Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

25 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В нашей сегодняшней передаче архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Прошли святые дни, святки. Церковь благословляет венчаться...

– Но со святками не должна пройти святая жизнь. Живем внимательно, трезво, по-доброму, с памятью о Боге.

– Вопрос: «Когда лучше венчаться: сразу или по прошествии времени в браке?»

– Для православных людей, для христиан альтернативы венчанию не было две тысячи лет. Только в прошлом столетии появился вариант заключения брака, зарегистрированного в органах государственной власти. Но раньше такого варианта не было. Люди венчались в церкви, а потом юридически закреплялось их положение в обществе как мужа и жены. Раньше кроме церковного венчания другого варианта не было. Поэтому, если мы христиане, православные люди, то венчание, конечно, нужно сразу. Какие тут могут быть эксперименты, подготовки? Тогда можно и дальше пойти: а давайте мы до брака сначала попробуем пожить вместе, испытаем друг друга. Яблоко понадкусывали, не понравилось – выбросили. Что же это получается?..

Мудрые люди говорят: надо до брака быть зрячим, а после брака – полуслепым; до брака надо быть рассудительным, а после брака стараться не замечать недостатки. То есть надо все делать вовремя. А когда уже решили быть вместе, помолились, получили благословение родителей и духовника, тогда – Бог в помощь.

Венчание – это благословение Божие, это благодать. Кто-то сказал: сложи кирпичи стопочкой – вроде бы все нормально, но без цемента они не удержатся. Таинство Венчания – это как цемент скрепляющий, который вроде бы незаметен, но кирпичи скрепляет, их с места уже не сдвинешь. Поэтому надо сразу начинать с таинства Венчания. Важно и служение друг другу, но и благословение Божие, помощь свыше.

– Следующий вопрос: «В 2020 году запланировали с молодым человеком расписаться и повенчаться. Но все родственники отговаривают, потому что будет високосный год и, мол, нельзя играть свадьбы. Я в это не верю, считаю это язычеством. Молодой человек со мною согласен. Интересно Ваше мнение».

– Если родители или родственники будут смотреть нашу передачу, то хочу сказать, что високосный год или нет, с хорошими цифрами или с плохими цифрами – все это чушь! Поэтому молодым советую: не сомневайтесь, с родственниками поговорите, потому что важно с согласия родителей вступать в брак. Но если у них такое мнение, надо их уговорить, потому что они должны присутствовать на свадьбе. Не надо говорить: «Тогда мы будем без вас». Скажите им, что отец Мелхиседек благословил вас в этом году, несмотря на то, что год високосный, повенчаться. Для Господа нет счастливых или несчастливых, благословленных или неблагословленных годов, лет, месяцев, чисел. Вот у меня, например, любимое число – тринадцать.

– У меня, кстати, тоже.

– Мне очень часто попадается на самолет тринадцатое место. И я говорю: «Слава Тебе, Господи, что оно досталось мне,  люди смогут спокойно провести два-три часа в самолете, не переживая, что они сидят на несчастливом месте». Потому что для меня нет никакой разницы.

– А мне, когда я училась в университете, всегда попадались билеты под номером тринадцать. Но я окончила университет с красным дипломом,  была именной стипендиаткой, училась на одни пятерки. Если ты знаешь билет, не имеет значения, 13-й он или 25-й.

– Кстати, у старца Паисия есть совет православным юношам. Он говорит: женитесь на некрасивых...

– Почему?

– Красивых все разберут... Важна красота души, потому что жить не с красотой, а с человеком. Кто-то сказал: какой толк, что тарелка красивая, если она пустая?

– «…что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?..»

– Надо искать доброты...

– Следующий вопрос: «Человек задал мне вопрос. Если скажу правду – обидится, а соврать – совесть не позволяет. Как быть?»

– Интересный вопрос.

– Да. Мы очень часто не хотим людей обижать.

– Есть такая мысль: жалейте чужое самолюбие. Тут надо искать настроение. Старцы советовали не отвечать на незаданные вопросы. Если человек сам спросил, например, какого ты мнения о его поступке или какого мнения о нем, то надо понять, готов он прислушаться к твоему совету или спрашивает только ради любопытства. Потому что критику в свой адрес переносить спокойно, без злопамятства могут только благородные личности.

Я однажды у своего племянника, когда ему было шесть лет, спросил: «Кто такой друг?» Он сказал, что это тот, кто придет на помощь. Он не сказал, что друг – это тот, к кому он придет на помощь, а тот, кто к нему придет на помощь. А потом подумал и сказал совершенно взрослую мысль: «Друг – это тот, кто говорит правду».

– Шестилетний мальчик...

– Кто-то из мудрых людей сказал: друзья – это те, которые знают о нас почти все, но не перестают нас любить.

Поэтому надо человеку сказать, что не так. Если он «проглотит» – значит, все нормально. Если он хочет здравия, правды и готов эту правду принять, начав работать над собой, тогда можно что-то говорить. А если нет, то это может просто убить человека. Поэтому тут надо деликатно подходить.

– То есть по-дружески, зная человека...

– Из вопроса непонятно, о друзьях ли идет речь. Если это друг, то можно сказать. Если это знакомый, то лучше не портить отношения. Потому что от друга многие люди готовы что-то услышать, а вот от приятеля – немногие...

– Следующий вопрос: «Как себя вести с лукавыми людьми? Можно ли применять к ним выражение: с лукавыми поступай по лукавству их?»

– Тут может быть немного превратное истолкование этого выражения из Священного Писания: типа они лукавят – и ты лукавь. В каком смысле имеется в виду поступать по лукавству их? Ты увидел (или понял), что это лукавство, – отойди от таких людей, чтобы самому так не поступать.

... Если человек один раз обманул, поступил лукаво, то с таким человеком не надо делиться сокровенными вещами. Если есть деловые отношения – поддерживать только деловые отношения.  Но друг таким быть не может. Потому что капля лжи портит океан доверия. Ложь – это дверь, через которую уходит любовь. Поэтому надо самим быть на правой волне, и к нам такие же люди будут прилепляться. А лукавых надо обходить стороной. Хватит нам одного лукавого.

– Вопрос: «Как научиться любить людей, в том числе врагов, или хотя бы не желать им зла?»

– Апостол говорит: весь мир лежит во зле. Зло вокруг нас, но оно не должно проходить в нас, тем более не должно исходить из нас. Зложелательство – это яд, который человек накапливает, накапливает и со временем этот яд отравит самого человека. Нужно отдать всех врагов в руки Божии, но думать о том, чтобы у них было плохо, – это вообще не по-христиански. Надо думать о том, чтобы Господь вразумил их, коснулся их сердца, ума через любые обстоятельства жизни. Самое главное, чтобы спаслась душа, чтобы они вразумились. И искать нужно не наказания в смысле кары, а наказания в смысле научения. То есть просить у Бога не кары, а чтобы Господь их научил сначала человеческой жизни, а если повезет – и жизни христианской. Сознательно что-то выдумывать и желать, чтобы у них что-то разрушилось или еще что-то произошло, – это значит накапливать внутри себя интоксикацию, которая в конце концов приведет к очень большому отравлению. «Токсины» надо выводить исповедью, молитвой. Еще раз повторю, зложелательство – это яд, которым мы убиваем самих себя.

– Как Вы думаете, какая христианская добродетель чаще всего вызывает недоумение у людей неверующих и часто обсуждается на сайтах?

– Я не могу судить, как неверующий человек думает о верующем, потому что я сам – верующий.

– Я говорю о смирении. Оно обсуждается чаще всего.

– Я только не могу понять, откуда они увидели в нас смирение?

– Вопрос: «Скорби нам даны для смирения, но не все смиряются; некоторые озлобляются и становятся еще хуже, чем раньше. Тогда зачем такому человеку Господь дает такую ношу?»

Вообще, мне кажется, люди неправильно понимают смирение. Смирение – это «с миром». Это вовсе не означает, что если враг напал, мы должны смириться, лапки поднять кверху и сдаться. Откуда пошло такое понимание этой христианской добродетели, как Вы думаете?

– Вы всколыхнули тему такой добродетели, которой среди нас почти не бывает.

– Никто не смиряется...

– Начинается все со скромности, человечности. Не нужно хвалиться, лезть вперед, помня заповедь Господа о том, что первые будут последними, последние – первыми. Смирихся, и спасе мя Господь. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Господь говорит: Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем. Это состояние можно представить в отношениях среди родных и близких людей. Очень тяжело себе представить смиренного солдата, например, или смиренного полицейского...

– Или смиренного врача в тяжелой ситуации, когда нужно делать операцию...

– Хороший пример со стоматологом. Пациент говорит: «Ой, мне больно. Ой, давайте не сегодня, не сейчас – я не настроен. А давайте перенесем на другой раз...» И что будет, если врач пойдет на поводу у больных?..

Это сложная тема. Давайте начнем хотя бы с простых отношений друг с другом. Смирение все-таки должно начинаться с доброжелательности. Нужно хотя бы не хвалиться и не выпячивать себя на первое место. С этого надо начинать. Скромность украшает человека. Скромность – это как бы противовес гордости и синоним смирения. Сейчас среди молодежи чаще принято, что наглость – второе счастье. Говорят, надо быть напористее, уметь пробиться. Может, ты куда-то и пробьешься, но потом окажется, что дверь-то тупиковая.

– Или, например, идет кто-то впереди тебя на причастие – пропусти.

Следующий вопрос: «Меня часто посещает уныние, раздражительность, хотя часто хожу в храм и участвую в таинстве Причастия. Подскажите, как бороться с этим? И не в осуждение ли будет причастие в этой ситуации уныния и раздражительности?»

– Само Причастие для нас – это хлеб жизни. Некоторое время назад мы праздновали Рождество Христово, потом Крещение Господне. Меня потряс тропарь, который поется перед праздником Рождества Христова: «Яко Древо Жизни в вертепе процвете от Девы». Дело в том, что Господь стал Древом Жизни. Когда Его не стало на земле, Он оставил после Себя Святое Причастие – древо жизни; вкушая его, Адам должен был иметь бессмертие. Мы имеем бессмертие через вкушение Древа Жизни. Господь сказал: «Я – Хлеб, сшедший с небес». Этот Хлеб Небесный таков, что ядущий его смерти не увидит вовек.

Поэтому для нас это лекарство, это эликсир бессмертия, средство для преображения нашей души. Мы идем за небесным лекарством, потому что мы – больные люди. В осуждение это не будет, когда мы осознаем свой недостаток, свой грех и просим у Бога помощи, чтобы стать другими; тогда это послужит во исцеление души и тела.

Как говорит апостол Иаков: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев не творит правды Божией. С чего надо начинать? Не торопись высказываться, не торопись давать волю чувствам. У нас один язык, два уха – чтобы мы больше слышали, но меньше говорили. Язык наш находится за двумя преградами: за зубами и за губами.

Все, наверное, слышали такое выражение: слово – серебро, а молчание – золото. Например, зять что-то нелицеприятное сказал теще, и теща выставила зятя вместе с дочкой на съемную квартиру. Тогда зять понял, что говорение – серебро, а молчание –золото. Потому что снимать квартиру – довольно дорого. А если кто-то за свое говорение и в зубы получит, тогда столкнется со стоматологией, которая в наше время очень дорогая, и поймет, что говорение – серебро, а молчание – золото. Поэтому ешь кашу с грибами, держи язык за зубами.

Первое, с чего должна начаться борьба с раздражительностью, – язычок свой надо прикрывать и волю чувствам не давать, особенно в семейной обстановке и особенно женщинам. Потому что чаще всего женщины не могут справиться со своим языком. Поэтому всем женщинам, прежде чем ответить что-то мужу, желаю успеть сказать: «Господи, помилуй! Господи, вразуми!» А потом уже что-то говорить. Иначе можешь узнать, какая дорогая стоматология в наше время.

– Перейдем к практическим вопросам: «Можно ли принять таблетку в шесть утра, чтобы причаститься в одиннадцать?»

– Если человек задает такой вопрос, значит, речь о каком-то серьезном лекарстве. Иногда бывает такое высокое давление, или стенокардия, что лекарства просто жизненно необходимы. Например, нитроглицерин. Это же не просто витамины. Если, например, тебе назначили антибиотики три раза в день, то не страшно сдвинуть чуть-чуть время принятия лекарства и выпить после причастия. Но есть такие лекарства, от принятия которых зависит жизнь, и тогда греха в этом нет.

– А запивать, наверное, лучше крещенской водой? Или это не имеет значения?

– А если нет крещенской воды, тогда что делать?

– Как правило, она у каждого есть.

– Если есть, можно.

– «Если прихожанин часто причащается, всегда ли нужна исповедь?»

– Не будем делать никаких нововведений, говорить о какой-то альтернативе. Если хотите часто причащаться, делайте это так, как делали всегда, – после исповеди.

– Просто сейчас приводят в пример греков. Но мы будем соблюдать свою позицию. Так?

– Как говорил епископ Феофан, какое было у вас духовное напряжение при подготовке к причастию, таким пусть оно и остается. Его однажды спросили: «Батюшка, я не получил радости после причащения», на что он сказал: «Наверное, ослабили духовное напряжение перед подготовкой к причастию». Поэтому ослаблять это не надо.

– «Как исповедоваться, чтобы это не было формально, если причащаешься три раза в неделю?»

– Коротко отвечу: исповедуйся так, как будто завтра идти на небо, как будто это твоя последняя исповедь. Тогда исповедь уже не будет формальной.

– Отец Мелхиседек, Ваше наставление зрителям...

– Доброты, сердечности, простоты и человечности не перестаю желать в новом году.

– Спасибо! Это будет девиз года.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​