страдать от того, что Божественная любовь его прощает. Божественная любовь хочет, чтобы человек соприкоснулся с ней, но если человек сам этого не хочет, тогда он начинает страдать и мучиться.

Приведу элементарный пример. Если человек любит слушать какую-нибудь тяжелую музыку, ему, наверное, будет неприятно находиться в обществе, где будут слушать классическую музыку.

– Да. И наоборот.

– Поэтому Господь говорит: Царство Божие внутри вас. Многие люди пытаются найти счастье на земле, пытаются обустроить свою жизнь по максимуму, насколько это возможно, но не для того, чтобы жить хорошо и правильно, а для того, чтобы заменить этой жизнью жизнь вечную. Они пытаются построить Царство Божие на земле. У них это не получается и не получится, потому что Царство Небесное находится в их душе, и, гоняясь вокруг да около, они не замечают самого главного – своего сердца.

В Библии есть слова: Сыне, даждь Ми твое сердце. Господу именно сердце нужно. Как раз  любовь человека к Богу заключается в том, что человек в каждом ближнем видит образ Божий. Человек помогает ближнему не для того, чтобы улучшить свое положение, провести какой-то пиар ход или потщеславиться внутри своего сердца, но для того, чтобы в этом человеке обрести Бога. Он помогает потому, что увидел в ближнем Бога. Как апостолы во Христе – в Человеке, Который был на земле, увидели Бога. Они не просто увидели одного из проповедников, но увидели Бога.

Господь и нам предлагает увидеть в ближнем образ Божий. Таким образом, милосердие будет концентрацией нашей духовной жизни. Но не просто только одно милосердие спасает.

– Церковь всегда старалась напомнить людям, которые входят в храм, о грехах и о том, что состоится Суд Божий. Расскажу интересную историю. Я снимала фильм о храме в Подмоклово (это Московская область, недалеко от Серпухова). Удивительный храм: XVIII век, когда в моду входили ротонды, скульптуры апостолов. Некое западное веяние, но очень красивый храм. Священник мне рассказал, что в храме раньше была фреска Страшного Суда, как бы напоминающая людям: помни о смерти – и вовек не согрешишь. (В годы революции, конечно, фреска была замазана, храм разорен). Интересна фреска была тем, что на ней был изображен Лермонтов. Оказывается, фреска писалась в 30-е годы, когда в моду вошли дуэли. Церковь пыталась остановить людей, мол, что вы делаете? Вы же друг друга перестреляете из-за ложно понятого понятия чести и так далее. Ведь что такое дуэль? Это убийство. Мы знаем, что Лермонтов был убит на дуэли, без покаяния, и не разрешали его отпевать. Представляете, на фреске его изобразили... Вот так образно рассказывалось о том, что дуэль – это страшный грех и что оправдания этому греху, тем более нераскаянному, нет.

Отец Сергий, с Вашей точки зрения, как нам, людям, доходчиво объяснить, что впереди нас ожидает Страшный Суд, чтобы мы были чутки к себе, строги и понимали, что не ограничивается все только этим воскресным днем?

– Конечно, все не ограничивается только этим воскресным днем, но ограничивается всей нашей жизнью на земле. Ради чего человек жил, ради того он и воскреснет. Бог, как любящий Отец, как бы говорит Своему творению: ты любил это в жизни и считал, что это должно быть с тобой в вечности, пусть это остается с тобой в вечности. Если ты совершал грех добровольно и не хотел быть со Мною, Я принимаю твой выбор. То есть Господь не лишает человека свободы выбора. Это имеет ключевое значение.

С другой стороны, нас судит Христос, а не закон. Почему это очень важно? Потому, что человек часто думает так: если я буду соблюдать закон, делать что-то хорошее, то буду прощен и за это обрету в глазах Бога благоволение. Но Господь, придя в этот мир, исполнив закон, дал нашей духовной жизни совершенно другое измерение, и оно гораздо выше исполнения закона.

Апостол Павел пишет: Плод же духа (то есть плод духовной жизни) – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. То есть на тех, кто это соблюдает, нет закона.

Страшный Суд – это не закон, который судит, но в первую очередь это наши личные отношения с Богом. Я понимаю, что мои слова сейчас могут быть поняты неправильно. Часто человек говорит: у меня с Богом личные отношения. Да, это правильно: у каждого человека с Богом личные отношения. Но если мои личные отношения не связаны с тем учением, которое Господь оставил, то это уже не отношения с Богом, а личная удаленность от Бога. Если мы верим во Христа, хотим быть с Ним, то мы не просто стремимся к тому, чтобы говорить о любви, но еще и совершаем личный внутренний подвиг по очищению своего сердца. Потому что то, что меня связывает на земле, будет мучить потом. Если меня связывает грех, он и будет меня мучить.

От греха освобождает Христос. Человек, желающий быть со Христом, избирает путь подвига: берет крест свой, отвергается самого себя и следует за Христом. И ключевое значение – в любви. Современный мир говорит о толерантности, а Христос говорит о любви. Казалось бы, вроде об одном и том же...

– В общем-то, да. Снисхождение такое…

– Человек ошибся – прими его. Христос тоже прощал: блудницу простил, разбойника на кресте простил; в притчах Своих говорил о прощении, мытарей миловал. Но главное в том, что Господь, прощая их, не говорил о том, что Он соглашается с их грехом, с их выбором. Толерантность говорит о том, что нужно как бы закрыть глаза на человека и на его поступок, мол, это его выбор, пусть живет как хочет – и ему ни в коем случае нельзя говорить о том, что он делает плохо. А Любовь говорит, что мы принимаем человека, но отвергаем его грех. Церковь осуждает грех, а не человека. И в этом ключевое значение  нашей христианской жизни.

Недаром говорится, что священник, епископ должен быть пастырем добрым. Он должен быть не просто пастырем, который ведет своих овец всеми правдами и неправдами, и не просто добрым и все подряд прощать: согрешил – да и ладно, подумаешь. Нет! Он – пастырь добрый, то есть  он тот, кто любит, воспитывает и лечит. Это те качества, которые есть у Христа – Он именно любит. Но эта любовь выражается не в том, чтобы закрыть глаза на грех; Господь закрывает глаза на то, что человек оступился. Если человек просит прощения, Господь его прощает.

– И мытарь, и разбойник, и блудница раскаялись, поняли суть своего греха. Они осознали, что жизнь их не такая, какой должна быть.

– То есть необходима внутренняя переоценка ценностей. Когда человек изменяет свою жизнь, это и есть покаяние. Человек не просто сказал: да, я согрешил – и пошел дальше жить так, как жил; но он именно меняет свою жизнь ради того, чтобы быть с Богом. Это имеет ключевое значение. Необходимо изменение. Прощая грешника, Господь не закрывал глаза на его грех; грех остается грехом. Грех человека связывает и отдаляет от Бога.

Таким образом, подготовка к Великому посту – это важное состояние человеческой души, когда человек начинает задумываться, в правильном ли направлении он идет. Прошел год после прежнего Великого поста: что изменилось в моей духовной жизни? Может быть, мой автопилот сбился – и пришла пора сверить свою жизнь с компасом, который есть Христос? Он – истина и путь к спасению.

– Четыре подготовительные недели, которые сейчас идут, – это подготовка к посту. Мы уже слышим в церкви великопостные песнопения. Последняя Неделя, которая приближает нас к посту, – масленичная, и многие к ней относятся, к сожалению, как к самой веселой неделе в году. Как православному христианину, который собирается поститься не только телесно, но и духовно, воспринимать масленицу? Что делать в эти дни?

– В связи с тем, что наше общество когда-то было языческим, в языческой культуре было такое понятие, как проводы зимы. Сейчас это наложилось на масленицу, на последнюю неделю перед постом. И человек (логикой языческого человека) думает, что перед постом нужно окончательно навеселиться, чтобы дальше жить в посте. Но христианство говорит о том, что пост – это духовная весна; последней неделей мы провожаем зиму греха. Это подготовительная неделя. Спортсмен, готовясь к соревнованиям, в последнюю неделю перед соревнованиями не гуляет направо и налево, не пытается за час до поединка сделать что-то нехорошее для своего организма. Наоборот, он пытается полноценно сконцентрироваться на том, чтобы подготовиться к соревнованию.

Так и человек призван к тому, чтобы окончательно и бесповоротно подготовиться к Великому посту. Масленица – то время, когда человек должен уже быть одной ногой в Великом посту. В среду и пятницу даже не совершается литургия, совершается великопостная служба с молитвой Ефрема Сирина.

– То есть нужно себя сдерживать в эти дни, не слишком пировать и по возможности не сжигать чучело Масленицы.

– Если мы пытаемся свести все подготовительные недели к тому, чтобы сжечь чучело и наесться, чтобы потом войти в пост, то в итоге наш пост превращается в борьбу с едой, а не с тем, что кроется в нашем сердце и  нашей душе, но пост именно для этого благоприятен. Как поется в стихире из Постной Триоди: истинный пост есть злых отчуждение. Если этого нет, то никакое удаление от еды ни к чему хорошему не приведет.

Это не говорит о том, что не надо поститься. Поститься надо, потому что некоторое удаление от еды позволяет человеку задуматься о том, что кроется в его внутреннем человеке. В пост наружу выходят все потайные страсти, которые были скрыты обычной жизнью. Удаление от еды позволяет увидеть, кто я на самом деле. Этот взгляд на себя через призму Божественного учения, через призму Евангелия позволяет человеку стать настоящим покаянным грешником и встретить Светлое Христово Воскресение измененным.

– Сердечно Вас благодарю, отец Сергий, за очень интересную программу. Думаю, она была весьма полезна нашим зрителям. Жду Вас в следующей передаче, которую мы посвятим Прощеному воскресенью.

– Буду рад поучаствовать и поделиться тем настроем, который должен быть у всех нас, православных христиан.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​