Таинства Церкви. Архистратиг Божий Михаил. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

16 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Прежде чем начать разговор о празднике, посвященном Архангелу Михаилу, мне хотелось бы, чтобы несколько минут мы с Вами уделили тому мероприятию, которое состоялось 6 ноября в Историческом музее. Наш фонд Евдокии Московской вместе с приходом храма Евфросинии Московской стали инициаторами проведения в Историческом музее выставки, посвященной Дмитрию Донскому, 630-летию со дня его блаженной кончины. Это завершающее мероприятие в этом году. Правда, я надеюсь, не последнее. И были привезены уникальнейшие вещи из Троице-Сергиевой лавры, из музея, из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии. Мне бы хотелось, чтобы Вы сказали несколько слов об этой выставке, об этих уникальных раритетах, которые там представлены.

– Это действительно событие очень яркое. И, наверное, не только в церковной среде, но и в светской, исторической, научной, потому что артефактов XIV века практически не сохранилось до сегодняшнего дня. И та экспозиция, которая уже была представлена и находится сейчас в Историческом музее, сегодня дополнена экспонатами уникального содержания. Это в первую очередь риза преподобного Сергия. Она хранилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры и впервые была перевезена в Москву. Это та самая риза, то есть священная одежда, которую носил преподобный Сергий. Это действительно особо почитаемая нами святыня, потому что все очень любят преподобного Сергия, но мало кто может соприкоснуться с его личными вещами. Из Церковно-археологического кабинета были доставлены деревянные сосуды того же времени, которыми пользовался преподобный Сергий, его тапочки, которые вместе с его святыми мощами были обретены и хранятся сейчас в музее Московской духовной академии, а также  кресты-мощевики эпохи XIV века.

– По преданию, один из мощевиков принадлежал самому Димитрию Донскому, это был его вклад в Лавру. А второй принадлежал одному из его сподвижников.

– Вообще эта выставка родила очень большой интерес со стороны ученых, и присутствовали представители различных сообществ. Они подтвердили, что впервые выставляются такие святыни. Я думаю, что и для каждого верующего человека это событие тоже будет очень ярким, если человек не только вспомнит о святом, но и соприкоснется с его личными вещами. Тем более риза преподобного Сергия – это символ самого смирения преподобного. Если на нее посмотреть, она напоминает мешковину; сразу погружаешься в дух нищеты, кротости, смирения преподобного Сергия. Поэтому наших прихожан и всех верующих людей мы приглашаем посетить эту выставку. Она будет длиться недолго, до 9 декабря.

– Десятого декабря выставка уже будет закрыта. И как сказал сам директор музея А.К. Левыкин, это уникально. Я видела его реакцию, он был просто потрясен, хотя это человек, который, кажется, видел все: где он только не был, чего только не видел! Но он дал самую высокую оценку этой экспозиции и рад, что она открылась.

Действительно, батюшка, Вы сказали, что она открылась в тринадцатом зале, она демонстрируется в постоянной экспозиции Исторического музея. Как раз этот зал посвящен XIV веку, времени Дмитрия Донского… Так что связь Дмитрия Донского и преподобного Сергия была неразрывна в XIV веке. И сейчас мы воспринимаем Дмитрия и Сергия неотделимыми друг от друга,  так же как Юрия Звенигородского и Савву Сторожевского. Такие были пары на Руси: духовное лицо и воин.

– Конечно, имело место просто знакомство великих князей с великим святым, а также совместное служение Отечеству. И действительно  Дмитрий Донской явился верным учеником преподобного Сергия в сонме Радонежских святых.

– Еще раз хочу напомнить нашим зрителям, что выставка будет до 9 декабря, она открыта в тринадцатом зале постоянной экспозиции Исторического музея. Для того чтобы на нее попасть, надо просто прийти в музей, купить билет; у кого есть льгота, тот может пройти бесплатно (есть различные категории) и заодно побывать вообще в Историческом музее, что мы не так часто делаем...

Батюшка, когда мы с Вами были в Историческом музее, грех было не воспользоваться и не побродить по залам, где уникальнейшие  древнерусские вещи, коллекции из золота. Это просто удивительные вещи! Сегодня мы будем говорить о празднике Архистратига Михаила, и, конечно, этот праздник связан и с Дмитрием Донским – это праздник русских воинов. В Архангельском соборе наш Дмитрий Донской и погребен.

– Праздник основан уже давно, с Лаодикийского Собора, который был созван в начале IV века перед Первым Вселенским Собором по случаю защиты от ереси, которая уже возникла в христианской среде и неправильно учила почитать архангельский мир. Необходимо было засвидетельствовать учение Церкви о том, что ангелы, архангелы не являются божествами и поклонение им должно быть как поклонение служителям Божьим. Не случайно выбрана именно эта дата, 8 ноября (по старому стилю); это девятый месяц (начиная с марта; в древности год начинался 1 марта); по числу чинов ангельских. Мы знаем из Священного Писания и по учению святых отцов: всего существует девять чинов ангельских. Они делятся на высшие, средние и низшие. Архистратиг Божий Михаил является первым архангелом, тоже особо почитается во всем мире как предводитель, как воин, как защитник.

Почему именно его мы упоминаем в этот праздник, хотя написано про собор Архистратига Божия Михаила вместе с другими чинами ангельскими? Какими? Это Архангел Гавриил, Уриил, Рафаил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Вот такие архангельские имена. Но это всего лишь один чин – архангелы. А их существует девять чинов. Действительно, каждый из этих чинов ангельского мира, ангелов – как вестники, они имеют свое предназначение. Кто охранительное, кто благовествует истину, передает ее от Бога к человеку, кто является защитником либо человека, либо какого-то места, способствует познанию воли Божьей, защите духовного состава человека.

Каждый из чинов имеет свою функцию, но они структурированы по взаимному подчинению – как в армии. Каждый из чинов имеет свое название. Например,  самые высшие из чинов ангельских – серафимы, херувимы и престолы. Это наиболее приближенные к Богу духовные существа. «Серафим» в переводе означает «пламенеющий». «Херувим» в переводе с еврейского означает «познание истины, познание Бога». Престолы – это собиратели благодати, те, кто благодать передает людям в молитве, помощники обожения человека. Средние чины – господства, власти и силы (так их называют), им даются различные поручения. И нижние чины – начала, архангелы и ангелы. Есть учение Церкви о том, что при крещении каждому человеку дается ангел-хранитель, самый низший чин, который наиболее приближен к человеку в земной жизни и служит человеку, охраняет его, вдохновляет, помогает ему, внушает добрые мысли.

Архистратиг Божий Михаил в переводе с еврейского: «как Бог». Почему именно его Церковь Божья выделяет и почитает? Потому, что он больше всего в Священном Писании принимал участие в исполнении воли Божьей. Мы знаем из Ветхого Завета, как он охранял еврейский народ, помогал ему избавиться от египетского плена, сопутствовал в виде огненного столпа и днем, и ночью Моисею с еврейским народом, когда они странствовали по пустыне. Можно перечислить много исторических ветхозаветных событий, когда Архистратиг Божий Михаил был их участником. То же самое в Новом Завете. И мы, конечно, почитая этого святого, вдохновляемся защищать правду Божью, поэтому во многих значимых на Руси городах закладывались именно архангельские соборы, в том числе в Кремле, где покоятся мощи Дмитрия Донского.

В почитании церковном, которое выражено в службе, в прославлении этих святых невидимых духов, Церковь сохраняет учение о невидимом мире. Более близко можно познакомиться с учением о невидимом мире по книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти», где рассказывается тоже очень много тайн именно духовного мира,  раскрыто действие именно ангельского мира на человека. Поэтому многие храмы имеют престолы в честь этого высшего существа – Архистратига Божия Михаила, а праздник  его особо почитается.

– Известно, что Архангел Михаил почитается как покровитель русского воинства. Мы уже начали с Вами об этом говорить. Наверно, поэтому очень много храмов на Руси было построено великими князьями, которые были не просто государями, они были воинами. Мы знаем, они всегда сами участвовали в битвах. И Дмитрий Донской не просто победил на Куликовом поле, он ведь сражался там как рядовой воин. Из летописи мы знаем, что он снял великокняжеские одежды с себя, надел латы простого ратника, простого воина, как его ни отговаривал ближний круг. И он на поле битвы сражался так же, как простые воины. Естественно, мы знаем о том, что Архангел Михаил – предводитель Небесного воинства; и еще до сотворения человека состоялась битва. Но она ведь не военная была? В чем смысл этой победы Архангела Михаила?

– Действительно, в святоотеческом учении образом воина выступает именно образ Архистратига Божия Михаила, потому что именно он выступал первым существом от Бога, который низверг сатану в духовной битве. Еще до сотворения мира архангельский мир разделился на служителей Бога и противников Бога, Его воли, и совершилось такое сражение, в котором Архистратиг Божий Михаил исполнил волю Божью, усмирив сатану, низвергнув его в бездну. Поэтому образом защитника истины, всего святого и доброго выступает Архистратиг Божий Михаил для всех воинов, которые тоже являются защитниками добра, защитниками святого, Родины, своей семьи, своего народа.

‒ Когда речь идет о воинах и их канонизации (это не быстрый процесс, долгий),  как раз и говорят о том, что, может быть, это и правое, и духовное дело, но человек убивал. А есть заповедь Божья, мы знаем, ‒ «не убий». Поэтому когда канонизируют воинов, этот момент очень серьезный. С Вашей точки зрения, как здесь быть и как это оправдать или совместить с одним из законов Божиих – «не убий»?

‒ Бог не только эту заповедь дал. Он очень ревностно относился к хранению истинной веры в Единого Бога. Бывает, что Он даже давал указания через того же Архангела Михаила, чтобы угодники Божии, пророки брали меч и поражали идолопоклонников. Здесь мы можем сказать, что исходим из наивысшего служения человека другому человеку, которое заключается в готовности отдать свою жизнь за ближних. Это исходит из евангельского учения от Иоанна. В Евангелии сказано: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя. Поэтому, защищая свое Отечество, свой народ, человек, жертвуя своей жизнью, вынужден прибегать к убийству для того, чтобы остановить зло.

Мы, христиане, не должны смешивать понятия добра и зла ради какой-то гуманности и сожаления. Грех вошел в мир; существуют два лагеря: добра и зла. Поэтому каждый человек встает перед выбором, и вот это противостояние добра и зла порой развивается в такой степени напряженности, что приводит к войне.

Конечно, другие могут сказать, что с войной связаны и политические какие-то интересы, и даже финансовые. Сейчас  мир так усложнился, что иной раз даже не поймешь, что происходит, что это за война, как ее назвать: священная, или  братоубийственная, или гражданская. Но само отношение к этому солдата или человека, который посвятил себя защите Отечества, оправданно, потому что человек проявляет готовность в любой момент пожертвовать собой ради спасения ближних, ради спасения своего народа.

Евангелие не говорит, что мы должны просто не сопротивляться злу и терпеть все, что происходит вокруг нас, особенно когда злое намерение людей проявляется в убийстве других или в претензии на их святое. Поэтому мы даже выставку назвали: «Дмитрий Донской – государь, воин, защитник веры». Это все единое служение человека Отечеству, своему народу, своей земле, своей вере. Потому что чтобы что-то сохранить, это нужно очень беречь.

Люди, которые занимаются (кто-то профессионально, кто-то по призыву) защитой  Отечества, эту заповедь исполняют. О сбережении веры от того, чтобы никто ее не исказил, не уничтожил. И готовы проявить мужество умереть за своих близких.

‒ Да, самый, конечно, яркий пример – Великая Отечественная война. Было бы, конечно, странно, если бы мужчины и женщины не взяли в руки оружие и не защищали Родину. Мы все это прекрасно знаем и помним... Это сейчас нам, может быть, кажется: ну подумаешь… Но в то время, в 1941 году, Иосиф Сталин с трибуны Мавзолея вдруг вспомнил Александра Невского (уже прославленного святого), Дмитрия Донского (он не канонизирован, но в образах многих людей он был святым уже тогда), Суворова. Сейчас мы добавили бы еще и Ушакова.

То есть неожиданно он начинает вспоминать героев, которые не просто защищали Отечество, а защищали веру. Мы же это прекрасно понимаем: Александр Невский – это защита от католичества (мы это себе четко представляем); Дмитрий Донской – понятно, что под угрозой стояла православная вера, и мы были под угрозой насаждения мусульманства, которое тогда уже принял Мамай; и дальше мы можем говорить, что, в общем-то, защищали Отечество и веру. Как Вы правильно сказали, Дмитрий Донской – государь, воин, защитник веры.

И посмотрите, слово «отечество» – это же,  в общем-то, церковное слово. И неожиданно Сталин, который до этого никогда не употреблял никаких христианских терминов, вдруг вспоминает святых, воинов и называет войну отечественной. Одна из первых песен, которая была тогда сложена, про войну священную. Вот она ‒ священная война. Священная – от слова «святость»? Батюшка, а как Вы думаете, почему вдруг такой важный переломный момент был в то время по отношению к Церкви, православию?

‒ Те люди, которые тогда столкнулись с этой трагедией, с вызовом, хоть и были уже, может быть, детьми большевиков, но все-таки имели еще генетический код, какое-то внутреннее христианское воспитание. Поэтому они прекрасно поняли этот призыв. Думаю, для каждого русского человека имена, которые названы, являются очень яркими образами героев. И необходимо было пробудить такую ревность о защите Отечества среди людей путем воспоминания героев нашей Родины. Это правильно, совершенно уместно и тогда было необходимо. Чтобы все сплотились.

Но и сейчас каждый из нас вспоминает этих святых как воинов.  Наверное, очень уместно было именно в этом году праздновать 630-летие со дня кончины Дмитрия Донского, потому что наше Отечество тоже сейчас находится в окружении агрессии мира. Поэтому каждому из нас тоже нужно сделать какой-то выбор и понять: мы наследники кого? какое наследие  должны сохранить? И, конечно, герои нашего народа должны быть в нашей памяти. И мы должны сплачиваться и идти по их стопам. Нынешнее воспоминание памяти Дмитрия Донского пусть тоже возродит яркую, горячую, пламенеющую, как  у серафимов, любовь к нашему Отечеству, чтобы мы сохранили все, что передали нам предки.

‒ Ну и певец любви, сильный духовно Сергий Радонежский (это хрестоматийный пример уже) благословляет Дмитрия Донского на войну, на самопожертвование и, мы знаем, дает своих любимых монахов ему в помощь ‒ Пересвета и Ослябю, которые тоже стали героями.

Мне в свое время посчастливилось снимать фильм, который называется «Священство на войне». Очень интересный фильм о том, как нашим работникам удалось найти просто уникальные архивные документы, кадры, которые касались участия священников в Великой Отечественной войне.

Вы знаете, один кадр у меня очень часто встает перед глазами; он очень сильный. Идут наши воины; видимо, действительно уже уходят на поле боя; пыльно; вокруг стоят женщины, провожают их. И стоит монах. В совершенно простой одежде; скорее даже схимник, потому что символы схимничества изображены; он держит в руках огромный крест. Монахов уже уничтожили, откуда он взялся – непонятно. Воины идут, а он этим крестом их осеняет. И иногда вдруг из этой толпы воинов кто-то выбегает и идет под благословение.

Вы знаете, просто сильнейшие кадры, каким-то чудом сохранившиеся. Но вот оно, благословенное воинство Царя Небесного. Вот идут воины, идут умирать, и многие же знают, что погибнут, умрут, но они идут под знаменами Дмитрия Донского, Сергия, Александра Невского и Архистратига Божия Михаила, который как раз очень часто изображался на знаменах русского воинства. Вот такой кадр. Мне хотелось им с Вами поделиться.

‒ Тем более в преддверии юбилейного празднования Победы, думаю, тоже уместно вспомнить о наших героях.

‒ Батюшка, огромное Вам спасибо за такую тихую и спокойную откровенную беседу. Я надеюсь на продолжение нашей программы. И в следующей нашей передаче мы будем продолжать разговор о наших православных праздниках.

Ведущая Любовь Акелина

Записали Инна Корепанова и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 февраля: 03:00
  • Суббота, 01 февраля: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы