Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

7 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Сегодня архимандрит Мелхисидек, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, продолжает отвечать на ваши вопросы.

Батюшка,  я до сих пор нахожусь под впечатлением от стихотворения, которое Вы прочитали в прошлой нашей программе. Может быть, к нам присоединились другие телезрители, поэтому я бы попросила его повторить. Его можно взять эпиграфом или девизом нашего времени сейчас.

– Не помню автора, но это глубоко христианская мысль.

 

Не надо бояться тяжелой задачи,

А надо бояться дешевой удачи,

Не надо бояться быть честным и битым,

А надо бояться быть лживым и сытым.

 

– Очень серьезная мысль, ее надо брать, конечно, на вооружение.

Телезрительница спрашивает: «Как побороть страх перед исповедью? Очень много грехов, в том числе и тяжкие. Ни разу не исповедовалась».

– Поверьте, что даже самыми тяжкими грехами Вы батюшку не удивите, потому что чего только в жизни мы уже не слышали... Ну а для этого Вы по своему храму походите, со стороны приглядитесь, чтобы какая-то сердечность чисто внешняя возникла. Если вдруг в Вашем храме не почувствуете, что готовы конкретно к этому батюшке обратиться, то пойдите в какой-то другой храм. Я помню, когда в семнадцать лет к вере пришел, тоже понял, что нужна первая генеральная исповедь. Сходил в один храм, в другой. Думаю, что вот это не смогу. А это? А вот это? Но потом милостью Божией такой священник в моей жизни появился. И тоже это был какой-то выбор.

Конечно, я Вас понимаю, что самое тяжелое – это первый шаг. Наверное, как с парашютом первый прыжок, а потом уже привыкаешь. Священник во время исповеди читает такие слова: «Если ты пришел во врачебницу, не выходи неисцеленным. Я только свидетель. Да свидетельствую перед Ним (то есть перед Богом) все, что скажешь мне». Мы не исповедуемся конкретному священнику, в лице священника мы исповедуемся Самому Господу. Надо исповедоваться именно Ему. Потому что перед нами Крест и Евангелие. И мы говорим: «Господи, прости меня!» Не «батюшка, прости меня».

Мы молимся Господу, а батюшка является свидетелем. Поэтому можно начинать с этих слов: «Господи, прости меня!» И начинаешь говорить то, что хотел сказать, даже не обращая внимания на священника, который стоит рядом, на то, что он скажет, как он скажет. Это все потом. А сначала все говоришь Господу.

Первая исповедь – это как чистка раковой опухоли. И все это в Ваших руках. Какую зачистку сделаете вокруг, так и будет. Например, рак желудка: всегда надо дочистить до самого дна. Даже иссекаются  еще и здоровые ткани вокруг, чтобы, не дай Бог, там ничего не осталось. Поэтому священник так и говорит: «Ничего не скрывай от меня». Это, если на русский язык перевести, молитва таинства Исповеди: «Ничего не скрывай от меня. Чтобы не выйти из этого храма неисцеленным, чтобы ты не имел двойного греха». Поэтому, поверьте, священник во время таинства Исповеди молится о том, чтобы вообще из этой исповеди не запомнить ничего. Представляете, одна исповедь, другая – и чтобы не крутилось все это в голове, мы стараемся молиться о том, чтобы Господь все это из головы изгладил. Была исповедь, сказали конкретные советы, разрешили конкретные вопросы – всё, дальше идет следующий человек. Чтобы ничего не оставалось. Поверьте в это на слово и настройтесь на то, что не священнику Вы исповедуетесь, а Господу. Для чего? Для Вашего исцеления. Чем откровеннее сказали, тем лучше очистили свою душу.

Старец Амвросий Оптинский дает такой совет, особенно если это первая исповедь, как мы ее называем – генеральная: «Грехи не округляйте!» Как перевести это? Например, говорят: «Батюшка, так и так, изменял жене». Ну, это общие фразы. А что это было? Один человек или два, что это за эпизоды были? Не округляйте. Или говорят: «Своровал». Есть разница, десять рублей в магазине или миллион в организации? Грехи не округляйте.

Первая исповедь должна быть подробнее. Как старец сказал: «Скажите, в чем согрешили и как согрешили – и довольно сего». Какие-то подробности не нужны, батюшка Вас в этом плане подкорректирует, но, самое главное, и сами грехи не округляйте. Потому что даже в нашей мирской жизни разница есть, одного пешехода сбил или двух. Поэтому вот такой совет. И молитесь: «Господи, дай мне силы чистосердечно принести перед Тобой покаяние». Поэтому уже будет неважно, какой батюшка: молодой или старый, толстый или худой, с большой бородой или не очень, лысый или нет; значения это уже не будет иметь никакого. Потому что погибающий человек ищет спасения. Нам нужен спасательный круг. Какой он будет (старый или нет), значения уже не имеет.

– Вопрос телезрителя: «Хотим крестить дочку, но возникли проблемы с крестными. Они живут в гражданском браке».

Гражданский брак – это брак, зарегистрированный официально, который признает Церковь. А то, что сейчас называют гражданским браком, просто сожительство. И кто-то им сказал, что нельзя крестить одного ребенка, так как они пара и в дальнейшем планируют пожениться. Правда ли это? Или все-таки можно крестить одного ребенка? Надо все-таки к выбору крестных относиться серьезно…

– Если крестные собираются потом вступить в брак, пожениться, то мы этого не делаем.

Но дело-то даже не в этом.

– Дело не в этом, а в том, что для них жизнь Церкви не имеет никакого значения, Евангелие не имеет никакого значения, они не слушают Церковь, они не слушают Господа, они не слушают Евангелие. Если они сами не слушают Бога и Церковь (а мы знаем о том, что Бог слушает послушных), чему они могут научить? Поэтому не надо их делать крестными. Или пусть настроятся потом на правильный лад. А так надо поискать тогда других людей, для которых слово и жизнь Церкви – не пустой звук. Тех, которые на самом деле живут духовной жизнью и которым мы поручаем молитву за своих детей. И в помощь нам самим призываем их, чтобы они помогли нам в духовном воспитании наших детей.

Когда мы отдаем наших детей в детский сад и школу, мы начинаем в Интернете искать отзывы о том, какая учительница, какая школа. Мы спрашиваем о том, что будет касаться физического воспитания наших детей. А здесь речь идет о душе. Поэтому к выбору крестных надо подходить очень-очень серьезно.

Ну и потом, конечно, чего греха таить, не все будет зависеть от крестных, все будет зависеть от родителей. Лет семь назад я был в Армении, и мне сказали, какое там отношение к крестным. На свадьбе рядом сидит крестный, а не мама и папа. Из-за уважения к крестному, потому что он на самом деле как вторая мать и как второй отец. Вот такой авторитет у этих людей. Это культура и воспитание. Много и других обычаев рассказали относительно крестного. Все делается с его совета, под его духовным водительством. Самый уважаемый человек в этом роду.

– Хороший обычай. И нам надо серьезно относиться к крестным родителям.

– Еще один мирской пример. Самый дорогой подарок на свадьбе делает крестный. Он этого заслуживает.

– И крестные понимают свою значимость? 

– Конечно. И не жалко сделать дорогой подарок кому? Своему сыну и своей дочери, которые так к тебе относились.

Мы сейчас нарисовали какую-то идеальную картину, но где-то это все-таки существует.

– До революции то же самое было. И мы знаем, кого выбирали в крестные.

– Я сейчас вспоминаю нашу семью. Так интересно, что моего родного дядьку, то есть брата мамы, звали Вячеслав, но в семье все время звучало слово «крестный». «Поехали к крестному, приедет крестный». Не дядя Слава, не просто дядя, а крестный. Но это было, к сожалению, в моей жизни, в моей семье только название. Но христианская традиция была такая, глубокая. Я только потом понял слово «крестный», когда пришел в Церковь в семнадцать лет.

– У меня то же самое было. Я свою крестную тоже называла по имени и на «ты».

– А сейчас разве называют «крестная»? Просто «тетя Света», «дядя Сережа», «брат», «сват», но не «крестный».

– Надо восстановить такую традицию... О крестных надо рассказывать. Есть у меня приятельница, у нее уже семнадцать крестников. Иногда я ей звоню и спрашиваю: «А что ты собираешься делать? Может, куда-то съездим?» Она отвечает: ты знаешь, я не могу; я со своими крестниками еду в Лавру (еду в Кашинский монастырь; сегодня собираю своих крестников; мы пойдем с утра в храм на Пасху). Она все время собирает всех крестников, у них традиционная встреча с чаепитием. Представляете?

– Квочка такая.

– Да, она такая квочка. Но уже все знают, какая она крестная.

– То есть уже не до подруг ей.

– Да. Представляете, вот такие есть крестные.

– И еще одно, друзья, запомните и детям своим передайте: «Бог слушает послушных!»

Записала Ольга Румянцева

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать