Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

28 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем говорить о церковных праздниках.

В прошлой передаче у нас завязалась интересная беседа. Мы говорили о замечательном празднике, который все очень любят, о любят, о празднике Рождестве Пресвятой Богородицы. И, естественно, говорили о том, что у родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны, очень долго не было детей. Они терпели достаточно много от своих сограждан, которые воспринимали отсутствие детей как наказание Божье, как грех.

И мы с вами рассуждали о том, а что сейчас? Есть очень много бездетных пар, у которых долгое время нет детей, а многие вообще в течение всей жизни не могут обрести детей. И перешли к такой важной теме, как возможности современной медицины. Многие пользуются этим, есть «дети из пробирки», есть ЭКО,  даже суррогатное материнство, вещь, с моей точки зрения, совершенно страшная и чудовищная. Есть вещи, которые, конечно, матерям непонятны. И мы говорили о том, как быть современным людям, которые страдают от бесплодия.

Я недавно была в монастыре Спаса Нерукотворного под Козельском, это село Клыково, многие наверняка слышали. Там жила недолго, чуть более полутора лет, старица Сепфора. Многие приезжают на ее могилку, старица очень почитается. Я думаю, недалеко то время, когда она будет прославлена. Удивительная женщина, она только в семьдесят лет стала монахиней, большую часть своей жизни провела в миру. И очень интересно: игумен Михаил давал нам интервью, он говорил о том, что женщина действительно исключительная, потому что большую часть своей жизни она провела в миру, при этом сохранила чистоту души и сердца, что дано не всякой современной женщине. Будучи замужем, имея детей и внуков, она все равно очень хотела быть монахиней. Но так сложилась жизнь, что  мама благословила выйти ее замуж, потому что не на что было жить семье. И она все равно вела очень скромную жизнь мирскую, сохраняя все эти годы внутренний сокровенный монашеский мир.

К ее могилке приезжают очень многие, молятся. И очень много происходит чудес. Часто приезжают пары, которые уже готовятся взять ребенка под опеку, или усыновить, или удочерить. Рассказывали массу случаев, когда такие пары, у которых уже подписаны документы на усыновление, приезжали поблагодарить, что ребеночка берут, а уезжают и узнают, что скоро ребеночек будет, хотя лет пятнадцать детей не было.

Батюшка, я слышала много рассказов о том, что многим парам, которые усыновляют или удочеряют детей, в скором времени Господь посылает собственного ребенка.

– Видимо, Господь, таким образом испытывая, видит, что они со смирением принимают тот крест бездетности, который надо нести, и духовно возрастают, встают на другую ступеньку, выражая готовность уже не во что бы то ни стало рожать своего ребенка, видя, что физически, физиологически это невозможно, а готовность проявить жертвенность  к чужому ребенку, взять его. И Господь их вознаграждает.

Такие случаи в моей практике тоже были. Есть люди, которые после усыновления рожали своих детей. Поэтому, конечно, это знак милости, милосердия Божьего, любви к человеку, сострадания. Иоаким и Анна тоже пятьдесят лет молились и терпели поношения от израильтян, соотечественников, которые с презрением к ним относились. Даже священник Иоакиму сказал: «Почему ты первым идешь приносить жертву, не привнося в наше общество, в наш народ свое чадо, будучи бездетным?» Конечно, это было большой печалью для родителей. Их молитвы, их терпение, их незлобие привели к тому, что Господь удостоил их особой чести, редчайшей чести быть родителями Пресвятой Богородицы.

– Батюшка, Вы начали говорить о том, что в храме преподобной Евфросинии Московской по вторникам во время акафиста происходит освящение поясков. Немножко подробнее об этом расскажите. Вообще откуда такая традиция, где она появилась?

– Традиция существует давно. Христиане освящают предметы не как амулеты, которые их хранят; хранит всех Господь, дает и печаль, и радость. Другое дело, что мы, христиане, стараемся в напоминание себе носить крестик (например, нательный); крест как символ победы над дьяволом, как орудие победы охраняет человека. Существует древняя традиция носить пояски, колечки.

Поскольку Евфросиния Московская и Димитрий Донской – покровители семьи, то мы решили освящать пояски, чтобы их незаметно можно было носить и напоминать себе о том, что мы находимся под покровом этих святых, мы просим милосердия Божья через этих святых, чтобы Господь услышал наши молитвы, помог нам в деторождении. Поэтому так традиционно уже несколько лет мы продолжаем  молебное пение с освящением поясков и всем желающим раздаем эти пояски, чтобы они не ослабевали в своей вере, старались нести то испытание, которое Господь им дает, в терпении.

– В одной из книг Шмелева описана эта стародавняя традиция в Вознесенском монастыре, который основала Евфросиния Московская: на ее гробнице тоже освящали пояски и раздавали неплодным женщинам. И женщины из самых разных мест стекались сюда. Как пишут, было действительно очень много чудес, когда женщины, очень долгое время не могущие родить, после поклонения мощам Евфросинии Московской действительно чудесным образом могли иметь детей.

Более двадцати лет назад я сама была свидетелем такого чуда. Когда мы только начинали строить храм Евфросинии Московской, надо было самим ходить по всем инстанциям, собирать огромную папку документов, ходить в каждый кабинет, стучаться, документ давать на подпись. По положению ждать каждой подписи мы могли тогда месяц. А было не менее тридцати всяческих инстанций. Я думаю: «Сколько же месяцев придется ждать, если все будут в течение месяца нам отвечать?» И была одна молодая женщина, она работала в БТИ. Я когда к ней пришла, она спрашивает: «А кто такая Евфросиния Московская?» Я начала ей рассказывать, в том числе начала говорить, что такая традиция с поясками была в Москве, мол, можете у Шмелева почитать. Она удивилась: «Мы уже пятнадцать лет так с мужем мучаемся,  у нас нет детей». Я говорю: «Знаете, попробуйте обратиться к Евфросинии Московской. Мы акафисты читаем в храме». Подарила ей иконочку и отдала документы.

Прихожу через положенный месяц. А мне говорят: «Нет вашего специалиста, она легла на сохранение, у нее будет ребеночек. Мы все в таком изумлении, потому что много лет у них с мужем не было детей! Когда она узнала, что у них будет ребенок,  оставила работу и легла на всякий случай в больницу». Представляете мою радость, мое удивление, что такое чудо действительно свершилось и матушка Евфросиния помогла женщине, которая помогла нам: документы были оформлены достаточно быстро.

– Духовенство нашего храма тоже испытало такое чудо: некоторые из отцов детей не имели, и, как только были назначены на служение в наш храм, Господь даровал им чад. Поэтому они даже называют своих детей именами Евдокия, Евфросиния, посвященными святой. Да, такие чудеса существуют, Господь дает такое утешение.

С другой стороны, есть пары, которые, быть может, еще находятся в крестоношении, носят боль в себе. Но мы стараемся поддержать всех, чтобы никто не унывал, чтобы смысл христианской семьи не замыкался только на деторождении, но и распространялся на служение обществу, окружающим людям.

Есть люди, у которых серьезный духовный потенциал. И Господь посылает им большие испытания, они больше всех страдают. Потому что людей, которые не могут понести каких-то испытаний, Господь особо и не трогает, пусть радуются земной жизни, главное, чтобы заповеди соблюдали, старались. А людей, в которых Господь видит, что они могут показать образ глубокой веры, самоотверженного служения ближним вопреки всему, Он проводит через горнило очень серьезных испытаний. И эти люди оказываются достойными учениками Христовыми, чадами Божьими, потому что они показывают пример очень многим и укрепляют многих. Мы часто жалуемся на то, на это, нас не устраивает что-то на работе, с сотрудниками или в семье. И мы очень укрепляемся, когда встречаем человека, который несет особый крест, особую печать; это печать любви Божьей, ибо кого Бог любит, того наказывает.

Господь дает возможность духовно совершенствоваться именно в совершении христианских добродетелей. Чтобы их раскрыть в человеке, требуется, оказывается, еще определенный путь, сложный путь. И мы это видим. Практически все святые были великими крестоносцами, они несли по своей жизни очень тяжелые кресты и оказались достойными, чтобы им подражать хотя бы в малом.

Евфросинии и Димитрию достался очень трудный путь. Они прожили не очень длинную жизнь, короткую, Дмитрий Донской очень рано ушел. Много у них было детей, с детьми тоже были определенные сложности, трудности. И умирали дети в раннем возрасте, им приходилось терпеть татарский плен сына… Много чего пришлось им пережить. Бегство с грудным ребенком на руках в Кострому. Все им Господь дал, полную чашу испить. И мы их почитаем за то, что они пережили это достойно. Надеемся, что они на земле проявили веру и терпение и на небе помогают нам, в том числе и в деторождении.

– Батюшка, Ваши замечательные слова оказались преамбулой к нашей следующей беседе. А говорить мы будем с Вами о следующем празднике, очень важном для православных христиан, – о Воздвижении Креста Господня. Что это за традиция? Для начала – откуда появился, пошел этот праздник?

– Этот праздник совершенно замечательный, один из двунадесятых. Идет из глубокой древности, со времен Константина Великого. Константин Великий победил императоров Византийской империи и стал единовластным правителем, но этому предшествовало особое знамение – он видел Крест Господень со словами «Сим победиши». Этот Крест он изобразил на щитах своего воинства и действительно победил врагов. И он приложил очень большие усилия к тому, чтобы христианство вошло в жизнь гражданскую, в жизнь общества. Он прекратил всяческие гонения на христиан. Крест стал символом этого христианского пути, христианской жизни. Для того чтобы помочь христианам уже выйти из катакомб и полноценно жить, он особые места, связанные с жизнью Господа и Божьей Матери, очистил, освятил.

Благочестивая мать Константина Великого – равноапостольная Елена – приехала из Константинополя в Палестину, и в 326 году она обрела Крест Господень. В то время был патриархом Макарий Иерусалимский. На месте погребения Господа, на Гробе Господнем, на том месте рядом с Голгофой, где Он был распят, стоял языческий храм. Римские императоры после разрушения Иерусалима стерли с лица земли всю память об этом. Именно на этом месте был воздвигнут языческий храм – капище. Равноапостольная Елена его разрушила, и по указанию одного из иудеев по имени Иуда начали раскопки – и нашли  три креста вместе с гвоздями и табличкой. Но сначала не могли определить, какой из них Крест Господа.

По преданию, в это время шла похоронная процессия – и на покойника возложили поочередно кресты. Когда был возложен Крест Господень, покойник ожил. Также исцелилась больная женщина, приложившись к этому Кресту. Это было знамение, великое чудо Божие, чтобы указать на тот самый Животворящий Крест, который сразу так и был назван, потому что он явил такое чудо в поклонении. Патриарх Макарий вместе с равноапостольной Еленой, с сонмом духовенства воздвиг этот Крест, то есть показал многочисленному народу, который собрался вокруг, чтобы все увидели Животворящий Крест Господень, восклицали слова: «Господи, помилуй!» И поклонялись Кресту. С этого времени началась традиция почитания Креста Господня. Этот праздник как историческое событие уже превратился в духовный. И Животворящий Крест Господень почитается христианами как орудие победы добра над злом, жизни над смертью.

Действительно, Крест Господень не сохранился с тех давних времен целиком. Есть большие частицы Животворящего Креста Господня в разных местах нашей планеты.

 Слава Богу, даже во многих московских храмах мы встречаем частички, в том числе и в нашем храме есть частичка самого Животворящего Креста Господня. Представляете, христиане, мы даже не можем сейчас осмыслить, какая святыня у нас есть. Мы так привыкли, что у нас есть столько мощей, святынь, мы даже просто уже не осознаем, что в городе Москве, спустя две тысячи лет, у нас в храме находится частичка Животворящего Креста Господня. И конечно, поклоняясь ему, тем самым мы чтим его как источник чудес. Мы вспоминаем подвиг Спасителя, крестную любовь, которую Господь нам с вами явил и тем самым избавил нас от клятвы, пройдя через страшные поругания, страшную смерть через распятие. Поэтому, поклоняясь этому распятию, каждый из нас должен вспомнить о своем кресте, который носит.

Мы носим крестики: священники носят большие кресты, христиане – маленькие.

‒ Большинство из нас носят кресты по обычаю. Батюшка, мы знаем, что из ста процентов людей, которые себя объявляют православными,  два-три процента ходят в храм и причащаются. Такая печальная статистика. Ее пока никто не опроверг. Может быть, конечно, больше, но, во всяком случае, точно не сто процентов.  В воскресный день, когда мы идем в храм, наблюдаем такую картину. Если хороший день, машины идут, идут, идут потоком. Куда? Ясно, что не в храм, а на дачу.

‒ Знаете, Любовь Сергеевна, я думаю, что это камень больше в наш (христиан) огород. Вспомним, что в Книге Деяний апостолов сказано. Когда иудеи или язычники смотрели на христианина, они восклицали: «Посмотрите, как они любят друг друга», ‒ и тысячами обращались к вере, крестились.

Если бы мы с вами, современные христиане, являли подвиг такой жертвенной любви друг другу, внимания, сострадания, то, конечно же, многие люди, видя пример нашей благочестивой жизни, пришли бы в храм к Господу.

‒ Многие люди не хотят, может, видеть этот пример? Я хочу сказать в защиту нас, тех людей, которые ходят в храм. В храмах, в общинах мы стараемся друг друга поддерживать. Есть воскресные школы, куда батюшки приходят Христа ради, бесплатно или за какую-то малую копейку, проводят время с детьми, хотя могли бы уделить время семье. Стоят ящики, в которые мы опускаем какую-то свою лепту, пусть небольшую (время сейчас экономически трудное), но все же опускаем. Внутри такой ячейки в храме мы стали добрее друг к другу, стали понимать нужды, спрашивать, что надо. Какая-то завязывается дружба. Все-таки поворот есть. А некоторые приходы, я знаю, очень дружные. Я много езжу, снимаю по храмам, монастырям и вижу, что есть потрясающие общины, где все знают, кто чем живет, кто чем дышит. Хотят ли вот эти люди, которые проезжают мимо воскресных храмов, это увидеть? Это тоже вопрос.

‒ С Вашими аргументами я согласен. С другой стороны, начало положено. Люди хотя бы крестик на себя надели. Слава Богу, не какие-то знаки Зодиака, а крестик. Пусть он сначала будет украшением, но на подкорке, подсознательно человек все равно надеется, что Крест Господень сохранит его. Господь рядом, человек уже вспоминает, что он храним Богом. Хотя бы так. Это начало пути. Поэтому праздник Креста Господня, конечно, ‒ особый. Он нас с вами должен вдохновить, укрепить, помочь нам нести свой жизненный крест, чтобы мы были целеустремленными, мужественными, терпеливыми ко всему, что происходит вокруг нас, внутри нас, чтобы мы действительно были учениками Христовыми, несли крест для того, чтобы раскрыть тот замысел Божий, который каждому из нас дан, ‒ волю Божию. И исполнить ее.

Поэтому этот праздник должен вдохновить все слои общества и священников в том числе. Потому что мы же поклоняемся Кресту; неужели делаем это лицемерно? Мы ропщем, нам что-то не нравится, мы начинаем с кем-то враждовать, на кого-то обижаться. А вот посмотрите на Крест Господень. Господь в тридцать три года был всеми брошен и предан распятию. Достоин ли Он этого? Так что нам ли с вами унывать, обижаться, отчаиваться, враждовать с кем-то? Мы должны все-таки нести свой крест достойно, становиться людьми. Как говорил в свое время покойный патриарх Павел Сербский: «Будьте людьми!» Такой вот смысл нашего праздника.

‒ Почему праздник радости обретения Креста, а это строгий пост? У нас есть Крестопоклонная неделя (во время Великого поста), в чем смысл тогда устройства еще одного праздника? По сути, в честь Креста Господня…

‒ Все, что связано с Крестом, – это крестострадания. Мы сопереживаем Спасителю. Как мы можем в это время веселиться и радоваться? Мы вспоминаем страдания Спасителя, поэтому и постимся.

‒ Спасибо большое, батюшка. Время так быстро летит. Я надеюсь, что мы  продолжим наши беседы о других значимых церковных праздниках.

Ведущая Любовь Акелина

Записали Инна Корепанова и Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать