Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым) о святителе Николае Чудотворце, об исповеди

21 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В прошлой программе мы говорили о том, что неделя началась очень хорошо, красиво, радостно – с дня памяти великомученицы Варвары, которую очень любит русский православный народ. Буквально черед день мы праздновали день памяти святителя Николая Чудотворца. Это тоже поистине русский святой. Как великомученицу Варвару русские считают своей, так и Николая Чудотворца мы никому не отдадим. Это самый великий русский святой. У нас его почитают больше, чем на Западе. Ведь это так?

– Действительно, я думаю, что изначально на Руси особую любовь выражали наши предки к святителю Николаю, поэтому  у нас множество храмов и приделов, посвященных ему. Его почитают даже не такие близкие к Церкви люди. Бывает так, что люди неверующие приходят к вере через почитание Николая Чудотворца как покровителя путешествующих, мореплавателей, военнослужащих.

– И вообще как чудотворца!

– Память Николая Чудотворца несколько раз в году: в мае, декабре, 11 августа – рождество Николая Чудотворца (если кто-то не знает). Действительно, это наш любимый святой.

Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы включились в программу и стараемся поддержать наш Паломнический центр Московского Патриархата. Каждый раз в день памяти святителя Николая Чудотворца мы стараемся направлять целую паломническую группу в одно из мест, которое незаслуженно было забыто. Мы все знаем, что мощи святителя находятся в городе Бари, в Италии. А вот историю перенесения мощей мало кто знает.

Оказывается, сами мощи до XI века находились на территории нынешней Турции, в городе Демре.  Это как раз тот самый город Миры Ликийские, где Николай Чудотворец жил, стал священником, епископом; он скончался в этом месте и здесь был похоронен. Уже в то время, когда Николай Чудотворец особо почитался во всем мире, некоторые из западных христиан очень хотели иметь мощи этого святого, особенно те, кто занимался мореплаванием. (Город Бари в то время был портовым.) Однажды они отправились в путешествие и просто украли его мощи, довольно вероломно вторглись в храм.

Там был народ Ликии, который потом смешался с греческим народом. Они постоянно страдали от набегов сельджуков и вынуждены были иногда покидать город. Западные христиане прибыли и увидели, что жителей города практически нет, остались только четыре монаха в древней базилике, где пока под спудом покоились мощи Николая Чудотворца. Они просто выкопали могилу и достали мощи. Причем не все. Они второпях это делали и буквально наступили на мощи. Чудесным образом они увидели, что мощи мироточат, источают благоухание. Забрали часть мощей и увезли в город Бари.

В дальнейшем, через сто или сто пятьдесят лет, произошло такое же вероломное вторжение, когда забрали остатки мощей и увезли уже в Венецию. Память кражи, так сказать, этих мощей даже у греков не празднуется как перенесение мощей в город Бари. Конечно, потом христиане осмыслили, что это было не случайно. Завоевание Малой Азии, Греции Турцией могло привести к тому, что мы потеряли бы мощи святителя Николая Чудотворца.

Сейчас, как все современные люди, мы пользуемся возможностью уехать в отпуск и отдохнуть на побережье. Очень популярное направление – Турция. К великому сожалению, многие русские люди, отдыхая в Турции, не знают, что есть место, где Николай Чудотворец был похоронен, где он служил: тот самый малый городок Демре, где, по сути, должен почитаться Николай Чудотворец.

К сожалению, этого не происходило. И даже турки, мусульмане, удивляются: «Как так? Почему такое количество русских не почитают это место?» Турки сами даже приглашают: «Давайте поедем, мы вам расскажем о Николае». Они его почитают как покровителя города. Но качество этих рассказов очень сомнительное, потому что экскурсоводы сами не христиане, они даже не понимают, о чем говорят.

И Святейший Патриарх благословил развивать паломничество, специально подготавливать программу, чтобы русские люди, отдыхая там, все-таки посещали эти места и молились. Русское культурно-историческое общество  Анталии предоставляет нам возможность на территории музея, где сейчас восстанавливается базилика, договариваться с руководством и служить там всенощную и литургию. Сейчас такой проект осуществляется для того, чтобы святитель Николай достойно почитался там, где он трудился, созидал паству, где был известен.

И еще один нюанс. Сейчас появились исторические исследования, которые вскрыли небольшое искажение жития святителя Николая Чудотворца. Так получилось, что сто лет спустя, в VI веке, жил в этом месте тоже Николай, тоже архиепископ и святитель, прославленный Церковью, – Николай Пинарский. Он еще назывался игуменом Сионским. Оказывается, этот святой тоже жил на этом месте после святителя Николая Чудотворца, подвизался, был великим подвижником, создал на горе Сионский монастырь, уникальные развалины которого сохранились.

Элементы жития святителя Николая Пинарского вошли в состав жития святителя Николая Чудотворца. Как бы два Николая смешались в один образ. В этом нет ничего зазорного и плохого. Время исказило точные факты жития одного и другого святого, но сейчас историки это изучили, и есть все сведения о том, какие события были связаны с житием святителя Николая Чудотворца Мирликийского и святителя Николая Пинарского.

Те, кто интересуется этой темой, могут это детально посмотреть. Произошло даже смешение имен родителей. Оказывается, Феофан и Нонна – это родители не святителя Николая Чудотворца, а святителя Николая Пинарского. Вышла в свет интересная книга – исследование Александра Владимировича Бугаевского, сотрудника Московской Патриархии, историка. Это уже полное житие святителя Николая Чудотворца с историческими справками. Кто желает, может почитать эту книгу и узнать более точные сведения из жизни того и другого святого.

А в целом это, конечно, радостное событие, которое мы каждый год празднуем, – память Николая Чудотворца. Во многих храмах есть его приделы, будет престольный праздник.

– Что будет включать в себя эта паломническая поездка? Меня интересует технический момент. Сейчас, зимой, потом весной и в августе – куда вы полетите? Куда можно обратиться, если вдруг наши телезрители захотят поехать?

– Детально прорабатывается маршрут. Будет подготовленный экскурсовод, сертифицированный, который разбирается в византийской истории, знает много мест, связанных с христианством на этой территории. К сожалению, цельных памятников архитектуры этих мест не сохранилось. Турки разрушили все христианские святыни. Но сохранились какие-то следы; например, часть базилик и даже часть фресок. Иной раз можно видеть в развалинах античных городов фундаменты, элементы домов, древних византийских храмов.

В маршрут входит посещение нескольких городов. Это те же Патары, где родился Николай Чудотворец. Там сохранились амфитеатры, здание сената, целая торговая улица. Затем город Олимпос – небольшой остров, на котором подвизался Николай Чудотворец и заложил целый архитектурный ансамбль, монастырский комплекс. Там сохранились даже мозаичные полы.

Те, кто интересуется историей  Византии, хочет соприкоснуться со стариной, могут увидеть это все и, конечно, помолиться. Нам дается возможность в каждом месте, связанном с Мефодием Патарским, совершать молебны святым. Конечно, есть замечательный город Эфес, где жил святитель Иоанн Богослов. Это место связано и с жизнью Божией Матери.

На другой стороне Турции есть замечательные древние города, связанные со святителем Василием Великим. Это Каппадокия – пещерный город, где сохранились фрески X–XI веков. Есть на что посмотреть. Я уже не говорю про Стамбул. Есть с чем познакомиться людям, интересующимся историей и древним христианством.

У нас произошел такой случай. Посещая Турцию в свое время, мы совершенно случайно приехали на побережье и зашли на развалины древнего города. К моему изумлению, я обнаружил, что это место рождения святого, в честь которого я назван, – мученика Клавдиана. Конечно, для меня это была радость. Мы забываем, что Малая Азия, Византия – рассвет христианства. И многие святые мученики были рождены в этих городах, по развалинам которых мы ходим.

Христианское присутствие там важно. Все-таки это мусульманская страна, там не всегда стабильная политическая ситуация, но сейчас есть возможность изучить эти места и как-то даже показать иноверцам, мусульманам, что мы чтим память наших святых предков.

– Сколько дней будет длиться эта поездка?

– Семь дней. Обращаться в Паломнический центр Московского Патриархата. Там каждый раз заранее разрабатывается программа.

– Спасибо. Я думаю, когда Вы вернетесь, расскажете нам подробно об этой поездке. Весной и летом, наверное, большой наплыв желающих?

– Да, в прошлом году, в мае, мы совершили литургию. И в день памяти Николая Чудотворца в эту базилику пришло четыре тысячи человек. Даже мусульмане удивились: «Надо же, как русские любят Николая Чудотворца!» Хотя, признаться, люди на этом месте ощутили такой духовный подъем, что, придя вообще в первый раз в храм, многие просили у священников исповедоваться первый раз в жизни. То есть многих так потрясло ощущение присутствия Божия и этого угодника Божия.

Мы, священники, говорили людям: «Сходите у себя дома в храм. Святитель Николай зовет вас к благочестивой жизни». Поэтому, конечно, будет приятно, если кто-то соберется и через отдел Московского Патриархата (а не просто через турецкие компании) во время отдыха целенаправленно поедет вместе с нашими священниками помолиться в этих святых местах.

– Перейдем к вопросам. Вопрос телезрителя об исповеди: «Недавно я понял, что совсем не умею исповедоваться, хотя воцерковился девять лет назад. Я посмотрел некоторые видео, что бывают на YouTube, поговорил со своими знакомыми, друзьями, прихожанами и понял, что глубокое понимание, как готовиться к исповеди, есть не у многих. А это очень важно. В чем тут дело, батюшка?»

– Во-первых, зрение своих грехов, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), – это дар Божий, и его надо испрашивать. Поэтому Великим постом каждый из нас вместе с преподобным Ефремом Сириным в его молитве молится Господу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». К сожалению, человек, помраченный своей греховностью, часто не видит за собой грехов. И священникам приходится переживать и беспокоиться о людях, которые, приходя на исповедь, не знают, что сказать.

Такое состояние гораздо страшнее, чем то, о котором сейчас говорит этот молодой человек. Да, пусть этот путь нелегкий (девять лет), но все-таки человек начинает постепенно понимать проблему своей души, свое духовное заболевание. Это хорошо, это дар Божий. Это прекрасный симптом здоровья души, когда человек начинает видеть себя грешником.

Более того, Игнатий (Брянчанинов) говорил: чем ближе святые были к Богу, тем большими грешниками себя считали. Потому что человек, приближаясь к свету, видит в своей душе мельчайшие частички пыли (как в затененной комнате). Поэтому, конечно, когда мы стараемся жить сознательно и пытаемся исполнять заповеди Божии, мы сталкиваемся с косностью и греховностью своей природы, которая сопротивляется этому.

Игнатий (Брянчанинов) говорит: заповеди Божии учат нас нашей немощи. Это как зеркало, по которому мы сверяем свое изображение, образ Божий в себе. Конечно, прежде всего надо испрашивать у Господа видения своих грехов. Это первое.

Второе. Может быть, есть недостаток времени у многих священников, недостаток самих священников (тем более в Москве)… Они не могут уделить достаточно времени, чтобы что-то объяснить. Конечно, каждый раз испрашивать, грех это или не грех, тоже не совсем верно. Я тоже, как священник, который десять лет служит перед престолом и исповедует людей, могу заверить: не всегда полезно взять какой-то каталог грехов и что-то из него выписывать.

Покаяние – это прежде всего осознание самим человеком, что в нем неправильного. Как поведением, мыслями, желаниями, словами он оскорбляет величие Божие, огорчает Господа и ближних? Он должен сам это понять, прочувствовать. Если ты это прочувствуешь, возненавидишь это и поймешь, что это мешает, искажает твою жизнь, будешь прилагать все усилия к тому, чтобы исправиться.

А просто так каждый раз выписывать тот же самый грех?.. Ну, вижу, что я грешник, а дальше что? Исправление себя – это целый процесс. И нужно набраться мужества. У Игнатия (Брянчанинова) есть в творениях целая статья о терпении самого себя. То есть нужно понимать свою болезнь.

Когда мы ложимся в больницу, мы же не на следующий день выписываемся. Нет таких лекарств, которые сразу помогают. То же самое в духовной жизни: требуется восстановление, время, работа, усилие, усидчивость к тому, чтобы предпринять попытки исправить свою греховную волю, привычку, вместо нее привить привычку добрую, какую-то добродетель. Поэтому, конечно, это целый процесс.

Одно дело – исповедь, другое дело – покаяние. Покаяние – это дело всей жизни, а исповедь – это вехи. Мы в лесу идем, завязываем какие-то веревочки, чтобы не заблудиться. Специально выстроены определенные вехи...

Я могу порекомендовать всем, чтобы начать сознательно исповедоваться, книжечку, которую составил святитель Игнатий (Брянчанинов). Она называется «Краткая исповедь». Это небольшая брошюрка, где по заповедям Божиим выстраиваются всевозможные поступки, которые Церковь оценивает как болезнь души. По этой небольшой брошюрке можно хотя бы немножко сориентироваться, на что обратить внимание, увидеть в себе то, что там написано.

Конечно, в первый раз, когда человек открывает такую книгу и читает огромный список грехов, он бывает в шоке, потому что ему кажется, что он во всем этом грешен. И некоторые приносят эту книгу и говорят: «Я грешен во всем, что здесь написано». Конечно, это просто личные ощущения. Требуется время всмотреться в себя.  

Когда-то наша память запечатлевает какие-то поступки, а потом их забывает, но где-то в глубинах души, в этом черном ящике, который в нас тоже существует (как в самолете), все равно что-то откладывается. Постепенно, когда человек прилагает усилия, молится, Господь как бы из этого страшного тайника достает то, что мы вспоминаем: что-то сделали в детстве, к родителям как-то не так отнеслись, какие-то вещи допустили, а потом забыли. Эта работа и является, в принципе, покаянием. Это то, чему учит Церковь, о чем она говорит.

Иногда бывает такой нюанс: у нас причастие и исповедь неразрывно связаны; в силу того, что на исповеди очень много людей, священнику не хватает времени понять, готов человек к причастию или нет. Поэтому мы просим, чтобы все, кто желает причаститься Святых Христовых Таин, прошли через таинство Исповеди (как через некий фильтр). Мы должны понимать степень греховности человека и его готовности принять такую святыню, как Причастие.

Бывает, что люди второпях, впопыхах не успевают полноценно готовиться. Поэтому следует сказать о генеральной исповеди. Некоторые священники иногда просят подготовить генеральную исповедь. Что это такое? Генеральная исповедь – это  концептуальная, основная исповедь. То есть нужно вспомнить все, что накопилось в твоей душе с того времени, когда ты начал сознательную жизнь: с семилетнего возраста или раньше. Это помогает выстроить какую-то основу, фундамент, чтобы уже ничего не тяготило, чтобы ты не был в постоянном страхе, что что-то забыл. Один раз ты взял и покаялся во всем, что сделал, чтобы это забыть и начинать работать над собой заново.

Генеральную исповедь проходят люди, которые готовятся к очень важным вехам в своей жизни: например, перед рукоположением в священство, перед монашеским постригом. Бывает, священники просят так исповедоваться перед церковным браком, чтобы уже ничего в этой жизни не тяготило человека, чтобы он выстраивал новую жизнь.

Иногда это бывает перед каким-то особо опасным случаем, когда люди идут в экспедицию, на войну, чтобы ничего не забыть, постараться вновь и вновь задуматься о своей жизни, о том, что происходило, примириться с Господом. Полезно взять и пройтись снова по своей жизни. Но делать это каждый раз не стоит. Мы верим в исповедь. Если человек покаялся в том или ином грехе, каким бы страшным он ни был, – Господь прощает.

Исаак Сирин говорит: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Если человек сформулировал свою боль, покаялся, попросил у Господа прощения, пришел на исповедь и священник прочитал разрешительную молитву в таинстве Исповеди, человек должен быть уверен в том, что Господь ему это простил. Даже если он этого не чувствует.

Потом, в свое время, он придет в такое состояние, что поймет: Господь изгладил из Книги Жизни те грехи, которые были записаны в его совести. Даже придет в такое состояние, что, будет вспоминать о том, что сделал, как о чем-то постороннем,  как не о самом себе. Это признак того, что все эти следы Господь стер с твоей души. Но для этого нужна работа.

Конечно, генеральная исповедь помогает в этом смысле. И периодическая исповедь помогает, вычищает душу. Нужно быть готовым к этому постоянно. Поэтому не смущайтесь, что Вы, постоянно живя в Церкви, осознаете свою немощь. Это нормально. Это значит, что Ваша душа живая. Горе тому человеку, который приходит и говорит: «Я не знаю своих грехов».

– Много людей приходит перед большими праздниками, особенно двунадесятыми. Очереди иногда стоят просто километровые. Может, действительно есть смысл, если человек не так часто исповедуется, прийти не накануне церковного праздника, а хотя бы за день до этого, чтобы нормально подойти к священнику и исповедоваться?

– Как бы Вам хотелось, чтобы, например, врач с вами поговорил? Быстро, на бегу или серьезно, вдумчиво? Найдите время, когда священник свободен, может с вами пообщаться, и подойдите к духовному врачу, который поможет вам избавиться от всех неприятностей в вашей духовной жизни, осознать многие вещи. А потом праздник вы встретите в радости, и священник сможет больше времени уделить молитве и празднику, чем просто выяснению каких-то обстоятельств вашей жизни...

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 февраля: 03:00
  • Суббота, 22 февраля: 13:00
  • Суббота, 29 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы