Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 45

2 ноября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня протоиерей Владимир Волгин, настоятель храма в честь Софии Премудрости Божьей, что на Софийской набережной города Москвы, продолжает говорить о Божественной литургии. 

– Я думал, что в прошлый раз мы закончим беседу. 

– Мы можем продолжать наши беседы. Хочу повториться: часто встречаюсь с нашими зрителями, они смотрят наши беседы, передают Вам низкий поклон и говорят: «Вы можете не предупреждать, что это последняя программа о Божественной литургии. Передайте отцу Владимиру, что мы готовы слушать их бесконечно». 

– Как мне помнится, мы закончили на том, что священник выходит причастить Святых Христовых Таин народ Божий, людей, которые были соучастниками, сомолитвенниками, сотаинственниками Божественной литургии и Евхаристии. Люди поочередно причащаются Святых Христовых Таин, потом подходят к тому месту, где запивают Святые Христовы Таины, закусывая их просфоркой. После причащения народа Божьего Чаша уносится в алтарь. 

– Наши зрители просили задать вопрос. В некоторых храмах такая практика, что сначала к Чаше подходят дети, потом мужчины и только потом женщины. С чем связана такая практика и справедлива ли она? 

– Это уходит в истоки первой христианской Церкви, когда мужчины и женщины раздельно стояли между собой: мужчины – с правой стороны, женщины – с левой. Превосходство (условное) принадлежало мужчинам, так как они главы семей, главы над женами. Первыми причащали мужчин, потом женщин. 

К сожалению, я не помню практику, связанную с детьми, но, думаю, эта практика сохраняется. Дети есть дети, и, наверное, их старались во все времена причащать первыми по двум причинам. Во-первых, дети голодные (если их родители утром не кормили перед Божественной литургией). Во-вторых, встречаются дети, которые плачут, а иногда и кричат. Для того чтобы не было шума и гама в храме, стараются детей причастить в первую очередь. Ну и потом Сам Господь Иисус Христос говорит о детях: «Не возбраняйте детям подходить ко Мне, ибо их есть Царствие Божие». В каждом ребенке, который не переступил через условное совершеннолетие, который еще целомудрен и девствен, мы в особенности видим образ и подобие Божие. А ведь в Чаше Сам Христос, Тело и Кровь Господа, поэтому мы слушаемся Его гласа: «Не мешайте детям подходить ко Мне, ибо их есть Царствие Божие». Думаю, и в Древней Церкви существовал такой обычай – причащать детей первыми. 

С одной стороны, я приверженец каких-то традиций; с другой стороны, не совсем являюсь приверженцем, потому что существует настоящая современная практика. На сегодняшний день где-то это вплетается в структуру жизни самобытной (допустим, монастырской) и воспринимается адекватно. Но, думаю, если бы у нас в храме или в других храмах применялась эта практика, она была бы несколько искусственной. 

– У нас очень много народа в воскресный день. Я не знаю, как выстроить мужчин и женщин. Мне кажется, это очень сложно. 

– Конечно. И ведь надо же объяснить, почему так; это же целый процесс. И не просто объяснить, но и ожидать, чтобы человек согласился с этой практикой Древней Церкви. И так далее. Поэтому я считаю, у каждого свое видение, каждый священник, безусловно, может эту практику осуществлять, но, думаю, единообразие было бы полезнее для Церкви. Было бы хорошо, если бы центральные органы Церкви (Патриарх, Священный Синод и Архиерейский Собор) внедрили единообразную практику, вынесли постановление, что женщины там, мужчины там... 

– Если все женщины встанут с левой стороны, кто же тогда будет стоять с правой? У нас ведь по-прежнему женщин в храмах больше, чем мужчин. 

– И я боюсь женского бунта. 

– А я пустых мест с правой стороны. 

– Поэтому я принимаю то, что сейчас есть в действительной жизни. 

После причастия выходит диакон и читает ектению: «Про́сти приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин достойно благодарим Господа». Апостол Павел говорит, что в последние времена люди будут неблагодарные; это качество, это свойство исчезнет из души человеческой. Да не посчитают меня дерзновенным, но мне кажется, что мы подходим близко к этим временам (хотя мы не знаем, когда это будет). Действительно, я замечаю, что люди становятся неблагодарными, часто своих благодетелей не только осуждают, но и восстают на них. Вообще слова благодарности как бы исчезают из человеческого лексикона. Слава Богу, Православная Церковь поддерживает это свойство в людях (во всяком случае, в отношении к тому таинству, которое совершилось, к тому дару, который оставил нам Господь Иисус Христос, – Божественной Евхаристии), воспитывает в нас, христианах, дух благодарности. 

В этой ектенье мы «достойно благодарим Господа». Мы, безусловно, должны достойно благодарить Господа. Что значит достойно? Мы должны осознавать величие этого таинства и достойно причащаться Святых Христовых Таин. Мы должны быть подготовленными, должны бороться со своими страстями и грехами, должны исповедоваться перед принятием Святых Христовых Таин за период своей жизни, прошедший между причастиями, глубоко, искренне, с желанием изменить свою душу. 

Мы благодарим Господа за это великое таинство, которое дает нам жизнь и надежду на спасение. Господь говорит: «Кто не будет вкушать Моего Тела и Крови, тот не воскреснет. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Значит, человек, который не причащается, не воскреснет; не в том смысле не воскреснет, что не останется живым, а в том смысле, что не станет наследником Царствия Божия, куда стремится каждый сознательный христианин. 

Потом прошение, которое мы слышим в каждой ектенье: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше (то есть мы просим после принятия Святых Христовых Таин, чтобы день прошел в мире, освятился бы нашей святостью, нашим стремлением к борьбе с грехом и страстями), сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». 

Напоминание: «Без Меня ничего не можете совершить, ни одного шага положительного». То, что только Господь нас может освободить от страстей, мы познаем своим личным опытом тогда, когда ощущаем свою немощь, свою непригодность, свою несостоятельность; понимая, что никаким образом не можем справиться с самыми простыми, элементарными грехами и страстями, мы начинаем взывать к Господу. И когда вдруг чувствуем освобождение не по нашей воле, а по воле Бога, тогда, безусловно, осознаем свою немощь, и все праведное, что чуть-чуть вселяется в нас, приписываем не себе, а Самому Богу. 

После этого священник возглашает: «Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Потом священник выходит из алтаря на амвон и читает молитву, которая выражает очень много глубоких христианских чувств. И это опять связано с благодарением; во всяком случае, с ощущением благодарения, которое должно проходить красной нитью во все время Божественной литургии, а лучше сказать – во все время нашей жизни. «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое...» (И так далее.) 

После этого священник передает дискос вместе со звездицей дьякону, он переносит их на жертвенник с престола, а священник вместе с Дарами, символизируя Вознесение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, произносит слова: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков». И уходит с Чашей к жертвеннику, символизируя то, что Господь вознесся на небо. 

Видите, как много всего, связанного с символикой Божественной литургии, с глубинным духовным смыслом, которым Божественная литургия напоена. 

Ну и потом завершение Божественной литургии. Священник выходит с о́тпустом (или с отпу́стом) к народу Божьему, прославляя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Честной Животворящий Крест, Пресвятую Богородицу, всех апостолов и святых, которые сегодня поминались и поминаются. После этого дается для целования крест – символ спасения рода человеческого от грехов. Через крест мы можем взойти на небо и стать согражданами Царствия Божия. 

‒ Спасибо, батюшка! Неужели мы закончили? 

‒ Мне кажется, что да. 

‒ У нас есть немного времени, поэтому я хотела бы кое-что спросить. Те, кто причащался, остаются в храме и выслушивают благодарственные молитвы. С Вашей точки зрения, благодарственные молитвы лучше выслушивать в храме или прочитать их потом дома в спокойной обстановке? И вообще что такое благодарственные молитвы? 

‒ Благодарственные молитвы – это те молитвы, которые связаны с таинством Божественной литургии и, главное, с причащением Святых Христовых Таин. Ведь если человек не причастился Святых Христовых Таин, он может и не читать благодарственные молитвы. Благодарственные молитвы, которые читаются в конце Божественной литургии, связаны именно с таинством Причащения Святых Христовых Таин, Тела и Крови Господних. 

Я бы сказал, что правильнее выслушивать благодарственные молитвы в церкви. По традиции, заведенной у нас в храме, алтарник читает благодарственные молитвы, можно сказать, мне в ухо, и в зависимости от того, насколько я рассеян или сосредоточен, я либо воспринимаю эти молитвы, либо они проходят мимо моих ушей. Второе – неправильно. Поэтому если слышу благодарственные молитвы, но не сосредоточился на них, то, безусловно, я должен частным образом вдумчиво их прочитать. 

Часто в храмах существует, мне кажется, не совсем правильная практика (я ни в коем случае не сужу, просто выражаю свое мнение): благодарственные молитвы читаются во время того, когда прихожане подходят к кресту. Какие благодарственные молитвы люди могут слышать? Они слышат слова по рассеянности своей невнимательно. Вот таким людям (и себе, в частности) я посоветовал бы частным образом, лично перечитывать благодарственные молитвы, которые ты не воспринял в храме. 

‒ Надо сначала выслушать молитвы, а потом идти к кресту. 

‒ Во время благодарственных молитв мы должны сосредоточиться на этих молитвах, то есть никаких действий в храме не должно совершаться. У нас в практике благодарственные молитвы читать перед отпустом, когда люди могут сосредоточиться. Но мы не навязываем это, повторюсь. То есть если ты не прослушал внимательно благодарственные молитвы во время храмового богослужения, будь любезен, внимательно прочитай их в том месте, где сможешь. 

‒ Отец Владимир, по мере того как Вы говорили о Божественной литургии, к нам приходило очень много вопросов. Самый распространенный из них такой. Накануне вечером не удалось исповедоваться, человек идет в храм с намерением, что исповедуется во время Божественной литургии и причастится. Но тут что-то начинает нашептывать: ты не достоин. Или очень не хочется (то дождь, то снег, то, наоборот, солнце). Человек приходит и не причащается, не исповедуется. Возникает два вопроса. Стоит ли исповедоваться вечером (кстати, многие сейчас так делают)? Или лучше исповедоваться утром? И откуда вообще такое чувство бывает? 

‒ Первое. Я считаю, что практика исповеди во время Божественной литургии никуда не годится. У нас на приходе, в нашем храме, я установил, чтобы во время воскресных богослужений (литургий) исповедь не совершалась, чтобы люди, пришедшие на Божественную литургию, не сосредотачивались на исповеди, таким образом не участвуя в таинстве Божественной Евхаристии. Ты пришел исповедоваться или пришел на Евхаристию? 

Я предпочитаю (и думаю, мое суждение правильное), чтобы люди исповедовались во время всенощного богослужения, а лучше было бы делать это вне богослужения. То есть либо раньше приходить на всенощную, либо позже; либо раньше приходить на Божественную литургию, когда еще не начали читать часы. Но во время Божественной литургии не исповедоваться, чтобы не нарушать даже для себя лично молитвенного состояния, которое должно быть во время Божественной литургии. Вот мое мнение. Божественная литургия должна быть чиста от всяких примесей: человеческих эмоций, слов, чувств и мыслей. 

‒ Отец Владимир, у меня нет слов, чтобы выразить свою и наших зрителей благодарность за то, что столько лет (думаю, не меньше пяти) Вы разбирали Божественную литургию. Огромное Вам спасибо! И хотелось бы утешить наших зрителей, которые спрашивают: «Неужели отец Владимир больше не будет участвовать в наших передачах?» Давайте утешим. 

‒ Я надеюсь, что передачи продолжатся. Они уже будут иметь другой формат и некий другой смысл. Любовь Сергеевна, Вы предложили мне толкование Священного Писания Нового Завета. Это очень важная веха в жизни православного христианина, потому что слово Божие, которое было написано Святым Духом, могут истолковывать только те люди, которые движимы Духом Святым, то есть святые отцы. Правилами Вселенских Соборов было предписано, что ни архиерей, ни патриарх, ни священник не могут истолковывать Священное Писание Ветхого или Нового Завета от себя, но только опираясь на толкования святых отцов. 

‒ Спасибо, отец Владимир. Ну что ж, будет новый цикл. 

‒ Храни вас всех Бог! 

‒ Дорогие друзья, сегодня завершился многолетний цикл программ протоиерея Владимира Волгина о толковании Божественной литургии, который, знаю, смотрели с очень большим интересом. Но не унывайте, отец Владимир с нами не расстается, и в следующих наших передачах мы будем говорить о сложных местах Священного Писания. Еще раз от вашего имени хотела поблагодарить дорогого отца Владимира за столь многолетнюю дружбу, за то, что столько лет он с нами. 

Ведущая и автор программы Любовь Акелина 
Записала Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать