Таинства Церкви. Рождественский пост. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

23 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Мы находимся в преддверии Рождественского поста и вот-вот уже вступим в эти замечательные, благодатные дни. Многие даже ждут пост, говорят, что это их концентрирует, настраивает на молитвенный лад, духовно люди собираются. Еще же и оздоравливаются, потому что перестают есть колбасу, сосиски, мясо и то, что многие врачи даже рекомендуют и не есть. Отец Клавдиан, перед нами Рождественский пост. Расскажите, пожалуйста, какими мы должны войти в эти праздничные духовные дни. 

– Действительно, все верно. Пост имеет такое предназначение, чтобы мы сосредоточились на празднике, в преддверии которого находимся. И само название (Рождественский пост) раскрывает нам смысл этого поста. Мы готовимся к встрече Господа, заблаговременно подготавливаем себя к восприятию богослужения. Это время некой особой тишины и таинственности, потому что рождается Спаситель в мир. А это событие является центральным в истории мира, оно даровало всему миру спасение. Приходит Господь как Человек, рождается от Девы Марии и приносит нам радость благовестия о том, что мы прощены, что Господь берет на себя грех мира, умирает за нас, разрешает эту клятву и дает нам возможность войти в рай, если мы уверуем во Христа и последуем  по пути исполнения Его воли. Поэтому, конечно, христианам важно приготовиться к этому событию, к осмыслению этого события. И пост является одним из действенных средств в подготовке своей души, ума и сердца к восприятию этой тайны.

В течение поста мы уже будем слушать песнопения, которые готовят нас к Рождественскому празднику, очень замечательные стихиры, которые раскрывают смыслы этого исторического события. В Троице-Сергиевой лавре существует даже такая традиция (думаю, и в других храмах она тоже есть): в преддверии Рождества за неделю специально очень торжественно поются стихиры в конце службы, посвященные подготовке к празднику Рождества. Милостью Божьей Святая Церковь установила этот пост, чтобы мы сознательно веровали и стремились к тому, чтобы максимально воспринять все смыслы, которые передает нам Священное Писание ради нашего спасения. Мы, монашествующие, особо любим пост.

– Вы, батюшка, и так поститесь круглый год.

– Как сказать? Так же по уставу, как все постятся. Просто монахи не вкушают мяса, в этом смысле мы себя как-то ущемляем. Но понятно, что мы может быть не обременены такой тяжелой физической работой, хотя это не так, во многих монастырях трудятся и физически серьезно. Все-таки для того, чтобы не обременять свое тело и не отягощать его пищей, едой, есть определенные дни воздержания. И действительно, мы уклоняемся от вкушения мяса не потому, что гнушаемся этого, а потому, что устав монашеский подразумевает это.

– Прошу прощения, но уж коль скоро Вы заговорили об этом, я немного отклонюсь. Вы же не даете такого обета? Я знаю, что в некоторых монастырях  (не Русской Православной Церкви) монахи едят мясо.

– Я так скажу: основная традиция монашеской жизни, монашеского устава – это не вкушение мяса, потому что мясо все-таки – пища, которая отягощает в какой-то мере человека, мешает ему в некоем пути самопознания, отягощая желудок, помрачая несколько ум. Это физиологическое действие тяжелой пищи. Но действительно есть такие регионы, где рыба дорогая, поэтому монахи употребляют птицу.

Но монах дает обет именно жизни постнической. Пост – это как раз то самое определение состояния человека: воздержание. Чтобы нам ничего не изобретать, Церковь уже все придумала,от чего мы воздерживаемся и когда. И в Церкви все очень мудро рассчитано на силы человека и на такое употребление пищи, которое действительно поможет человеку заниматься своей душой, своей духовной жизнью: и молитвой, и чтением, и восприятием слова. Поэтому мы, монашествующие, хоть и воздерживаемся, но тоже ждем всегда этих постных дней, потому что особо можем прочувствовать и молитвенно подготовиться к этому празднику. Это даже какая-то особая радость, когда мы находимся в преддверии поста. Иногда даже не хочется из него выходить, когда привыкаешь к такой воздержанной жизни.

А что такое воздержание? Это навык. Можно приобрести правильный навык, привычку воздерживаться от пищи, услаждающей вкус или отягощающей нас. Как преподобный Серафим Саровский говорит, что надо покушать так, чтобы оставить в желудке немного места Святому Духу, чтобы еще действовала в тебе духовная жизнь, было правильное настроение души и чувств. Этот навык позволяет нам чувствами управлять, и мыслями управлять своими, и воздерживаться от страстей, соблазнов. Вот какой важный навык поста.

Сейчас человечество ослабело, многие люди стали страдать разными заболеваниями. Строгое воздержание, конечно, не относится к больным людям. Поэтому мера поста, которую каждый выбирает, должна быть установлена духовником, надо просто со священником посоветоваться, особенно если есть какие-то проблемы со здоровьем. Здоровье – тоже инструмент для жизни, для действия человека в жизни, чтобы он добрые дела делал. Даже Игнатий (Брянчанинов), великий святитель нашего времени, писал, что чрезмерный пост хуже, чем объедение. Почему? Потому что чрезмерный пост, пост не по разуму, не по силе, ослабляет человеческий организм, и человек становится вялым, сонливым, неспособным делать добрые дела и даже молиться. А тот, кто отяготил себя, быть может, лишней едой, всегда может прийти в себя, поработать, покопать, кому-то чем-то помочь и постепенно разгрузить свое тело от этого напряжения пищей и снова освободить свой ум и сердце от тяжести еды. Все должно быть с рассуждением, необходимо советоваться с духовником. Но в целом есть определенный устав, который Рождественским постом предписывает не вкушать молочное, мясо и готовиться к встрече праздника Рождества Христова.

– Современный мир очень прагматичный. И люди наши поменялись все же. На первое место выходит потребление, оно растет. К этому людей подталкивает реклама, красивые витрины, полные магазины. Может быть, в наше время такого изобилия не было? О таком приходилось, быть может, только мечтать. Честно сказать, меня очень смущает и удручает то, что и праздник Рождества уже и в России, к сожалению, становится каким-то «потребительским». У нас уже сейчас появляются елочные базары, рождественские распродажи, сейчас все будет направлено на то, чтобы люди как можно больше денег оставили в магазинах. То есть пытаются сделать так, чтобы этот праздник воспринимался как праздник для детей с обилием подарков, елок, конфетти и всего остального. Согласитесь, что это так. Мы никуда от этого не уйдем. Давайте с Вами порассуждаем: все-таки настоящий смысл этого праздника в чем? В чем мы ошибаемся, когда делаем его праздником исключительно детским, праздником подарков и праздником потребления?

– В большей массе христиан есть отношение к Рождеству как просто к семейному празднику, очень милому, красивому, радостному. Кстати, мы недавно были с паломнической группой в городе Вифлееме, где как раз это событие совершилось, в этой пещерке служили литургию. И нам сказали, что священники-монахи, которые являются хранителями этого святого места, не хранят Рождественский пост. Они говорят: «Как мы можем поститься, когда являемся хранителями места радости рождения Спасителя? Пусть другие христиане постятся, а у нас постоянное торжество встречи с Господом». Поскольку мы не являемся хранителями этого места, мы готовимся к восприятию этой службы, этой радости.

Мы должны понять, что совершилось событие, которое изменило ход мировой истории. Бог помиловал человека, совершил чудо из чудес. Будучи Богом, Он стал Человеком для того, чтобы восстановить в достоинстве Свое творение, нас с вами, людей, которые были созданы, но отпали от Него. Вот это снисхождение, эта любовь жертвенная Спасителя Господа ко всем людям выражается в этом смирении, в этом беззащитном ребеночке, который рождается через Пресвятую Богородицу, становится Человеком. Причем рождается Он в пещере, в вертепе, окруженный животными; может быть, в теплоте дыхания этих животных Он греется, показывая тем самым Свое снисхождение, Свое смирение. Он показывает, что ради человека Сам Бог, Творец вселенной, вот так  снисходит и становится беззащитным существом, полностью зависимым от мамы, от папы. И постепенно растет для того, чтобы стать Человеком и раскрыть человеческим языком Свое учение, пострадать за человека, умереть на Кресте и воскреснуть.

Вообще это центральное событие. Именно ради этого праздника появляются в Церкви такие периоды. Впоследствии даже отделили праздник Богоявления (Крещения) от Рождества, желая более глубоко прочувствовать событие, которое произошло. Раньше Рождество называли Богоявлением. Те, кто внимательно слушает и молится за богослужением, заметят сходство богослужебных песнопений праздника Рождества и Богоявления (Крещения), потому что это была одна и та же служба. И мы должны понять, что помимо елочек, игрушек и подарков мы должны воспринять любовь Спасителя, понять, что сделал Господь, мы должны быть Ему благодарны прежде всего. Ради того, чтобы нас спасти, Господь прошел очень тяжелый путь, крестный путь до смерти. Это тоже должно нас как-то вдохновлять к тому, чтобы мы несли свой крест и верили Спасителю, что Бог Отец не пожалел Своего Сына, даже не просто не пожалел, Он отдал Его в жертву за нас. Все эти смыслы очень важны в этом празднике, чтобы он действительно не являлся просто какой-то традицией с Санта Клаусом.

– Да, это мы берем традицию западную. Сейчас же многие стали путешествовать. Я  сама была в ноябре в Дублине. Казалось бы, до католического Рождества остается почти два месяца, но все уже было в огнях, украшениях, шли распродажи с невероятными скидками. То есть люди уже бежали, торопились «навстречу» Христу, бежали в очередной торговый центр.

– Подарки – дело хорошее, они тоже приносят радость. Но важно, чтобы все было правильно осознано в этом празднике. Те, кто посещает рождественские богослужения, ходит на службы в преддверии самого праздника, думаю, более глубоко осознают праздник.

– Да, нам надо как-то удерживаться от этого и, наверно, постараться своих близких удерживать на церковной, православной ноте. Понятно: то, что мы купили на распродаже, не нужно. Это превращается в какой-то всеобщий психоз: все бегут, и я побегу. Казалось бы, зачем мне три пары очков, совершенно не предназначенных для меня, но «два плюс три» сейчас имеет какое-то магическое значение.

 Мне кажется, мы не должны стесняться ни своих близких, ни коллег по работе, что мы православные. Сейчас не то время, чтобы стесняться, и можно в мягко-твердой форме говорить, что этот праздник – это вовсе не Санта Клаус.

– Действительно, если Вы заметили, на Западе стали толерантно писать: «С Рождеством!» А с чьим?.. Кто-то празднует католическое Рождество, потом Новый год, потом старый Новый год. Люди любят праздники. Но сейчас среди верующих прихожан я замечаю, что даже отношение к Новому году – к нашему семейному доброму советскому празднику –изменилось, акценты все-таки переносятся на Рождество.

Мы ждем Рождества! И не нарушаем пост, чтобы прийти к этому празднику, действительно принести Господу жертву. Что человек может Господу принести? Да ничего (мы рождаемся нагими и уходим нагими). Только благодарение Господу – вот что может человечество принести. Ангелы восхваляли Спасителя, волхвы дары принесли – очень пророческие, которые раскрыли суть служения Спасителя. А люди благодарность могут принести постом. Вот мы готовимся к Рождеству. Это некая малая жертва, солидарность со Спасителем: вот Он страдал, Ему негде было после рождения приклонить голову. Пресвятая Богородица, даже придя в Вифлеем, не нашла гостиницы или больницы, чтобы родить ребенка. Он уже был изгнанником, Он страдал с самого Своего рождения.

Потом бегство в Египет, потому что была вообще угроза гибели Младенца. И Пресвятая Богородица, родив, вынуждена была сразу уехать вместе с Иосифом Обручником и странствовать по Египту. А затем они побоялись в Вифлеем возвращаться, поселились в Назарете. То есть с самого рождения Господа Ирод искал убить Младенца.

Мне вспоминается один сельский священник, очень хороший. Я тогда еще был семинаристом. Он рассказывал: «Как мне Господь раскрывает иногда переживания Пресвятой Богородицы или Спасителя!» Однажды на Рождество его друзья поручили ему отвезти своего ребенка на дачу. Он его взял из школы (это девочка была) и повез на дачу. Тогда не было мобильных телефонов, это 80-е годы. Он приехал, а на даче никого нет. И вот мороз, вечер, уже звезды на небе, и он подумал: как же Божией Матери было нелегко одной в таком растерянном состоянии. Он говорит: «Мы стали молиться, чтобы родители появились». И чудесным образом они появились: оказывается, они пошли встречать, но с ними разминулись. Потом они встретились, и была такая радость!

И вот Господь приоткрыл ему те переживания, дал возможность просто по-человечески ощутить, как было тяжело Спасителю и Божией Матери. В этом празднике соединяется очень много чувств и переживаний: и вселенского масштаба, и человеческого. Поэтому мы готовимся постом, чтобы правильно это понять, расставить все по полочкам.

– Тем не менее Вы сказали, что есть опасность обидеть близких. Все-таки садятся люди за новогодний стол. Совсем проигнорировать это тяжело, а может, и не нужно. Сейчас мы живем в странное время: в одной семье одни верят, другие с прохладцей к этому относятся, третьи нейтрально, четвертые вообще отрицательно. И собраться в религиозные праздники тяжело. Они не собирают русские семьи по той причине, что у нас слишком мало воцерковленных людей. А Новый год может собрать людей. Что делать?

– Христиане призваны верить Матери Церкви и следовать ее Уставу, Преданию, потому что это спасительно. То, что Церковь предлагает, всегда на пользу. Но поскольку мы находимся в светской среде, то нет определенных шаблонов. Нельзя сказать, что вот если вас пригласили за новогодний стол – кушайте, пожалуйста. Нет. Уважительно нужно отнестись к тому, что человек постится.

Если  чувствуешь, что окружающие тебя люди уважают твой пост, то зачем нарушать его? Можно и поститься, никого не обременяя… А можно человеку послужить в его немощи; вот он приготовил, хочет как-то утешить, а ты отказываешься. Здесь, может, и не надо огорчать человека, который тебя угощает.

И, наоборот, я знаю случаи, когда молодые люди (подростки или студенты) попадают в церковную среду, в семью друзей и видят, что там мама и папа перед едой встают и молятся. Я знаю других людей, что увидели  тайну в молитве, которая совершается, как другая семья обращается к Господу и благословляет еду. Многие из моих знакомых были так поражены, что эту традицию сами приняли и родителям передали: «Смотрите, у моих друзей мама и папа не стесняются, молятся перед едой».

То есть мы как христиане должны показывать пример. Воздержание – это пример жизни чистой, добродетельной, в этом ничего зазорного нет. В этом, наоборот, много преимуществ, в этом есть достоинство. В том, что человек может управлять собой и выстраивать свою жизнь не так, как хочется, не куда тянется рука, глаза или чувство, а так, как это полезно для духовного воспитания и телесного.

Воздержание и тело оберегает. Мы знаем, как страдают сейчас люди от невоздержания. Это же большая проблема сейчас, потому что человек увлекается и так служит своему желудку, что потом появляются проблемы. Святитель Тихон Задонский  писал: «Умеренно ешь и пей – здрав будешь».

Мы, христиане, призываем к умению воздерживаться ради смирения Господа, смирения к нам, Его служения нам. Принесем Ему дары воздержания. И тогда праздник будет радостью: вот мы все вместе собрались и можем вкушать уже скоромную пищу, приготовленную как знак торжества, как радость, которую мы встретили в этом празднике.

– Спасибо большое, батюшка! Действительно, сейчас так важно тем, кто считает себя православным человеком, верующим, христианином, перестать стесняться своего православия. Нужно показывать себя православным человеком. Знаете, я как-то наблюдала картину: три часа пополудни, у мусульман время молитвы, на дороге остановилась машина, выходит человеку с ковриком, кладет коврик, голову поворачивает в сторону Мекки и молится. Ему все равно, что о нем думают. А у нас, к сожалению, так, что мы идем мимо храма и стесняемся перекреститься.

– Помните, Вы как-то рассказывали о случае в метро?

– Да, я как-то ехала в метро, и мне интересно было посмотреть, что люди читают в дороге. Поворачиваю голову, смотрю налево: девушка читает Евангелие. Поворачиваю направо голову: юноша читает Псалтирь.

– Конечно, люди тянутся к этому. Некоторые считают зазорным не знать Евангелие. Ты взрослый человек, получаешь образование, читаешь много книг и ни разу не прочитал Евангелие? Как так? А Псалтирь – это вообще книга из книг, она является источником утешения, премудрости. Люди многое знают, а самого главного не знают. Слава Богу, что есть много людей, которые являются исповедниками; даже в метро!

– Батюшка, спасибо! Наша программа завершилась. Я Вас сердечно благодарю, что Вы нас не покидаете и продолжаете участвовать в наших программах.

Записала Инна Корепанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 февраля: 03:00
  • Суббота, 01 февраля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы