Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

4 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, продолжает отвечать на ваши вопросы.

Отец Мелхиседек, мы вступаем в Рождество. Совсем чуть-чуть осталось. Хотелось бы начать сегодняшнюю передачу с Ваших поздравлений.

– От всей души, дорогие братья и сестры, поздравляю с наступающим праздником Рождества Христова! Желаю духовной радости, мира, обновления, преображения, убеления нашей жизни. Самое главное – чтобы жизнь в нас жительствовала.

Афанасий Великий, поздравляя людей с Рождеством Христовым, сказал, на мой взгляд, точные слова: «Через грехопадение смерть привилась нашему телу. Надо было и жизни привиться к нашему телу, чтобы даровать ему жизнь. И через Рождество Христово жизнь привилась нашему телу и жительствует и путеводствует каждого к воскресению». Дай Бог, чтобы жизнь, которая привилась к телу, привилась и к душе, потому что воскреснут все, но только все будут в разных местах. Кстати, об этих местах есть слова одного святого. Что ад – это место, где Бог сказал человеку: «Да будет воля твоя!» Рай – это место, где человек сказал Богу: «Да будет воля Твоя!»

Поэтому бессмертие будет – мы уже обречены на бессмертие через то, что нашему телу с Рождеством Христовым, с Воскресением Христовым привилась жизнь. Воскресение начиналось с Рождества. Важно – как прожить жизнь. Неважно, сколько в твоей жизни лет; важно, сколько жизни в твоих летах. Никогда не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. И жизнь должна быть наполнена, как у Господа нашего, служением. «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить» – это одни из последних слов Господа перед распятием. А самые последние слова – самые дорогие, заветные. Все Евангелие заветно, но последние слова особенно: …если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Это надо понимать и в прямом, и в переносном смысле – то есть служить.

Поэтому всем желаю, чтобы мы по-новому начали новый год – с желанием и стремлением служить. Чтобы не все крутилось вокруг нас, а чтобы мы были источниками радости для других людей. И тогда на самом деле будет праздник, радость и торжество. Потому что если нет Рождества в уме и сердце, то его не найдешь ни под елкой, ни в храме, когда у тебя мысли только о себе самом.

В духовном плане, конечно, надо думать о себе, с себя надо начинать. Старец Паисий однажды сказал замечательную мысль: «Если человек не занят собой, своим неправильным устроением, не занят работой над собой, то дьявол даст ему другую работу – искать недостатки в других».

Поэтому начнем новый год по-новому: чтобы с Рождества произошла перемена в уме. Кто-то из святых сказал: перемени свои мысли – и переменится весь мир. Что нам можно поменять? Дело в том, что иногда мы сидим одновременно на двух стульях и одновременно имеем две профессии: адвоката и прокурора, которые в нас ежедневно, если не ежечасно, как-то взаимодействуют. Мы прекрасные адвокаты по отношению к самим себе: к своим недостаткам, упущениям, грехам, к неисполнению элементарных христианских, семейных, рабочих обязанностей, но почему-то жестокие прокуроры по отношению к другим.

Надо умудриться переменить свой ум – себе не прощать ничего, а другим прощать до бесконечности. Помните, Господь сказал: не до семи, но до седмижды семидесяти раз надо прощать людям, которые по отношению к нам как-то неправильно поступили. Особенно родных и близких. Нет ничего дороже мира.

Одна женщина жаловалась старцу: «Вот он со мной несправедливо поступил». Старец ее по головке погладил и говорит: «Птенчик  мой, а ты хочешь быть справедливой или счастливой?» Как говорил старец Амвросий Оптинский: кто уступает, тот приобретает.

Поэтому всем желаю духовной мудрости. Ведь чтобы жить в семье, да и вообще  спасаться в современных условиях, надо, как говорил Амвросий Оптинский, «терпения не воз, а целый обоз». Чтобы спасаться в современном XXI веке, надо быть или железным, или золотым. Железным – значит, иметь большое терпение, а золотым – иметь большое смирение. Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. Одного смирения без духовного труда недостаточно; и одного труда без смирения тоже недостаточно.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Мы не очень много мира видим вокруг, но этот мир должен быть у нас глубоко в душе. Мирность духа, доброжелательность, конечно, у нас, христиан, должны быть постоянными. И праздник Рождества – именно об этом: о смирении, о человечности, о любви, о служении. «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить». Как говорит апостол Павел: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других». Апостол Петр говорит: «Служите друг другу тем даром, какой получили».

– Я готовила рождественскую программу на телеканале «Доверие» и подумала, что надо бы прочитать какие-то рождественские стихи. И, знаете, даже у Лермонтова нашла совершенно невероятные стихи! У меня всегда было двойственное отношение к этому поэту, а тут я была просто потрясена! Я нашла потрясающие стихи и у Афанасия Фета.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

 

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи –

И за Ангелами в вышних

Славят Бога пастухи...

А у Лермонтова такие строки:

В соборах трепет свеч и пенье

И ладана сребристый дым.

Под перезвон колоколов

Забьется колоколом сердце.

И от судьбы своей не деться –

От рождества волшебных слов.

Невероятно! Настолько проникнуто человеческое сердце, естество этой тайной… Посмотрите, какие дивные стихи пишут.

– Безусловно. Я всегда считал, что поэзия – это когда в двух словах глубина томов. Попробуй так скажи... Это откуда-то изнутри, это вдохновение.

– Рождеством такие волшебные стихи были навеяны. Это можно продолжать и продолжать. Все-таки русский человек – по определению православный человек. Отец Мелхиседек, сердечно Вас благодарю и поздравляю с наступающим праздником! И хочу вернуться к вопросам наших зрителей, которых поступает всегда много.

Первый вопрос. Молодая женщина пишет, что обвенчалась с мужем в 22 года и к таинству отнеслась очень легкомысленно: как к красивому обряду. Они развелись. Сейчас она живет церковной жизнью, в чистоте. Церковь благословляет второе венчание, но воцерковленные мужчины, как она пишет, чураются ее и не хотят связывать свою жизнь с женщиной, которая была разведена. Она просит Вас объяснить мужчинам, что не стоит бояться таких женщин.

Батюшка, что здесь можно сказать? Постоянно спрашивают об этом, и мы постоянно говорим, что легкомысленно к таинствам относиться нельзя.

– В этой ситуации, конечно, надо пожелать терпения, мудрости. Жизнь все равно жительствует независимо от того, один человек или нет. Самое главное, чтобы жизнь была с Богом, чтобы Вы сейчас все-таки настроились на духовную жизнь, понимая, что наша жизнь – не только здесь. Надо почувствовать, что наша жизнь – не наслаждение, а служение; наша жизнь – не место отдыха, а место подвига. И самое главное – иметь духовный баланс внутри своей собственной души, чтобы совесть была спокойна.

Нужно исполнять заповеди, стараться людям помогать. Наверняка у Вас есть родные, папа и мама живы – им служите. Никто не сказал, что мы спасаемся только семейной жизнью, по-всякому складываются жизненные обстоятельства. Не все женатыеамужние) спасаются; и не все одинокие погибают. Это вовсе не аксиома. Самое главное, чтобы была настоящая христианская жизнь – в этом надо стараться. Получится найти человека – хорошо. Не получится – значит, принять: такая моя жизнь, такая моя судьба. А рвать на себе волосы, чтобы быстрее за кого-то выйти замуж, не нужно.

– И опять обвенчаться.

– Если сложится, то и обвенчаться.

– Но нужно с рассудительностью к этому подходить.

– Конечно. Не надо считать, что Вы сейчас в каком-то неправильном состоянии, что жизнь остановилась. Ничего подобного. Живите с Богом. Если для спасения и пользы души Вам надо иметь близкого друга и человека, который будет помогать идти путем спасения, тогда Господь обязательно такого человека пошлет. Но только если это будет необходимо и полезно для души! А так – живите, молитесь, делайте добрые дела и ищите духовной радости в жизни. А духовная радость – это когда человек сам является источником этой радости. Старец Паисий говорил о двух радостях: Божественной и человеческой.

– С одной стороны, хочется поддержать эту молодую женщину. С другой стороны, мы должны говорить, что надо очень серьезно относиться к таинствам. Пора нам уже перестать быть легкомысленными. Сколько уже можно говорить об этом?

– Я думаю, если она смотрит телеканал «Союз», то обязательно у нее в жизни все поправится. Ради этого и существует телеканал. Какие-то мысли, благопожелания, молитвы о людях, мне кажется, принесут свои плоды.

– Опять вопрос о венчании: «Венчание – это навсегда? Даже если человек выходит замуж второй раз, то духовно принадлежит тому, с кем венчался?»

Думаю, этот вопрос свидетельствует о том, что мы все же стали серьезней относиться к церковным таинствам. Спрашивают: это навсегда? Здесь-то вас разведут, а на небесах?..

– Конечно, надо к этому чрезвычайно серьезно относиться. Это не пропаганда и не какие-то симпатии, но я знаю пример Католической Церкви: там невозможно второй раз венчаться и выйти замуж. Мало того, где-то полгода назад было обсуждение: папа попытался внести некое послабление в отношении разведенных людей – разрешить им причащаться. Я был удивлен. Оказывается, если вы не сохранили церковного брака, то вы вообще чуть ли не вероотступники. И такие люди отлучаются от причащения. Только, может, перед смертью...

– Ого! То есть у нас все как легко, оказывается!

– Мы всех подробностей не знаем, но кардиналы не пошли на эти смягчения. Почему? Да потому,  что сейчас вообще институт семьи, как известно, под большим прицелом – под него подводится то одна мина, то другая, то третья. Поэтому пытаются сохранить институт семьи, чтобы даже мысли не было о каком-то втором варианте.

Сейчас люди привыкли рассуждать: не сошлись характерами; неудобства жизни;  у нее привычки такие, а он так, а он сяк... Ничего себе! Раньше было один раз и навсегда. Поэтому мы не будем говорить о втором браке. Что нам Богом дано, давайте это хранить. Надо настраиваться ­так, чтобы один раз на всю жизнь.

Когда у меня молодые люди венчаются, я им привожу пример. В военных самолетах у летчиков есть запасной парашют. А в гражданских самолетах никакого парашюта нет, то есть или погибаем вместе, или спасаемся вместе. Никто из самолета не выпрыгивает.

Так и здесь. Вошел в семейную жизнь – выруливайте вместе; преждевременно не нажимайте на кнопку катапультирования из семьи – это чрезвычайно неправильная ситуация. Как говорит старец Амвросий: от волка побежишь, на медведя напорешься. Стерпится – слюбится. Мудрые люди говорят, что в семейной жизни тяжело первые двадцать лет, а потом – ничего. Надо свой путь как-то пройти.

К старцу Амвросию приходили женщины жаловаться на мужей: муж такой, муж сякой. И он говорил: не то беда, что во ржи лебеда, а то беды, когда ни ржи, ни лебеды. Муж хоть плохонький, но есть. Жена хоть плохонькая, но есть. Шансы есть, потому что есть что исправлять. А когда нет чего исправлять – гораздо тяжелее.

Поэтому серьезнейшим образом относимся к выбору партнера, к этому решению. И раз уже выбор сделан, то терпим до конца, пытаясь подстроиться, смириться... Как нет рыбы без костей, так нет и человека без недостатков. Поэтому апостол Павел и говорит: Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов.

Когда человек настроился служить, а не на то, чтобы ему служили, тогда все будет гораздо легче. Семейным людям и всем еще раз хочу напомнить: наша жизнь – не место отдыха, а место подвига. Кто так настроен, тот поводов для подвига, особенно в семейной жизни, найдет очень и очень много.

– Следующий вопрос: «Как найти баланс между духовной и мирской жизнью?»

– Кто-то из мудрых людей сказал: «Когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем». Начало премудрости – страх Господень. Ходите под Богом. Апостол Павел относительно этого вопроса дает такой ответ: духом умерщвляйте дела плотские – и живы будете. Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Нам, современным людям, очень тяжело, чтобы на первом месте был Бог. У нас на первом месте что угодно, но не душа и не вечность. Утром проснулись – и бегом, бегом, бегом...

Недавно встретился с прихожанином, было уже 10 часов вечера. Спрашиваю: «Ты откуда?» Он отвечает: «С работы». Знаю, что у него трое детей, он компьютерщик. И я подумал: «Ничего себе! Вот у людей жизнь». Вот такие обстоятельства, но даже в таких обстоятельствах не надо забывать о Боге.

Святитель Феофан Затворник Вышенский говорит, что жены, матери могут уподобляться священникам и даже монахам. Каким образом? Например, начали варить обед – скажите: «Господи, благослови!» Когда варите, скажите: «Господи, помоги!» А когда закончили варить, скажите: «Господи, слава Тебе!» Он говорит, что дело, начавшееся с Богом, продолжающееся с Богом и закончившееся благодарением Бога, будет не суетой, а богослужением, приятным для Господа, потому что вы все это делали по любви к своей семье.

Поэтому я задумался о балансе. Не может быть так, чтобы все время была одна только работа, работа, работа. Когда я попал на подворье в Москву, то закрутилось: стройка, документы, согласования. Отец Иоанн мне тогда сказал: «Знаете, батенька, как надо спасаться? Наша жизнь должна быть похожа на слоеный торт “Наполеон”: тесто – крем, тесто – крем, а сверху – пудра». Я не понял, спрашиваю: «Батюшка, а что это такое?» Тесто тоненькое – это наши труды, а крем – это наши молитвы. Если торт будет состоять из одного только теста, он будет невкусный; если из одного только крема – слишком приторный. Поэтому должно все чередоваться: тесто – крем, то есть молитва и труд.

Какая молитва? Необязательно для этого нужен молитвослов, храм, часовня. Молитва – это возношение ума к Богу. Что для этого требуется? Ничего, кроме воли. Даже за работой, за компьютером, в метро, при других обстоятельствах всегда можно сказать в течение 10 минут: «Господи, благослови! Господи, помоги! Господи, слава Тебе!»

– А я посуду мою с молитвой. Знаете, как быстро моется! Я пою «Богородице Дево, радуйся!..»

– Вот такое сочетание. Поэтому давайте об этом слоеном торте «Наполеон» будем помнить: что не может быть только одно тесто (во всяком случае, не должно быть). Кстати, торт «Наполеон» делайте, на Рождество возьмите с собой и какой-то семье подарите, чтобы вместе разделить праздник Рождества Христова.

Будем помнить в эти праздничные дни слова великого пастыря отца Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Мне радостно радовать». Давайте постараемся наполнить святки содержанием: радостной помощью друг другу и молитвой друг за друга. Это и будет источником радости – когда мы сами будем искать повод и возможность подарить людям радость. Как подарил нам спасение Господь наш Иисус Христос. Как сказал Афанасий Великий о том, что жизнь привилась к нашему телу, обессмертив его.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Екатерина Береснёва

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 февраля: 03:00
  • Суббота, 22 февраля: 13:00
  • Суббота, 29 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы