Таинства Церкви. Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

24 августа 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем говорить о православных праздниках.

Практически подходит к концу Успенский пост. Мы находимся в преддверии замечательного праздника, который очень любят на Руси, – праздника Успения Пресвятой Богородицы. Но прежде я хотела вернуться еще к одному двунадесятому празднику, который был в середине Успенского поста, – празднику Преображения Господня. Я была в день праздника в храме, и Вы произнесли замечательную проповедь. Скажите, пожалуйста, несколько слов об этом празднике. Почему он во время Успенского поста? И вообще в чем смысл этого праздника?

– Преображение Господне – праздник действительно очень яркий и очень важный, потому что он раскрывает тайну, дает нам возможность проникнуться и увидеть Божественную природу Спасителя, Господа и познать, что все движется и весь мир стоит Божественной энергией, благодатью Святого Духа. Каждый из нас целью своей жизни должен ставить именно стяжание благодати Святого Духа. Тот Фаворский свет, который был приоткрыт апостолам, о чем изложено в Священном Писании, до сих пор присутствует в мире и единственно возможное условие приближения к Господу – это приобщение к благодати Святого Духа. Целью христианской жизни, как говорил преподобный Серафим Саровский, является стяжание Духа Святого, и все средства к этому в Церкви есть.

Человек, который приступает к Господу, должен проникнуться познанием Священного Писания для того, чтобы через него (как в зеркале) познать самого себя, испорченность своей природы и изнутри всеми силами стараться соответствовать тому подобию Божию, к которому каждый из нас призван. То есть свойства человеческой природы должны соответствовать идеалу Евангелия. Когда мы заставляем себя поступать по Евангелию, поступать по заповедям Христовым, тогда мы начинаем работу над своим внутренним человеком и вместе с этим через таинства приобщаемся к благодати Святого Духа.

Речь идет как раз о той красоте, той гармонии мира, к которой каждый из нас стремится. Что такое счастье? Это быть с благой частью, с Господом, приобщаться к Нему всеми возможными средствами: через молитву, через Причастие Святых Христовых Таин. Тогда постепенно человек преображается изнутри, его наполняет уже другая красота – не земная: красота той силы, которая содержит весь мир. Господь сделал все хорошо; и человека сделал хорошо, в нем нет изъяна. Но грех, который нас всех и все человечество насилует и мучает, искажает образ Божий в человеке. Путь преображения, может быть, кажется сложным, но, с другой стороны, это единственный путь, и каждый из нас в меру своих сил, желаний и решимости может приобщиться к этому Божественному свету.

Поэтому праздник Преображения Господня очень глубинный, очень тонкий, он раскрывает саму суть христианства. И он, конечно, связан и с праздником Успения Божией Матери, потому что именно Божия Матерь в Своей земной жизни очень рано явила образец святости, духовного совершенствования и удостоилась быть Матерью Божией. Поэтому в преддверии празднования Успения Божией Матери каждый из нас должен понять цель христианской жизни и к чему Матерь Божия приобщилась. Успенский пост и называется Успенским потому, что предваряет праздник Успения. Вот так чудесным образом Святая Церковь каждому из нас раскрывает и собственный путь, который каждый должен пройти, и показывает пример исполнения цели христианской жизни в жизни Божией Матери.

– Многие люди, считающие себя православными, приходят в этот день в церковь, чтобы освятить яблоки. В начале года приходят за крещенской водой, потом приходят освящать пасху, яйца, а в праздник Преображения приносят освящать яблоки. Во-первых, что это за чин? И самое ли это главное – освящение яблок? В этот день люди наполняют храмы. Особенно если этот праздник совпадает с воскресным днем, тогда храмы полны как никогда...

– Вообще устав Церкви издревле был связан с земными вещами, с бытом. Не только яблоки в церкви освящают; в принципе, церковь освящает всю жизнь человека, его дом, его жилище, святую воду, которой мы пользуемся, приобщаясь к благодати Духа Святого через молитву. Мы освящаем и вербы. Мы освящаем все, что окружает человека. Конечно, это все связано с бытом. И первый урожай, как начатки всего, что человек получает от Бога, он приносит Ему в дар. Это идет еще с Ветхого Завета: все самое ценное мы приносим Богу. Не так: «На, Боже, что нам негоже», а наоборот – все самое лучшее Богу как знак благодарения. Поэтому возникали такие традиции, в том числе освящения яблок в то время, когда они уже поспели. Люди приносят их в благодарность Господу. Для чего? Чтобы, освятив их, поделиться с ближними, порадоваться о том, что Господь дал эти прекрасные плоды.

– Это как освящение своих трудов.

– Да. Как благодарность Господу за то, что Он дает нам витамины. Старец Паисий говорил, что мы должны быть как земля: на нее люди и льют грязь, и бросают мусор, а она дает нам витамины. Вот так Бог: мы перед Ним ничтожные и грешные, а Господь любит нас и дает нам витамины.

С другой стороны, в церкви можно из каждого события извлечь очень важный духовный смысл. Украшая храмы, принося плоды, надо задуматься о том, чтобы эти плоды были именно образом тех плодов духовной жизни, которых ждет от нас Господь. Христианство должно быть все-таки связано с жизнью во Христе. Мало называться христианином, надо соответствовать этому образу. И мы можем даже в таком простом событии, как освящение яблок, напомнить себе, может быть, устыдить себя: «А есть ли у меня духовные плоды? Приношу ли я «витамины» людям, окружающим меня? Созидаю ли я свою жизнь и жизнь других, окружающих меня?»

Поэтому виноград, яблоки, сливы, груши, все фрукты пусть напомнят нам с вами в этот праздник о плодах духовной жизни. Кстати, плоды духовной жизни – стяжание благодати Святого Духа...

– Вы даже говорили на проповеди, что лица людей, которые хорошо подготовились к Причастию и причащаются не в суд, не в осуждение, изменяются, они становятся другими.

– Конечно. Можно заметить, что в монастырях, храмах люди, которые стремятся к Господу и приобщаются к Нему через таинства, преображаются изнутри, они светятся, их лица радостны. Посмотрите, в монастыре люди убелены сединой, а лица – детские, в глазах радость. Что это такое? Это свидетельство действия благодати Святого Духа, это тот Божественный свет, который отображается на лицах людей. Даже таким образом Господь стучится в наши сердца, чтобы мы задумались, чтобы увидели, где подлинная красота человека, в чем она раскрывается. Этот праздник вроде бы состоит из разных элементов, но он очень важен, чтобы мы сопереживали и вместе с Церковью проникались смыслом этого праздника все глубже и глубже. И с пользой: чтобы мы не просто каждый год вспоминали это историческое событие, но все-таки духовно росли.

– Я сейчас вспомнила удивительное стихотворение:

... что есть красота? И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

 Удивительные строки!.. Ведь совершено христианские стихи, правда?

– Замечательные.

– Храмы строили в честь Преображения Господня очень красивые; их, как правило, много в наших городах. Они всегда такие возвышенные. Очень красивый храм Преображения Господня в селе Остров, который построил, как полагают специалисты, или Иван Грозный, или Борис Годунов. Храм стоит на возвышенности, храм невероятной красоты с огромным числом кокошников.

Но не ошибусь, если скажу, что в каждом русском городе есть храм Успения Пресвятой Богородицы, и едва ли не в каждом городе это главный, кафедральный собор. То есть многие русские города начинались с того, что там строили храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в Москве Успенский собор в Московском Кремле – это все-таки главный собор (несмотря на то, что восстановили Храм Христа Спасителя). Этот храм – как покровитель Москвы, история строительства этого храма – как покровительство Пресвятой Богородицы Москве.

– Он был соборным храмом, в нем покоятся святители и первосвятители московские.

– Так во многих городах: первые храмы строили в честь Успения Пресвятой Богородицы. Почему?

– Конечно, это не случайно. Потому что наши предки, русские люди, считали Россию уделом Божией Матери. И, закладывая и строя храмы в честь Успения, они тем самым выражали веру и надежду на то, что Пресвятая Богородица в успении нас не оставляет. «Радуйся, Обрадованная, во успении Твоем нас не оставляющая». Вера наших предков, благочестивых людей, которые молятся Божией Матери, распространяется на всю территорию России, и действительно, во всех значимых городах Русской земли строились успенские соборы. И во Владимире, и в Киеве, и в Новгороде; во многих городах, где необходимо было особо, внешне выразить для людей, что мы находимся под покровом Пресвятой Богородицы. И в успении Она нас не оставляет.

Христианство к смерти относится совсем по-другому. Хоть это и трагедия, которая была привнесена в наш мир через грехопадение, с другой стороны, это черта, перед которой мы трепещем, к которой должны готовиться, о которой должны помнить. Это черта, которая открывает нам другой мир – духовный. Господь первым прошел этот путь и показал, по какому пути нам надо идти.

В успении Пресвятая Богородица не умерла. Успение, кончина Божией Матери воспоминалась уже с первых веков. Священномученик Дионисий Ареопагит присутствовал на событии успения Божией Матери и описал это. В дальнейшем духовные писатели ( Епифаний Кипрский уже в IV веке) повествовали о том событии, которое мы будем праздновать, – об успении Божией Матери. О том, как апостолы собрались чудесным образом в Сион, в Иерусалим. О том, как, предваряя Свою кончину, Пресвятая Богородица удостоилась видения Архангела, который Ей благовествовал о том, что Ей предстоит переход на небо. Чудесное повествование о том, как Пресвятую Богородицу встречал Сам Господь, взяв Ее душу. Затем уже Предание рассказывает, как апостолы на третий день вместе с апостолом Фомой, посещая гроб Божией Матери, не нашли Ее святого тела.

– Опять апостол Фома...

– Господь чудесным образом через людей открывает нам тайны. Потому что люди – это орудие в руках Промысла Божия. Господь дает нам возможность проникнуться в тайны. Может быть, мы, как немощные люди, не можем уяснить, познать сразу своим падшим умом глубины законов духовной жизни или Царства Небесного, поэтому через обстоятельства, через события Господь постепенно нам это приоткрывает. Апостол Фома тоже не присутствовал на успении Божией Матери, но посредством этого события мы теперь знаем, что Пресвятая Богородица вслед за Своим Сыном тоже воскресла и теперь заботится о нас. И теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Заступнице Усердной рода христианского и убедиться в том, что Пресвятая Богородица Своим покровом покрывает весь мир и нашу Россию. Праздник Успения и грустный, и торжественный. С другой стороны, это праздник надежды, что Божия Матерь нас не оставляет и заботится о нас.

– Этот праздник особый, в этот день есть чин погребения плащаницы. Скажите несколько слов о том, почему этот двунадесятый праздник отмечен еще и таким чином?

– Прежде всего потому, что Пресвятая Богородица – Мать Господа нашего Иисуса Христа, и этот чин погребения соответствует чину погребения Спасителя. Кстати, если мы обратим внимание, и погребение любого человека соответствует этому чину. То есть читается 17-я кафизма и еще добавляются различные псалмы – это такие тропари, которые раскрывают определенные чувства, молитвенные переживания у апостолов, что присутствовали при этом событии, и у нас с вами по отношению к этому событию.

Этот чин утвердился в богослужении церкви издревле, и он помогает нам всем проникнуться событием успения. Мы провожаем Божию Матерь. Когда мы крестным ходом обносим плащаницу вокруг храма, все это напоминает о погребальной процессии; даже звон соответствует этому чину. Все это для того, чтобы глубже проникнуться этим событием. Как мы со Спасителем вместе страдаем, умираем и воскресаем, так и Божию Матерь мы провожаем. И в надежде на Ее присутствие с нами мы оставляем такой чин.

Кстати, в монастырях сохранился чин о панагии. Это тоже связано с преданием: когда после погребения апостолы собрались в комнате, им явилась Божия Матерь и сказала: «Я всегда с вами». Тогда один из апостолов поднял хлеб (со времен вознесения Господа они оставляли долю Господа в воспоминание о том, что Он присутствует с ними) и произнес слова: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Вот этот чин в воспоминание о событии, что Божия Матерь являлась апостолам и пообещала быть с нами, сохранился и совершается каждый раз после праздничного богослужения в монастырях (и женских, и мужских).

– Я присутствовала во время совершения этого чина, имела такую возможность. Это очень красиво, умилительно.

В этом году мы отмечаем 630-летие со дня блаженной кончины благоверного князя Дмитрия Донского, замечательного человека, героя, государя, значение личности которого, с моей точки зрения, до конца не раскрыто для страны, истории нашего государства. Помню, когда мы говорили, убеждали, что этот праздник нужно отмечать на светском уровне, очень интересной была первая реакция со стороны чиновников. Они считают, что мы, православные, странные, потому что отмечаем как праздник день кончины человека.

Успение Пресвятой Богородицы мы тоже отмечаем как праздник. Богородица ушла от нас, а мы радуемся, празднуем это. Иногда думаешь, что прошло уже много лет, многие воцерковились, но нет – все равно этот вопрос по-прежнему задается. Люди не понимают, почему день кончины человека мы отмечаем как праздник.

– Потому что для христианина смерть – это переход в вечную жизнь, и мы считаем это рождением в новую жизнь. А день рождения мы празднуем всегда. Но это день рождения в вечную жизнь, в Царство Небесное. Почему это радость? Потому, что христианин стремится к этому – войти в вечную жизнь. Поэтому для него это радость. Умирать не страшно человеку, всю жизнь стремящегося к Господу, Который его ждет. Апостол Павел говорит: «Я хочу разрешиться поскорее, чтобы быть со Христом». Но, обращаясь к своим ученикам, он жалеет их, говорит: «Мне вас жаль», понимая, что его друзья, которые его любят, будут опечалены его уходом.

Поэтому каждый христианин в жизни не должен привязываться к внешнему. Игнатий (Брянчанинов) говорит, что человек, который стремится в Царство Небесное, как путешественник: он приехал в гостиницу, и пусть она даже самая комфортабельная, самая шикарная, но сердце его нисколько не прицепляется к этому интерьеру. Но он стремится с благополучием добраться туда, куда устремил свой путь, он переживает, чтобы путь был безопасным.

Мы, христиане, должны стремиться к тому, что наш дом на небе, и должны все жизненные события воспринимать через призму этого стремления. И тогда не пугает даже смерть и какие-то испытания на пути. Любой путешественник обязательно испачкает одежду – не бывает иначе. И в жизни бывает, что существуют какие-то утраты, скорби, болезни. Но в целом наш путь должен своим вектором быть направлен на небо, к встрече с Господом, потому что Он обещал, что там нам уготовано место.

Для неверующего человека, у которого цель – гостиница, утрата этой гостиницы – конечно, трагедия. А для христиан это путь. Господь нам открыл это, сказал, что именно так и будет. Поэтому смерть человека всегда воспринимается как трагедия, но, с другой стороны, это завершение того стремления к Господу, которое человек выразил своей жизнью, и надежда на спасение.

– Отец Клавдиан, по окончании программы я прошу Вас обратиться с завершающим словом к телезрителям. Может быть, пригласить на праздник Успения Пресвятой Богородицы в ваш храм.

– Конечно. У нас будут две Божественные литургии: ранняя – в 7 часов, поздняя – в 10 часов утра. Наш храм всегда открыт для прихожан, у нас каждый день совершается служба. Чин погребения будет совершен в тот же день на всенощном бдении.

Могу пожелать вообще всем людям, тем паче христианам, чтобы они не теряли надежду, и в нашем современном мире, окруженном страданиями, разными перипетиями, нестроениями, они все-таки совершали свой путь, не забывая о своей душе, приобщаясь к Божественному. И тогда стабильность, постоянство, мир войдут в наши сердца и дома, потому что только с Господом можно все преодолеть. И пусть примером этого благочестивого пути, благочестивой жизни будет прежде всего Божия Матерь, Которая нам поможет пройти этот путь.

– Спасибо большое, отец Клавдиан! Сердечно благодарю Вас за очень содержательную и интересную беседу. До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать