Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

15 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В сегодняшней передаче архимандрит Мелхиседек  продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Дорогие телезрители, от всей души поздравляю вас с великим праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа и от всей души желаю, чтобы самая главная наша встреча с Господом состоялась там. И, конечно же, здесь. Однажды Василий Великий сказал потрясающие слова: то, что не началось здесь, не начнется и там; то, что началось здесь, там во много раз умножится.

Епископ Игнатий говорит: ищите Христа, Он сокрыт в Евангелии. То есть исполняешь волю Божию, изложенную в Евангелии, и через это благодать Божия будет в твоем уме, в душе и сердце. Если для тебя заповеди – свет жизни, тогда Господь у тебя в уме, душе и сердце; тогда встреча с Богом произошла. А можно быть внутри храма, но мысленно находиться неизвестно где, поэтому никакой встречи с Богом не происходит. Можно причащаться в надежде встречи с Господом, но если грехи и страсти в уме и сердце не умаляются, тогда встречи с Богом не произойдет.

Наше несовершенство, наши грехи, обстоятельства не позволяют нам ощутить радости и полноты духовной жизни, но мы надеемся, что все покроется благодатью Божией и Господь скажет: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и наследуйте обители Отца Моего Небесного». Но для того чтобы их наследовать, надо быть трудящимся во исполнение заповедей Господних и обремененным, то есть нести свой жизненный крест. Мы несем крест, а крест несет нас. Поэтому всем желаю на всех путях своей жизни встречать Господа в добрых делах и в жизни по вере.

– Спасибо, батюшка, за замечательное поздравление. Перейдем к вопросам. Телезрительница спрашивает, как ей поститься на Сретение. Идет сплошная седмица...

– У нас сплошные седмицы не только в Неделю мытаря и фарисея, но будут еще и в течение года. Дело в том, что мы должны жить жизнью Церкви. Церковь благословила период постов, когда все мы постимся. Сейчас нет поста, мы вместе с Церковью по ее Уставу не постимся. Если есть особая ревность и расположение, можно было накануне Сретения сделать постный ужин. Но это по своему внутреннему расположению, потому что вообще-то нужно соблюдать Устав и традиции Церкви.

Однажды я на Светлой седмице людей спросил: «Вы постились?» Они ответили: «Да». Я спрашиваю: «А зачем?» У нас все наоборот: когда поста нет – мы постимся, когда пост – не постимся. Как Церковь благословила, так и поступайте, умничать не надо. Есть замечательная житейская поговорка: хочешь быть умным – не умничай. Поэтому не надо умничать, надо поступать так, как благословляет Церковь. Хотя, безусловно, к причастию мы готовимся постом и молитвой.

– Следующий вопрос. Женщина пришла в храм, а там прихожане, как она поняла, причащались без поста и исповеди. Она не пошла к Причастию, так как не говела. Спрашивает, правильно ли она поступила. Не знаю, почему она решила, что все остальные не исповедовались...

– Как она могла с ходу это понять? Если увидела, что все идут причащаться, значит, они готовились. Как она могла понять, что люди причащались без поста? У человека на майке было написано: «Я сегодня не постился»? Она не могла знать, что кто-то не постился, потому что это внутреннее дело каждого человека.

По поводу исповеди она тоже могла не знать; может быть, накануне вечером священник всех исповедовал. Она увидела, что во время литургии исповеди не было, но она могла быть накануне. Конечно, не надо делать так: если все пошли к причастию – и я пошла. Нет; нужно все делать осознанно, с подготовкой. Готовимся перед причастием постом и исповедью.

Мне этот вопрос напомнил другую ситуацию. Однажды девочка подошла на исповедь с заранее написанными на листочке грехами. Я читаю: не слушала маму, была эгоисткой, ленилась помогать, убираться, готовить, обижала кошку (и в скобках приписка: но кошки у меня нет). Я ее спрашиваю: «Малышка, как же ты кошку обижала, если у тебя ее нет?» Она говорит: «А я это все у Таньки списала». И такое в нашей жизни бывает. Жизнь можно списывать только со святых, тогда ошибки не будет.

– То есть мы перед причастием исповедуемся, постимся...

– Мы готовимся постом, молитвой и исповедью.

– Следующий вопрос очень сложный, но характерный для нашего времени. «У нас при храме есть община, она создана для детей, и батюшка благословляет меня с ними заниматься. Дети меня любят. Но мужу это все не нравится, потому что в воскресенье у него единственный выходной и он хочет, чтобы я полностью проводила день с ним. Как быть?»

– Семья – на первом месте. Мало ли какая необходимость возникает в жизни. А если (не дай Бог) через это случится какая-то трещина в браке? Если не будете мужа утешать, найдется другая утешительница – такое бывает: как только не хватает утешения, его начинают искать на стороне. Конечно, не всегда бывает так драматично. Попробуйте начать с мужем договариваться, например, что Вы будете с детьми не каждое воскресенье, а через одно воскресенье. Или один раз в три воскресенья. Или один раз в месяц. Как муж согласится. Найдите какой-то компромисс. Если муж скажет «нет» – значит, нет. Муж и жена – две половинки одного целого. Это как две лошади в одной упряжке: в разные стороны тянуть нельзя...

– Надо, наверное, со священником поговорить, объяснить ему ситуацию.

– Священник не может благословлять того, что идет во вред семейным отношениям. Надо батюшке сказать: «Я с удовольствием несла бы послушание с детьми, но у меня в семье из-за этого проблемы. Но раз в месяц муж мне разрешает». Стараться служить и помогать Церкви, безусловно, надо, и это великая милость Божия, но руководствоваться нужно прежде всего интересами семьи, это закон. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

– Вопрос: «Узнала совсем недавно, что когда меня крестили в детстве, батюшка не совершил обряд до конца – не надел на меня крестик. Лишь потом, после церемонии, мы крестик купили в лавке. Если крестик священник мне не надевал, считается ли обряд действительным? Могу ли я перекреститься?»

– Все сделано, милостью Божией Вы крещены. Не знаю, почему вовремя не оказалось крестика под рукой. Разные бывают обстоятельства: могла быть лавка закрыта или крестик забыли дома. Не прерывать же таинство Крещения из-за этого! Конечно, такого быть не должно, но это не главное. Мы с вами крещены не по акту надевания нательного святого креста, а по факту троекратного погружения в воду и принесения обетов доброй совести Богу. Как сказал апостол Петр: «...крещение – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести». Это обещание дается либо нами лично, либо нашими восприемниками.

Поэтому не переживайте, таинство Крещения было совершено на сто процентов. В том, что крестик надели позже, ничего особенного нет. Мысль о каком-то втором крещении раз и навсегда изгладьте из своего ума и сердца – Вы крещеная православная христианка во веки веков.

– Следующий вопрос: «Подскажите, какое в Церкви существует высшее поминовение усопших?»

– Высшее поминовение усопших – это поминовение от всей души и от всего сердца. Молитва от души и от сердца проходит в небеса. Не надо гоняться за чем-то высшим, заказывать сорокоуст навечно – все зависит от вашей личной молитвы за родных и близких.

Конечно, самое высшее поминовение – на Божественной литургии. Святитель Феофан Затворник Вышенский призывает принимать участие в поминовении на Божественной литургии, потому что когда молитва священника в алтаре и наша личная молитва соединяются в одно целое, это и будет молитва, доходная до Бога, как он выражается. Поэтому важно лично поминать усопших за Божественной литургией от всей души, от всего любящего сердца. А не так, что записку написали и ушли. Все это надо: и сорокоусты, и Неусыпаемую Псалтирь, но и самому надо молиться обязательно.

– Очень интересный вопрос. Мужчина спрашивает, как правильно изучать Священное Писание. Существуют ли в Русской Православной Церкви правила для его изучения?

– Это личный поиск. Во-первых, безусловно, надо читать толкования. Можно рекомендовать толкования Лопухина, Гладкова, труды Василия Кинешемского. Еще более серьезное толкование святителя Феофана Затворника, толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея, толкования святителя Феофилакта Болгарского. Хотя бы одного из авторов можно начать читать, постепенно углубляясь в толкование Священного Писания. Если есть такое расположение (а вообще-то оно должно быть у каждого христианина), надо вникать в смысл Священного Писания.

Кстати, кто-то задавал вопрос о том, что хочет изучать Священное Писание в подлиннике, какой язык, мол, для этого надо выучить. Учите греческий язык, тогда вы сможете изучать Священное Писание в подлиннике.

– Положим, человек выучит греческий язык, будет читать Писание в подлиннике. Но это же не исключает того, что он не должен читать святых отцов? Самим разве можно толковать Писание?

– Здесь одно другому не противоречит. Потому что, читая Священное Писание на греческом языке, человек вдруг узнает, что слово «любовь» в греческом языке обозначается четырьмя терминами: сторге, агапе, эрос и филео. Мы в выражениях «люблю маму» и «люблю колбасу» употребляем одно слово, а у греков язык в этом плане богаче и разнообразнее.

– А я всегда считала, что русский язык – самый глубокий.

– Изучая Священное Писание в подлиннике, конечно, человек получит более глубокое понимание. А вообще надо читать Писание по зачалам – отрывкам, которые читаются в Церкви. Сейчас Московская Патриархия выпускает календари, в которых на каждый день приводится отрывок именно того апостольского послания и того Евангелия, которое читается в этот день за богослужением. Если мы будем жить мыслями Церкви, то настанет момент, когда ответ на свой вопрос мы найдем в Писании конкретного дня, если его прочитаем.

Господь говорит с нами разными языками. Кто-то из мудрых людей сказал: когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда читаем Священное Писание, Бог беседует с нами. Не надо же отказываться от этой беседы! Мы все ищем волю Божию, но воля Божия нам открывается через Его слово. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.

Понятно, что сейчас, в XXI веке, мы все обременены заботами, но все зависит от желания и расположения человека. Мы тратим уйму времени на телевизор, айфон, переписку в социальных сетях. А сколько времени мы проводим за чтением Священного Писания? Это несопоставимо. То есть все зависит от нашей увлеченности. А мы увлечены совсем не тем, мы увлечены суетой.

Исаак Сирин сказал: праздный ум – седалище дьявола. Что значит «праздный»? Если мы смотрим сериал с разными страстями, порнографией, сленгом – что это будет? Это не просто пустое времяпрепровождение, это убийство времени, душевредное занятие со знаком «минус»... Слово несет в себе информацию, поэтому надо быть предельно внимательным к тому, что мы слушаем, и питать свою душу словом Божиим – в нем наша жизнь. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Это строки Евангелия от Матфея. Дьявол искушал Христа в пустыне: «Скажи, чтобы эти камни сделались хлебами!» То есть дай людям материальные блага, пусть они будут всем довольны. Нет, не в этом смысл жизни. Спаситель сказал: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

Есть два главных дня в жизни человека: день, когда родился, и день, когда понял, для чего родился. Федор Михайлович Достоевский однажды сказал, что русскому человеку надо не просто жить, а знать, для чего жить. Если он до конца это не познает, и жить-то не захочет, а скорее изничтожит себя, даже если кругом будут одни только хлебы.

Кстати, иногда надо читать информацию о выдающихся людях. Например, основатель фирмы Kodak, миллиардер, закончил жизнь самоубийством, написав: «Я имел все, но не знал – для чего». Лев Николаевич Толстой сказал, что на могильном памятнике миллионов людей можно было бы написать: они жили и не знали, для чего живут.

Для этого есть слово Божие. Вспоминаются слова старца Паисия Афонского, что Господь, как любящий Отец, очень любит, когда Его дети беседуют друг с другом, но еще больше Он любит, когда Его дети беседуют с Ним. То есть общаться надо. Апостол Павел говорит: не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Для чего и существуют телеканалы «Союз», «Спас», радио «Радонеж», радио «Вера» – для духовного общения, для взаимной пользы и обогащения духовного. Но не надо забывать о том, что всё – от Господа: и вразумление, и жизнь, и смысл жизни.

Поэтому всем, братья и сестры, от всей души желаю до этого смысла дойти. А смысл – в исполнении воли Божией, чтобы уже здесь найти Царство Божие, пришедшее в силе, о котором Господь сказал, что оно внутри нас есть. Повторюсь, епископ Игнатий сказал: ищите Христа, Он сокрыт в Евангелии. Мы приходим к познанию Бога на пути исполнения евангельских заповедей. Исполняй то, что знаешь, и откроется то, чего не знаешь. Вот и ответ нашим любимым телезрителям. В этом ключе, в этом алгоритме мы и должны двигаться по жизни, тогда многие вещи для нас будут открыты, понятны. Тогда и вопросов будет все меньше, а Священное Писание станет для нас гораздо роднее и желаннее, чем айфоны и компьютеры. Этим и будем спасаться. Самое главное – служить друг другу верой, правдой и добрым сердцем.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​