Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Это действительно событие очень яркое. И, наверное, не только в церковной среде, но и в светской, исторической, научной, потому что артефактов XIV века практически не сохранилось до сегодняшнего дня. И та экспозиция, которая уже была представлена и находится сейчас в Историческом музее, сегодня дополнена экспонатами уникального содержания. Это в первую очередь риза преподобного Сергия. Она хранилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры и впервые была перевезена в Москву. Это та самая риза, то есть священная одежда, которую носил преподобный Сергий. Это действительно особо почитаемая нами святыня, потому что все очень любят преподобного Сергия, но мало кто может соприкоснуться с его личными вещами. Из Церковно-археологического кабинета были доставлены деревянные сосуды того же времени, которыми пользовался преподобный Сергий, его тапочки, которые вместе с его святыми мощами были обретены и хранятся сейчас в музее Московской духовной академии, а также кресты-мощевики эпохи XIV века.
– По преданию, один из мощевиков принадлежал самому Димитрию Донскому, это был его вклад в Лавру. А второй принадлежал одному из его сподвижников.
– Вообще эта выставка родила очень большой интерес со стороны ученых, и присутствовали представители различных сообществ. Они подтвердили, что впервые выставляются такие святыни. Я думаю, что и для каждого верующего человека это событие тоже будет очень ярким, если человек не только вспомнит о святом, но и соприкоснется с его личными вещами. Тем более риза преподобного Сергия – это символ самого смирения преподобного. Если на нее посмотреть, она напоминает мешковину; сразу погружаешься в дух нищеты, кротости, смирения преподобного Сергия. Поэтому наших прихожан и всех верующих людей мы приглашаем посетить эту выставку. Она будет длиться недолго, до 9 декабря.
– Десятого декабря выставка уже будет закрыта. И как сказал сам директор музея А.К. Левыкин, это уникально. Я видела его реакцию, он был просто потрясен, хотя это человек, который, кажется, видел все: где он только не был, чего только не видел! Но он дал самую высокую оценку этой экспозиции и рад, что она открылась.
Действительно, батюшка, Вы сказали, что она открылась в тринадцатом зале, она демонстрируется в постоянной экспозиции Исторического музея. Как раз этот зал посвящен XIV веку, времени Дмитрия Донского… Так что связь Дмитрия Донского и преподобного Сергия была неразрывна в XIV веке. И сейчас мы воспринимаем Дмитрия и Сергия неотделимыми друг от друга, так же как Юрия Звенигородского и Савву Сторожевского. Такие были пары на Руси: духовное лицо и воин.
– Конечно, имело место просто знакомство великих князей с великим святым, а также совместное служение Отечеству. И действительно Дмитрий Донской явился верным учеником преподобного Сергия в сонме Радонежских святых.
– Еще раз хочу напомнить нашим зрителям, что выставка будет до 9 декабря, она открыта в тринадцатом зале постоянной экспозиции Исторического музея. Для того чтобы на нее попасть, надо просто прийти в музей, купить билет; у кого есть льгота, тот может пройти бесплатно (есть различные категории) и заодно побывать вообще в Историческом музее, что мы не так часто делаем...
Батюшка, когда мы с Вами были в Историческом музее, грех было не воспользоваться и не побродить по залам, где уникальнейшие древнерусские вещи, коллекции из золота. Это просто удивительные вещи! Сегодня мы будем говорить о празднике Архистратига Михаила, и, конечно, этот праздник связан и с Дмитрием Донским – это праздник русских воинов. В Архангельском соборе наш Дмитрий Донской и погребен.
– Праздник основан уже давно, с Лаодикийского Собора, который был созван в начале IV века перед Первым Вселенским Собором по случаю защиты от ереси, которая уже возникла в христианской среде и неправильно учила почитать архангельский мир. Необходимо было засвидетельствовать учение Церкви о том, что ангелы, архангелы не являются божествами и поклонение им должно быть как поклонение служителям Божьим. Не случайно выбрана именно эта дата, 8 ноября (по старому стилю); это девятый месяц (начиная с марта; в древности год начинался 1 марта); по числу чинов ангельских. Мы знаем из Священного Писания и по учению святых отцов: всего существует девять чинов ангельских. Они делятся на высшие, средние и низшие. Архистратиг Божий Михаил является первым архангелом, тоже особо почитается во всем мире как предводитель, как воин, как защитник.
Почему именно его мы упоминаем в этот праздник, хотя написано про собор Архистратига Божия Михаила вместе с другими чинами ангельскими? Какими? Это Архангел Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Вот такие архангельские имена. Но это всего лишь один чин – архангелы. А их существует девять чинов. Действительно, каждый из этих чинов ангельского мира, ангелов – как вестники, они имеют свое предназначение. Кто охранительное, кто благовествует истину, передает ее от Бога к человеку, кто является защитником либо человека, либо какого-то места, способствует познанию воли Божьей, защите духовного состава человека.
Каждый из чинов имеет свою функцию, но они структурированы по взаимному подчинению – как в армии. Каждый из чинов имеет свое название. Например, самые высшие из чинов ангельских – серафимы, херувимы и престолы. Это наиболее приближенные к Богу духовные существа. «Серафим» в переводе означает «пламенеющий». «Херувим» в переводе с еврейского означает «познание истины, познание Бога». Престолы – это собиратели благодати, те, кто благодать передает людям в молитве, помощники обожения человека. Средние чины – господства, власти и силы (так их называют), им даются различные поручения. И нижние чины – начала, архангелы и ангелы. Есть учение Церкви о том, что при крещении каждому человеку дается ангел-хранитель, самый низший чин, который наиболее приближен к человеку в земной жизни и служит человеку, охраняет его, вдохновляет, помогает ему, внушает добрые мысли.
Архистратиг Божий Михаил в переводе с еврейского: «как Бог». Почему именно его Церковь Божья выделяет и почитает? Потому, что он больше всего в Священном Писании принимал участие в исполнении воли Божьей. Мы знаем из Ветхого Завета, как он охранял еврейский народ, помогал ему избавиться от египетского плена, сопутствовал в виде огненного столпа и днем, и ночью Моисею с еврейским народом, когда они странствовали по пустыне. Можно перечислить много исторических ветхозаветных событий, когда Архистратиг Божий Михаил был их участником. То же самое в Новом Завете. И мы, конечно, почитая этого святого, вдохновляемся защищать правду Божью, поэтому во многих значимых на Руси городах закладывались именно архангельские соборы, в том числе в Кремле, где покоятся мощи Дмитрия Донского.
В почитании церковном, которое выражено в службе, в прославлении этих святых невидимых духов, Церковь сохраняет учение о невидимом мире. Более близко можно познакомиться с учением о невидимом мире по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти», где рассказывается тоже очень много тайн именно духовного мира, раскрыто действие именно ангельского мира на человека. Поэтому многие храмы имеют престолы в честь этого высшего существа – Архистратига Божия Михаила, а праздник его особо почитается.
– Известно, что Архангел Михаил почитается как покровитель русского воинства. Мы уже начали с Вами об этом говорить. Наверно, поэтому очень много храмов на Руси было построено великими князьями, которые были не просто государями, они были воинами. Мы знаем, они всегда сами участвовали в битвах. И Дмитрий Донской не просто победил на Куликовом поле, он ведь сражался там как рядовой воин. Из летописи мы знаем, что он снял великокняжеские одежды с себя, надел латы простого ратника, простого воина, как его ни отговаривал ближний круг. И он на поле битвы сражался так же, как простые воины. Естественно, мы знаем о том, что Архангел Михаил – предводитель Небесного воинства; и еще до сотворения человека состоялась битва. Но она ведь не военная была? В чем смысл этой победы Архангела Михаила?
– Действительно, в святоотеческом учении образом воина выступает именно образ Архистратига Божия Михаила, потому что именно он выступал первым существом от Бога, который низверг сатану в духовной битве. Еще до сотворения мира архангельский мир разделился на служителей Бога и противников Бога, Его воли, и совершилось такое сражение, в котором Архистратиг Божий Михаил исполнил волю Божью, усмирив сатану, низвергнув его в бездну. Поэтому образом защитника истины, всего святого и доброго выступает Архистратиг Божий Михаил для всех воинов, которые тоже являются защитниками добра, защитниками святого, Родины, своей семьи, своего народа.
‒ Когда речь идет о воинах и их канонизации (это не быстрый процесс, долгий), как раз и говорят о том, что, может быть, это и правое, и духовное дело, но человек убивал. А есть заповедь Божья, мы знаем, ‒ «не убий». Поэтому когда канонизируют воинов, этот момент очень серьезный. С Вашей точки зрения, как здесь быть и как это оправдать или совместить с одним из законов Божиих – «не убий»?
‒ Бог не только эту заповедь дал. Он очень ревностно относился к хранению истинной веры в Единого Бога. Бывает, что Он даже давал указания через того же Архангела Михаила, чтобы угодники Божии, пророки брали меч и поражали идолопоклонников. Здесь мы можем сказать, что исходим из наивысшего служения человека другому человеку, которое заключается в готовности отдать свою жизнь за ближних. Это исходит из евангельского учения от Иоанна. В Евангелии сказано: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя. Поэтому, защищая свое Отечество, свой народ, человек, жертвуя своей жизнью, вынужден прибегать к убийству для того, чтобы остановить зло.
Мы, христиане, не должны смешивать понятия добра и зла ради какой-то гуманности и сожаления. Грех вошел в мир; существуют два лагеря: добра и зла. Поэтому каждый человек встает перед выбором, и вот это противостояние добра и зла порой развивается в такой степени напряженности, что приводит к войне.
Конечно, другие могут сказать, что с войной связаны и политические какие-то интересы, и даже финансовые. Сейчас мир так усложнился, что иной раз даже не поймешь, что происходит, что это за война, как ее назвать: священная, или братоубийственная, или гражданская. Но само отношение к этому солдата или человека, который посвятил себя защите Отечества, оправданно, потому что человек проявляет готовность в любой момент пожертвовать собой ради спасения ближних, ради спасения своего народа.
Евангелие не говорит, что мы должны просто не сопротивляться злу и терпеть все, что происходит вокруг нас, особенно когда злое намерение людей проявляется в убийстве других или в претензии на их святое. Поэтому мы даже выставку назвали: «Дмитрий Донской – государь, воин, защитник веры». Это все единое служение человека Отечеству, своему народу, своей земле, своей вере. Потому что чтобы что-то сохранить, это нужно очень беречь.
Люди, которые занимаются (кто-то профессионально, кто-то по призыву) защитой Отечества, эту заповедь исполняют. О сбережении веры от того, чтобы никто ее не исказил, не уничтожил. И готовы проявить мужество умереть за своих близких.
‒ Да, самый, конечно, яркий пример – Великая Отечественная война. Было бы, конечно, странно, если бы мужчины и женщины не взяли в руки оружие и не защищали Родину. Мы все это прекрасно знаем и помним... Это сейчас нам, может быть, кажется: ну подумаешь… Но в то время, в 1941 году, Иосиф Сталин с трибуны Мавзолея вдруг вспомнил Александра Невского (уже прославленного святого), Дмитрия Донского (он не канонизирован, но в образах многих людей он был святым уже тогда), Суворова. Сейчас мы добавили бы еще и Ушакова.
То есть неожиданно он начинает вспоминать героев, которые не просто защищали Отечество, а защищали веру. Мы же это прекрасно понимаем: Александр Невский – это защита от католичества (мы это себе четко представляем); Дмитрий Донской – понятно, что под угрозой стояла православная вера, и мы были под угрозой насаждения мусульманства, которое тогда уже принял Мамай; и дальше мы можем говорить, что, в общем-то, защищали Отечество и веру. Как Вы правильно сказали, Дмитрий Донской – государь, воин, защитник веры.
И посмотрите, слово «отечество» – это же, в общем-то, церковное слово. И неожиданно Сталин, который до этого никогда не употреблял никаких христианских терминов, вдруг вспоминает святых, воинов и называет войну отечественной. Одна из первых песен, которая была тогда сложена, про войну священную. Вот она ‒ священная война. Священная – от слова «святость»? Батюшка, а как Вы думаете, почему вдруг такой важный переломный момент был в то время по отношению к Церкви, православию?
‒ Те люди, которые тогда столкнулись с этой трагедией, с вызовом, хоть и были уже, может быть, детьми большевиков, но все-таки имели еще генетический код, какое-то внутреннее христианское воспитание. Поэтому они прекрасно поняли этот призыв. Думаю, для каждого русского человека имена, которые названы, являются очень яркими образами героев. И необходимо было пробудить такую ревность о защите Отечества среди людей путем воспоминания героев нашей Родины. Это правильно, совершенно уместно и тогда было необходимо. Чтобы все сплотились.
Но и сейчас каждый из нас вспоминает этих святых как воинов. Наверное, очень уместно было именно в этом году праздновать 630-летие со дня кончины Дмитрия Донского, потому что наше Отечество тоже сейчас находится в окружении агрессии мира. Поэтому каждому из нас тоже нужно сделать какой-то выбор и понять: мы наследники кого? какое наследие должны сохранить? И, конечно, герои нашего народа должны быть в нашей памяти. И мы должны сплачиваться и идти по их стопам. Нынешнее воспоминание памяти Дмитрия Донского пусть тоже возродит яркую, горячую, пламенеющую, как у серафимов, любовь к нашему Отечеству, чтобы мы сохранили все, что передали нам предки.
‒ Ну и певец любви, сильный духовно Сергий Радонежский (это хрестоматийный пример уже) благословляет Дмитрия Донского на войну, на самопожертвование и, мы знаем, дает своих любимых монахов ему в помощь ‒ Пересвета и Ослябю, которые тоже стали героями.
Мне в свое время посчастливилось снимать фильм, который называется «Священство на войне». Очень интересный фильм о том, как нашим работникам удалось найти просто уникальные архивные документы, кадры, которые касались участия священников в Великой Отечественной войне.
Вы знаете, один кадр у меня очень часто встает перед глазами; он очень сильный. Идут наши воины; видимо, действительно уже уходят на поле боя; пыльно; вокруг стоят женщины, провожают их. И стоит монах. В совершенно простой одежде; скорее даже схимник, потому что символы схимничества изображены; он держит в руках огромный крест. Монахов уже уничтожили, откуда он взялся – непонятно. Воины идут, а он этим крестом их осеняет. И иногда вдруг из этой толпы воинов кто-то выбегает и идет под благословение.
Вы знаете, просто сильнейшие кадры, каким-то чудом сохранившиеся. Но вот оно, благословенное воинство Царя Небесного. Вот идут воины, идут умирать, и многие же знают, что погибнут, умрут, но они идут под знаменами Дмитрия Донского, Сергия, Александра Невского и Архистратига Божия Михаила, который как раз очень часто изображался на знаменах русского воинства. Вот такой кадр. Мне хотелось им с Вами поделиться.
‒ Тем более в преддверии юбилейного празднования Победы, думаю, тоже уместно вспомнить о наших героях.
‒ Батюшка, огромное Вам спасибо за такую тихую и спокойную откровенную беседу. Я надеюсь на продолжение нашей программы. И в следующей нашей передаче мы будем продолжать разговор о наших православных праздниках.
Ведущая Любовь Акелина
Записали Инна Корепанова и Ольга Румянцева
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!