Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным) о благородстве

30 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В нашей сегодняшней передаче отец Мелхиседек  будет рассуждать о благородстве.

– Сегодня мы попытаемся поговорить о том, чего так не хватает в нашей жизни.

– Признаться, я была удивлена Вашим выбором такого понятия, как «благородство», и решением попробовать поговорить об этом. Это вообще современное понятие?

– А знаете, чем это было навеяно? Недавно я был на празднике в любимой Оптиной пустыни. Конечно, каждый раз перечитываю Оптинских старцев, особенно в эти праздничные дни. И вдруг останавливаюсь на одной фразе, как мы говорим, случайно. А вообще наш мир полон закономерных случайностей, потому что управляет случайностями Бог.

Кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что случай – псевдоним Бога. Владыке Василию Родзянко в полемике с атеистом говорят: «Владыко, что Вы всё – Промысл Божий, воля Божья, чудеса… Это же просто стечение обстоятельств, совпадения, так сложилось, а Вы всё – чудеса да Промысл Божий». Он говорит: «А Вы знаете, я заметил: когда я перестаю молиться, совпадения и случайности прекращаются». Поэтому, конечно, случайностями и совпадениями заведует Господь.

И вот я читаю книгу – и вдруг, как молния, мысль: в наше время огромное сокровище – внимательное сердце. Я подумал: а у многих ли из нас (у меня, у других) внимательное сердце? Глаза – может быть, ум – да, внимательный. А сердце? Как раз это и есть, наверное, благородство – жертвенное, внимательное сердце. Греки говорили: если тебя попросили, то ты уже опоздал. Почему? Ты должен был что-то видеть, слышать, чувствовать, понимать заранее.

Спрашивают, что такое счастливая семейная жизнь… Это когда муж слышит и понимает каждое слово, которое жена еще не успела произнести. Это надо чувствовать, потому что о себе самих мы потихонечку, загодя, с рассуждением думаем заранее. Из этих мелочей, из жертвенности, искренности, человечности и складывается понятие «благородство».

Сегодня перед передачей мы стали рассуждать: интересно, совокупность каких понятий дает это качество жизни, определение слова «благородство»? Скорее всего, если сказать одним словом,  это жертвенность. И тут тоже момент: а есть разница между жертвенностью и благородством? Кто-то сказал: «Если на человеческом языке говорить, то это благородство, а если на церковном, то вроде бы жертвенность». В чем-то они синонимы, но, наверное, какие-то неуловимые различия есть. Если бы в нашей жизни было больше жертвенности и благородства!

Что такое благородство? Человек не ответил обидой на обиду, на клевету клеветой, на оскорбление оскорблением, вовремя уступил, вовремя не заметил чьей-то ошибки, какого-то казуса, не сделал на этом акцент… Сейчас наоборот: СМИ, телевидение в отношениях между людьми ищут, кто как проговорился, оговорился, прокололся, ошибся… Это становится предметом, который многократно умножается, интересной новостью, интересным поводом для беседы, для раскручивания.

А можно, наоборот, что-то не заметить. Как говорил старец Паисий, нужно найти добрый помысел, искать не то, за что бы наказать человека, а за что его оправдать. Это необычайно важно в семейных отношениях. Причем уточню, что семья – это не только муж и жена. Иногда живут вместе два брата, мама с сыном, мама с дочкой, внучка с бабушкой… Семья – это вообще наши близкие люди, с которыми мы живем. Необязательно речь идет о полноценной семье: муж, жена, дети. Если ты не один, то ты уже должен свой мир, свой алгоритм все время соотносить с тем человеком, который рядом с тобой. В этом как раз и заключается суть: не увидеть недостатка, не услышать ошибки, не почувствовать какой-то корысти или недоброжелательства.

Я часто людям говорю: прежде чем подумать плохо, подумай хорошо. Не надо ничего драматизировать. Всегда надо в увеличительное стекло смотреть на положительные качества человека и через уменьшительное – на его недостатки. Тогда все будет нормально. Наша повседневная жизнь складывается из взаимоотношений, мы все время с людьми, мы не пустынники. Где бы мы ни были, мы без конца с людьми. Поэтому от этого умения, чувства, настроя зависит наше нормальное состояние, настроение.

Как мне понравился один бытовой, но благородный поступок (это не какие-то сверхподвиги или особые жертвы). В метро в Англии едет мужчина. К нему вдруг поворачивается какой-то человек и говорит: «Сэр, мне кажется, Вы наступили на мою ногу». Столько было извинений с обеих сторон! Еще обменялись шутками. То есть ерунда превратилась во взаимную приязнь. А если бы это произошло в нашем метро, у нас бы мог получиться межнациональный конфликт. Я думаю, из этих небольших благородных поступков может складываться наша жизнь.

– Батюшка, Вы начали говорить об Оптинских старцах. Кстати, многие из них были людьми благородного происхождения. Но это XIX век. А мы-то в XXI веке. Не устарело ли это понятие?

– Стержень, фундамент должен быть всегда. Кстати, интересный случай про благородство наместника Оптиной пустыни, игумена отца Моисея. К нему однажды приходит иеромонах, наверное, движимый тем, что старец Моисей был очень мягкий, любвеобильный. О нем, кстати, сказал епископ Игнатий (Брянчанинов): «Игумен Моисей терпеливым несением немощей и недостатков братии смог создать и собрать такое братство в Оптиной пустыни, которого, думаю, не было и не будет больше в России».

И вот к отцу Моисею подходит один монах и говорит: «Батюшка, Вы знаете, мне кажется, Вы тут что-то начали со стройкой, а это не совсем верно. Рабочие не те, цены не те, да и делают  не так. А еще рыбу купили, она непонятно какая по происхождению, да и цена… И сеять начали… (то ли рано, то ли поздно). Да и вообще, батюшка, я на Вас смотрю: вроде игумен, да не умен». Отец Моисей перекрестился и говорит: «А ты хоть и умен, да не игумен». Ну что говорить с таким бестолковым человеком?

Еще при отце Моисее приезжает епископ Калужский Николай, обходит строения, колокольню, храмы: Введенский, Казанский, Владимирский, корпуса, стены и говорит: «Отец наместник, какая красота! Сколько храмов, сколько построек, сколько трудов! Наверное, все это Вы сделали?» А старец Моисей говорит: «Владыка, я при этом присутствовал». Кстати, одно из качеств благородного человека – не хвалиться чем бы то ни было: ни фамилией, ни духовником, ни талантом, ни зарплатой, ни работой, ни положением.

– Ох, как у нас, кстати, сейчас хвалятся духовниками! «У меня духовник такой-то». Знаете, раньше хвалились французскими духами, сумочками от Диора, а сейчас духовником.

–  Тогда я не понимаю, что ж при таком хорошем духовнике такой неказистый плод?

– А почему сейчас так?

– С возрастом и духовной зрелостью пропадает желание кому-либо что-то доказывать. Поэтому если у человека есть за душой что-то, что наполняет и делает его духовно богатым,  нет необходимости привлекать внешние факторы, чтобы возвысить себя в чьих-то глазах. Если ты из себя ничего не представляешь, что толку внешне иметь медали, которые на себя вешаешь, и кому-то говорить о том, чтобы не забыли оценить твои книги, лекции, фамилию, обитель, которой ты помогаешь, твоего духовника и так далее. В общем, скромность украшает человека. Мне кажется, что скромность – одно из качеств, составляющих благородство.

Мне вспоминается случай. Едет наш знаменитый академик-физиолог И.П. Павлов (лауреат Нобелевской премии за работы по физиологии) в общественном транспорте. Рядом едет красноармеец. Это был, наверное, 1920 или 1921 год. Павлов перекрестился на церковь. Красноармеец смотрит на него и говорит: «Надо же, какая серость!» Академик промолчал, не стал объясняться, кто он, что он. Иногда не надо доказывать, кто ты, этим козырять.

Еще вспоминаю: один из наших министров приезжал в Оптину пустынь в 90-е годы. И когда не нашлось места в гостинице, он не стал называться, кто он, переночевал на клиросе, на коврах, которые были постелены для паломников… Как же иногда полезно для души побыть простым паломником, простым человеком!

Кстати, и Л.Н. Толстой посещал Оптину пустынь и тоже хотел иметь эту скромность. Известна история, когда он пришел из Ясной Поляны в мужицкой рубахе, поселился в простой (не для дворян) гостинице. Но когда начал рассчитываться за чай, вдруг из штанины достает такой бумажник, что послушник чуть в обморок не упал и понял, что тут что-то не то. А когда стал вспоминать фотографии и газетные зарисовки, до него все-таки дошло, кто перед ним.

– Неужели он не узнал Льва Толстого? Самый популярный человек, наверное, тогда.

– Наверное, в этой одежде никак не ожидал встретить.

– У меня тоже был один случай в Оптиной. Узнав, что я там, ко мне захотел приехать один мой давешний знакомый, который в Калужской области служит в очень в больших чинах. Он приезжает и звонит мне: «Я не знаю, куда мне  приткнуться». Я говорю: «Вы скажите, что съемочная группа, подъезжайте – Вас пропустят».

Он тоже приехал очень скромно. Потом оставил машину на общей стоянке и пошел пешком. Так, говорит, хорошо до Оптиной пройтись пешком. И даже не сказал наместнику, что он здесь, хотел просто постоять, помолиться. Это тоже говорит о серьезных намерениях человека, который не с должностью приходит в монастырь или в церковь, а христианином.

– Да. Еще вспоминаю. Сейчас у нас сложные межцерковные отношения, и всегда говорили: политика политикой, а простые люди – это простые люди. Лет пять назад мы были в Грузии, в Батуми, на одном приходе, в котором служит священник-грузин, архимандрит. Наших паломников было около сорока человек, они были потрясены одним благородным поступком.

Был воскресный день, все прихожане знали друг друга, из разговора они поняли, что это гости из Москвы, и когда подходили к Причастию, все расступились и пропустили нашу группу вперед. Если бы постоянные прихожане просто встали в общую очередь, ничего страшного не было бы, а они, грузины, посчитали, что не надо этого общего порядка, пусть гости идут впереди... Все это – проявления благородства в нашей повседневной жизни.

– Это же сейчас не модно.

– Но приятно.

– Посмотрите, что насаждают средства массовой информации (телевидение, радио, газеты)…

– Модно или не модно – это не для нас.

– Наоборот, говорят, что надо толкаться, расталкивать локтями, надо быть лидером. И пробиваются же не всегда самые достойные, мы это прекрасно знаем. Честно говоря, эта программа «Лидер» меня смущает, я уже многим об этом говорю.

– Это сложный вопрос, нам до лидеров далеко.

– Да, человек сам себя объявляет лидером.

– А мы как раз говорим про нашу повседневную жизнь. И еще конкретный случай. Лет десять назад впервые предполагалась поездка в Воронежскую епархию, когда та еще не была разделена. Это Липецк, Задонск, Костомарово, меловые пещеры, сам Воронеж. Поездка должны была быть очень интересной, насыщенной. Собрали группу в 45 человек. И вдруг с соседнего прихода храма Казанской иконы Божией Матери, где архимандрит Петр Поляков, приходит наша общая знакомая Галина и говорит: «Батюшка, там осталось еще одно место? Надо Марию Петровну взять, бабулечку, она моя подруга, очень хорошая, помогает возле подсвечника».

Я говорю: «Понятно, что хотелось бы всех взять, но уже все места заняты». И вдруг какая-то 30-секундная пауза, и она говорит: «Батюшка, а я записана?» – «Да, записана». – «А можно тогда она поедет вместо меня?» Я думаю: «Вот это да, вот это человек». Казалось бы, нет и нет, так сложилось, тем более никаких обещаний не было. И я подумал: «Обязательно надо сделать так, чтобы и она, и ее подруга поехали». И тут один человек заболел за день до поездки. Вот так Господь все устроил. Я это и имел в виду: если вдруг какое-то место освободится, пусть так сложится, чтобы ей не пришлось оставаться.

Я думаю, что из этих мелочей и складывается благородство. Человек пожертвовал предполагаемым душевным и духовным утешением, совместным общением с родными и близкими друзьями, прихожанами. Такое в нашей жизни редко бывает, но бывает.

– А современные-то примеры другие. Здесь понятно, это православные, Вы нас все-таки учите быть благородными, уступать, по-христиански любить, помогать, быть жертвенными. А давайте выйдем на улицу... Мы же для всех рассуждаем, не только для православных.

– Давайте на улицу выходить не будем. Есть замечательная восточная поговорка: каждая овца будет подвешена за свою ногу. Мы отвечаем за отношения внутри своей собственной семьи. Старец Амвросий говорил: тот, кто уступает, приобретает. Спрашивай с себя. Улица пусть ответит за себя.

И еще я советую: в семье играть не в шахматы (в человеческих отношениях), а в поддавки. Тот, кто уступает, выигрывает. Победа над близким человеком – это твое поражение. Да, переломал, сделал, чтобы было по-твоему. Наплакался, настоял через истерику, все вроде получилось по-твоему, а настроения нет. Уступил, не по-твоему, неудобно, невкусно, неинтересно – а настроение есть. Почему? А потому, что вдруг случилось так, что в следующий раз тебе уступили, и в тот момент, в который, казалось бы, никто уступать не будет.

Причем я говорю людям: не рассчитывайте, что на уступки с вашей стороны вам сразу уступят. Нет, это будет не на десятый, не на пятнадцатый или двадцатый раз, только на сотый раз уступят. И к этому надо быть готовыми.

– Согласна.

– Но уж лучше потихонечку двигаться в сторону взаимной приязни и взаимной уступчивости, чем искать в жизни повод, кто в семье будет сильнее, упорнее, настойчивее, кто возьмет верх.

Кстати, есть такая нехорошая примета. Венчаются молодые, им под ноги стелют рушник. И, по какому-то преданию, кто первый наступит, тот в семье и будет иметь верх. Я советую тогда молодоженам: если вам такое говорили, муж, наступай первым. (Смеется.)

Старец Паисий Афонский говорил: «Вот смотрите, жена – ноль, муж – единица. Если она стоит за мужем, то оценка вашей семьи – десятка. А если жена пытается встать перед мужем, встает перед ним в повседневных делах, в жизни, в решениях, оценка вашей семьи – единица».

Пусть каждый на своем месте делает то, что может и должен делать, с благородством, вдумчиво, творчески, ставя себя на место другого человека. И тогда, если в нашей повседневной жизни будет благородство, уступчивость, жертвенное служение, то есть обыкновенная человечность внутри собственной семьи, коллектива, братства, прихода, то будет больше света и теплоты. Это и требуется от нас, простых христиан, в современном мире, который далек от благородства, к сожалению. Но хотя бы пусть это будет внутри нашей жизни.

– Спасибо. Я думаю, что каждому, кто сегодня смотрел нашу программу, будет о чем задуматься и над чем подумать.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 января: 03:00
  • Суббота, 25 января: 13:00
  • Суббота, 01 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы