Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

31 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Батюшка, очень рада Вас видеть. Тем более после моих удачных съемок в Оптиной пустыни.

– Слава Богу, что съездили.

– Да, слава Богу. Знаете, бывает, много о чем-то знаешь, наслышан, рвешься, а как-то не случается. А тут все сложилось, конечно, не без Вашей помощи. Очень хорошо нас принял отец наместник, мы ему очень благодарны. И братия монастыря была к нам очень снисходительна.

– Пока лето и осень, советую всем собраться и поехать в Оптину пустынь. Это место надо всем посетить.

– Место совершенно дивное, уникальное для России. Так что, можно сказать, Вы мне стали ближе в духовном плане.

– Вы поняли, где моя духовная родина.

– Батюшка, как всегда, к Вам очень много вопросов. В их числе вопросы сугубо семейные, на которые даже я, человек светский, не рискнула бы отвечать, потому что не всегда знаешь, какова ситуация изнутри. Но если Вы решите – ответите. Просто я поняла, что у нас в стране очень много людей, которым не с кем поделиться, не у кого найти ответ на свои какие-то вопросы. В любом случае наша передача именно для этого – чтобы помочь людям, у которых нет хорошего советчика.

Первый вопрос: «Как себя вести с лукавыми людьми? Можно ли применять к ним выражение: с лукавыми поступай по лукавству их?»

– Да вы просто запутаетесь в лукавстве! Мы читаем молитву: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Мы же молимся, чтобы избавиться не только от лукавого, но и от его «друзей», то есть от лукавых людей. Если вы один раз были свидетелем того, что человек слукавил, лучше отходить от такого человека. Если это родственник, родной человек и отойти невозможно, то надо просто держать ухо востро. А с такими сотрудниками или  компаньонами уже никаких дел не иметь.

Однажды читал маленькую книжку, которую одна жена издала о своем муже. Он был меценат, предприниматель, был светским человеком, но довольно нравственным. Так вот, он говорит, что доброе имя руководителя и доброе имя фирмы очень многое значат в бизнесе. Доброе имя! То есть ни о каком лукавстве речи даже и быть не может. Еще мне понравилась его позиция: «Не люблю черный пиар, мы предпочитаем говорить, какие мы хорошие, а не какие они плохие». То есть не надо «топить» кого-то, чтобы самим подняться. Это тоже лукавство, когда люди «топят» другого, думая на этом приподняться. А его фирма процветала, потому что они шли честным путем, работали качественно.

Я думаю, это очень правильная позиция в жизни. А лукавство, ложь – это от лукавого. И еще ложь – это дверь, через которую уходит любовь. С близким человеком никогда не нужно лгать, потому что прощается все кроме лжи. Близкий человек тебе все простит, любую ошибку, любой грех, а предательство простить сложно.

Христос есть путь, истина и жизнь. Мы должны стремиться жить в истине, а с лукавством никогда не надо встречаться. Мне вспомнилось одно выражение, оно для нас очень пригодится: «Если нельзя, но очень хочется, все равно нельзя». Здесь, конечно, не о мороженом идет речь и не о пирожке. Имеется в виду – против совести идти нельзя.

– Вы правильно сказали, что в таком случае можно себя перелукавить. Запутаешься, что называется, в показаниях и сделаешь себе хуже.

– Вообще христианская жизнь – это жизнь в истине, в правде. Особенно между родными и близкими. Вспоминаю свою мамочку (Царство ей Небесное). Когда я был еще маленьким, она мне говорила: «Павлик, никогда не обманывай маму – рано или поздно все равно я узнаю». Так и есть по жизни. Я, будучи маленьким, понял, что лучше сразу сказать, если что-то натворил, потому что все равно проходит время – и истина открывается, но не в твою пользу. Ходить с этой тайной не надо, лучше скажи сразу.

– Следующий вопрос, который может задать практически каждая телезрительница: «Как правильно воцерковлять детей? Со старшим ребенком (как она считает) была допущена ошибка, сейчас он категорически отказывается ходить в храм. Можно, конечно, списать все на возраст – ему 18 лет, но выбор за ним. Но сейчас меня интересуют младшие дети: одному четыре года, другому – тринадцать. Пока они не отказываются ходить в храм, но боюсь перегнуть палку».

Помнится, еще патриарх Алексий II (покойный) об этом говорил, что много детей в воскресных школах, а где они потом, после выпуска?..

– Вопрос чрезвычайно сложный. Однозначных советов здесь нет. Во-первых, конечно, собственный пример. Доброта, открытость, доброжелательность, честность, молитва, пост, наблюдение за своими мыслями, словами и поступками – это все от родителей. Воспитание – это собственный пример. Воспитание – это питание. Чем ты должен питать? Добрыми мыслями и светлыми чувствами. Не одной только гречневой кашей, картошкой и сосисками. Поэтому надо смотреть, есть это питание или нет его. Ты даешь что-то детям кроме того, чтобы их накормить, напоить и в школу отправить?..

Кстати, ценная мысль относительно образования: образование может быть и средним, но воспитание должно быть высшим. Высшее и хорошее воспитание – это когда людям с тобой хорошо. Ребенка надо приучать к этому. Когда вы в семье стараетесь, чтобы всем было хорошо: уступили, простили, не заметили, послужили, тогда человек видит вкус доброты.

Я был как-то в одной семье, и чувствуется, что нет вкуса к доброте. Дети общаются между собой примерно так. Один говорит: «Это ты сделай». Второй: «Нет, ты сделай». Или: «А чего таким тоном? А почему я должен?» Вот это вкусно?

– Это от родителей идет.

– Нет.

– А от кого же это?

– Непонятно. Школа, улица, Интернет. Я поразился: родители добрейшей души люди, а дети не в них. Вот я сейчас говорил про собственный пример, в этой семье он есть, а пример не берут. Нет вкуса к доброте почему-то. Есть пример родителей, но дети ничего не взяли.

Старец Паисий говорит: «Надо больше говорить Богу о детях, чем детям о Боге». Поэтому если будет молитвенный подвиг родителей о своих детях, то, конечно, Господь их не оставит.

Однажды мать блаженного Августина пришла к епископу и слезно стала просить его молитв о своем сыне Августине, который тогда еще был вне Церкви. Она сказала: «Мой сын погибает». Епископ, увидев благочестивую мать (ее звали Моника), сказал потрясающие слова: «Плод таких слез погибнуть не может». Он увидел не только слезы физические, он увидел в ней материнскую любовь, горячую веру и сострадание. И кем потом стал блаженный Августин? Отцом Церкви. Мало того, Августин Блаженный пишет: «Моя мать кротким, смиренным примером и молитвой из моего отца, зверя и язычника (как он выразился), сделала христианина через много-много лет».

А сейчас люди говорят: «характерами не сошлись, у нас нет общих интересов, он денег не зарабатывает, ремонт не хочет делать, всё на моей шее». Мать Августина терпела, как сказано, зверя и язычника (если почитать, наверное, там будут какие-то подробности) и под конец жизни сделала его христианином.

А сейчас не сошлись характерами и сразу рушат семью. А потом что? Всякие следующие отношения могут быть еще хуже.

– В Москве в храме Воскресения Христова на Семеновском кладбище есть мощи Августина Блаженного и праведной Моники. Такая редкость! Там как раз есть молебны о благополучии, здравии детей и их правильном воспитании. Потому что Августин и Моника считаются покровителями христианского воспитания детей.

– Тем, кто живет в Москве, можно съездить к этим мощам.

– Следующий вопрос: «Как Церковь относится к перезахоронению усопшего родственника?» Как я поняла из письма, бабушка хотела быть похороненной в России, но этого не случилось, потому что люди когда-то покинули страну. Бабушка там (не написано, какая страна), они в России, ухаживать за могилкой  некому. Спрашивают, что делать с останками: кремировать, перезахоронить? Как лучше?

– Лучше всего оставить в покое. Потому что для ее души не имеет никакого значения, где осталось тело. Если любили свою бабушку, раз в год или раз в два года спокойно можно приехать, покосить траву, покрасить ограду. Если есть крест, памятник, оградка, это требует только покраски; и не так часто. Еще можно связаться с родственниками или знакомыми, которые там остались, и за какую-то копеечку попросить покрасить ограду, например.

– Да, так многие делают.

– А для сердечной молитвы нет никакого расстояния и преград. «Господня земля и исполнение ея». Поэтому оставьте бабушку там, где она есть, а потратьте время на сердечные молитвы о ней.

– Тем более перезахоронение будет стоить достаточно дорого. Лучше эти деньги потратить на то, чтобы кто-то следил за могилкой.

Следующий вопрос: «Я не могу часто ходить в церковь из-за больных ног. Даже дома молюсь сидя, когда идет трансляция вечернего и утреннего правила по “Союзу”. Это засчитывается, что я помолилась?»

– Мы молимся не для того, чтобы нам что-то засчиталось. Наша молитва – это беседа с Богом. Молитва – дыхание души, внимание – душа молитвы. Вот мы с Любовью Сергеевной сейчас беседуем с вами не для того, чтобы нам это засчиталось, а ради сердечного, душевного общения, взаимной пользы и духовного обогащения.

Кто-то сказал: «Вы не молитесь, потому что не любите». Ведь когда любишь человека,  хочешь с ним общаться; и заставлять себя не надо – общение идет само собой. Поэтому если мы любим Господа, нас заставлять молиться не надо, это все происходит естественно. Это первый момент к вопросу. У любви счета нет.

Второй момент относительно ног. Конечно, все нужно делать по мере своих сил и возможностей. Если нет возможности посещать храм, то любая молитва Господом принимается. Я вспомнил интересную историю относительно данного вопроса. Однажды одного священника перевели в соседнее село. Он отслужил службу в одно воскресенье, во второе воскресенье, в третье воскресенье. После службы, панихиды, молебна подходит к одной бабушке с костылями, которая сидела на скамейке. Он спросил, как ее зовут, откуда она. Она ответила: «Анна Сергеевна. Я из соседней деревни». (Кстати, знаете, чем деревня отличается от села? В деревне нет храма, в селе храм есть.) Он говорит: «Так это ж за четыре километра!» Она говорит: «Да». – «Знаете, Анна Сергеевна, я заметил, что третье воскресенье подряд Вы приходите раньше всех на службу. Вам не тяжело в храм идти?» Она говорит: «Тяжело. Но прежде чем пойти в храм моим ногам, туда идет мое сердце».

Господу нужно наше сердце. Вот если ноги слушаются сердце, это хорошо. Но если ноги не слушаются и не могут пойти в храм, самое главное, чтобы в храме оказалось сердце. Если с помощью «Союза», «Спаса», «Радонежа» или других средств Вы оказались в храме, самое главное, чтобы там оказалось Ваше сердце.

– Вопрос: «Можно ли исповедоваться онлайн? Я нашел такой сайт, где священник исповедует онлайн. Просто я парализован, и это для меня находка».

– Если человеку срочно нужно посоветоваться с духовником и он написал ему (или позвонил), находясь, например, на отдыхе в Турции, – это одно дело. Что может произойти на отдыхе? Блудный бес, бес винопития или обжорства. Ведь завлекают чем? Страстями. Если так, тогда это будет уместно: «Батюшка, прошу срочно Ваших святых молитв». И рассказать ситуацию. Такая чрезвычайная исповедь похвальна и возможна. Это я говорю в общих чертах.

Но когда исповедь предлагается через конкретный сайт, это вызывает подозрение. Кто ее предлагает? Духовник? Он что, знает человека? Сама постановка вопроса очень подозрительна. Поэтому я этого делать не советую. Исповедоваться нужно только тому священнику, которого вы знаете и который знает вас.

– И неизвестно, что это за сайт, насколько он действительно православный. И священник ли там?

– Опытные профессора МГУ говорили, что все знает только невежда. Когда предлагается услуга  «всех разрешу, всех исповедую, всем грехи отпущу» – это очень подозрительно. Поэтому пригласите из ближайшего храма священника на дом, и пусть у вас завяжутся духовные отношения.

– Последний небольшой вопрос: «Грех ли играть в лотерею?» Не играть, а покупать лотерейные билеты...

– Ну, если денег не жалко...

– Вообще это грех?

– Сложно сказать. Ну, купил билет за десять рублей в надежде, что вдруг что-то выпадет.

– Да так ли часто мы выигрываем вообще? Мне кажется, главное, чтобы это не превратилось в страсть.

– Знаете, сейчас гораздо больше денег просаживают в каких-то ставках. Лотерея – это уже бабушкин способ.

Есть замечательное стихотворение:

Не надо бояться тяжелой задачи,

А надо бояться дешевой удачи.

Не надо бояться быть честным и битым,

А надо бояться быть лживым и сытым.

– Замечательный ответ! На этой хорошей, оптимистичной, правильной ноте мы и завершим нашу программу. Спасибо Вам огромное!

– До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать