Таинства Церкви. Преподобная Евфросиния Московская. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

20 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем говорить о церковных праздниках. Наша сегодняшняя беседа будет о празднике в честь преподобной Евфросинии Московской.

Отец Клавдиан, поздравляю Вас: престольный праздник – это всегда радость! И это всегда большая ответственность, нагрузка, суета. Тем не менее это всегда что-то особенное. Позвольте личный вопрос: что Вы ощущаете в преддверии престольного праздника? Что для Вас престольный праздник в честь преподобной Евфросинии Московской?

– Когда торжествует Церковь земная, торжествует Церковь небесная. Мы имеем возможность всеми своими силами проявить некие знаки Господу и святым, которых мы почитаем, и выразить им особую любовь. Собираясь вместе, мы – священники перед престолом и все прихожане в храме – через литургию едиными устами и единым сердцем, как говорит Иоанн Златоуст, стараемся объединиться в этом прославлении, в благодарности святым за то, что они были.

В Троице-Сергиевой лавре жил один старец – игумен Михей (Тимофеев), он очень почитал преподобного Серафима Саровского, часто ездил в Дивеево. Однажды он выразил такую мысль, что здорово было бы, если бы мы написали благодарственную службу Богу за то, что Он дал нам преподобного Серафима Саровского. Потому что преподобный Серафим, будучи человеком простым, повлиял на духовное совершенствование многих тысяч людей. И до сих пор он как святой ходатайствует за нас и помогает многим людям. И вот игумен Михей предлагал выразить благодарность написанием такой службы. Я, будучи в то время келейником, говорил батюшке, что тогда надо каждому святому писать и благодарить Господа о каждом святом, потому что каждый святой является особым даром для всего человечества.

Существуют, наверное, тысячи, миллионы, бесчисленное множество святых, о которых мы не знаем. Потому что Господь сказал: «Пусть правая рука твоя не знает, что делает левая». Святые делали добрые дела не ради того, чтобы о них знали, чтобы их прославляли на земле, но делали это ради Господа и старались скрыть свои добрые дела. Конечно же, тайных подвижников благочестия, святых великое множество. Но есть из них те, о которых мы знаем, которых Господь нам приоткрыл, и память о них сохраняется в Церкви не случайно, а чтобы каждый из нас, имея такой образец, вдохновлялся.

Евфросиния Московская является очень многогранной святой. В ее личности сочеталось много очень важных качеств христианской души, которым мы можем подражать, которые нас вдохновляют. Поэтому мы благодарим Господа, что сейчас каждый из нас имеет возможность вглядеться в эту святую, которая может послужить нам в укрепление и во благо. И мы не просто вспоминаем ее. Уже в течение многих лет, особенно после того, как храм был построен, мы видим, как преподобная Евфросиния Московская участвует в жизни многих людей, помогает не только в житейских нуждах, но христианам, стремящимся к спасению, помогает обрести правильный, верный путь. Есть свидетельства чудесных явлений помощи по молитвам преподобной Евфросинии Московской.

Поэтому престольный праздник является  кульминацией, подведением итогов или  символом, знаком Господу и преподобной Евфросинии, что мы хотим быть с ней, хотим ее прославлять и почитать и благодарим Господа и ее за ту милость, которую они оказывают нам в жизни. Вот такие ощущения от престольного праздника. Но каждый раз всегда по-разному. Потому что приезжают и разные священники, и разные гости, и мы делимся своими впечатлениями и свидетельствами участия этой святой в жизни наших прихожан. Тем самым других людей можем вдохновить к тому, чтобы они тоже не терялись, не унывали, не отчаивались, созидали свою жизнь по примеру преподобной Евфросинии Московской, которой многое пришлось пережить и которая в своем многогранном образе дает многим людям возможность ей подражать.

– Думаю, не случайно так сложилось, что наша передача выходит именно в день престольного праздника. На престольные праздники после литургии обязательно бывает крестный ход. Почему престольные праздники знаменуются еще и крестным ходом?

– Что такое крестный ход? Крестный ход – это символ нашей открытости всему миру. Потому что любовь не может замыкаться сама в себе; и радость не может быть своей, внутренней – она всегда выплескивается. После торжества Церковь не может оставаться в границах храма, люди выходят на улицу вокруг храма, передавая свою радость, как бы свидетельствуя всему миру о той радости, которую переживают в праздновании того или иного события или святого. Поэтому, обходя вокруг церкви по кругу (круг – это символ вечности), мы как бы всей вселенной свидетельствуем о том, что соприкоснулись с особой милостью Божией, что мы чествуем особого святого.

Поэтому мы выносим иконы преподобной Евфросинии Московской, у нас некое торжественное шествие, парад. Как парад на Красной площади: там демонстрируют не свою силу или оружие; нет. Но это величие, это доблесть побед, это как бы свидетельство многовековой истории государства, которое шло к своему величию. Сколько трудов было положено, чтобы у нас было такое государство, чтобы мы могли сейчас продемонстрировать готовность защищать, сохранять свою историю и быть благодарными тем людям, которые отдали свою жизнь за сохранение нашего государства.

То же самое и в Церкви. Мы, по сути, являемся носителями православия; Господь нам сегодня доверяет православие, чтобы мы его берегли, чтобы мы в эту сокровищницу духовной мудрости вкладывали еще что-то свое, достигнутое. Свидетельством этого богатства, которое мы имеем в Церкви, является святость. Поэтому мы святых чтим; святые – это плоды Церкви.

Полтора месяца назад мы праздновали день рождения Церкви – Пятидесятницу, День Святого Духа. Церковь родилась, и это рождение было не просто событием. На следующей неделе мы уже праздновали память всех святых как плод рождения Церкви, как плод апостольских трудов. Апостольское благовестие привело к тому, что у нас появились святые. Потом, после почитания всех святых, мы (как бы увеличивая масштаб) почитаем русских святых. На следующей седмице мы уже вспоминаем святых по регионам: святых одного региона, святых другого региона. Все это в Церкви существует для того, чтобы мы помнили труды тех людей, которые жили и выражали свою любовь Господу.

Мы тоже продолжатели традиции почитания святых и сами должны стремиться к тому, чтобы быть плодами духа, приносить плод духа. Поэтому празднование памяти тех или иных святых и престольные праздники – об этом: чтобы мы помнили, что являемся продолжателями миссии Церкви. За нашими спинами чужой труд, мы входим в чужой труд. Если бы не Евфросиния Московская, ее слезы, ее молитвы, у нас не было бы многого. Может быть, мы не могли бы иметь возможность жить в таком прекрасном городе, как Москва, наполненном храмами и монастырями. Может быть, не имели бы возможности приобщаться к таким святыням, как Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия»), Владимирская икона Божией Матери. То есть личность Евфросинии Московской повлияла даже на ход истории нашего государства.

– Конечно. Ее супруг Дмитрий Донской. Давайте напомним нашим зрителям, что Евфросиния Московская – это ее монашеское имя, а в миру ее звали Евдокия. Постриг она приняла незадолго до своей кончины, буквально месяц с небольшим она пробыла в монашестве. До этого она была великой княгиней и управляла Москвой после смерти Дмитрия Донского. У них с Дмитрием было двенадцать детей.

– Именно об этой многогранности я пытаюсь рассказать телезрителям. Каждый из нас может углубиться в историю, изучить опыт святости, святой жизни в рамках церковной жизни. Собственно, нигде в другом месте мы не можем найти примеры святости, только в Церкви, в истории Церкви. Каждый из нас может взять для себя образец, образ того служения, к которому каждый из нас предназначен. Чтобы понять, как мы можем пронести тот дар веры, который нам дан, и память о святых, которые нам тоже даны Богом. И передать это нашим детям, чтобы и они тоже прожили достойную жизнь. Вот миссия. Поэтому престольные праздники – это выражение благодарности Богу за то, что эти святые люди были. Это и созидание будущего. Вот основная цель. Слава Богу, память Евфросинии Московской празднуется несколько раз в году...

– Я посчитала. В день памяти царевича Димитрия Угличского, 28 мая, состоялся перенос мощей преподобной Евфросинии Московской из центрального придела Архангельского собора в придел мученика Уара. Церковь отмечает этот день. По сути, это было обретение ее мощей и перенос их наконец-то в достойное место. Тридцатого мая – день пострига. Мне кажется, это единственная святая, у которой отмечается день пострига. Первого июня – день общей памяти Дмитрия Донского и Евфросинии Московской. Двадцатого июля – день ее кончины.

– И каждый день памяти Евфросинии Московской наполнен своим содержанием. Монашеский постриг – это ее духовное рождение. Память четы – Дмитрия и Евфросинии – это образец семейной жизни. Кстати, спустя день после этого дня памяти мы чтим память виновника их брака – святителя Алексия, митрополита Московского. Видите, как чудесным образом сложился календарь. Практически перед празднованием дня ее кончины 20 июля мы празднуем память ее духовника – преподобного Сергия Радонежского.  Как говорится, конец – всему делу венец. Начало у людей бывает разным, но кончина важна. Поэтому мы, христиане, молимся о непостыдной, мирной, безболезненной кончине. Почему в Церкви, как правило, у святых празднуется именно день кончины? Потому, что кончина – это не конец, это не смерть...

– Светские люди не могут понять, почему мы празднуем день кончины; не день рождения, а именно день смерти. Как смерть может быть праздником?

– Потому что день рождения в земной жизни еще ни о чем не говорит, он не говорит о результате. И вообще день рождения человека – это праздник родителей этого человека, а не самого человека. Потому что человек в этом никак не участвовал, он просто родился.

– Обратите внимание, отец Клавдиан, на интересный штрих. В Архангельском соборе, где покоится великий благоверный князь Дмитрий Донской, даты рождения на гробнице нет, есть только дата его кончины. Были спорные моменты, когда он родился. Ясно, что октябрь, но число?.. Я помню, очень давно, едва ли не 25 лет назад, мы решили, что найдем эту дату на его гробнице, уж точнее не придумаешь. Подошли – а даты нет. Для меня это было и откровением, и потрясением. Я тогда спросила у одного архиерея: «Владыка, а почему же так? Почему такая несправедливость?» И он сказал, что у русских вообще так было принято, они практически не обращали внимания на дату своего рождения, был очень важен именно день кончины.

– День кончины – это дата рождения в жизнь вечную, это настоящий день рождения. И человек прилагает все усилия, чтобы встретить этот день достойно. Вот это уже заслуга человека – как он этот день встретит. Владыка Атоний Сурожский писал, что его отец, назидая его, говорил: «Ты должен так жить и так ждать день своей смерти, как жених ждет свою невесту». Вот так жизнь прожить, чтобы достойно предстать перед Господом.

Действительно, традиционно на гробницах писался день кончины, память какого святого праздновалась в этот день по церковному календарю и сколько было от роду лет усопшему. Вот такие бывали пояснения, и то не всегда. Поэтому день кончины преподобной Евфросинии Московской 20 июля мы празднуем как торжество, как завершение ее жизни, всех ее трудов, слез, любви, верности. Мы как бы подводим итог ее жизни, благодарим ее и ориентируемся на ее любовь к Господу, на ее труды. Поэтому этот день не случайно помещен в календаре.

– Храм Евфросинии Московской – это особый храм в Москве. Позвольте, выражусь светским словом; я назвала бы этот храм свадебным. Может быть, это не точное слово, но суть отражает. Сам храм в честь Евфросинии Московской, великой княгини, и она была счастлива в браке, у них было двенадцать детей. В храме есть придел Дмитрия Донского, ее супруга. Есть нижний храм в честь виновника их свадьбы, очень почитаемого святого – святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца, который, собственно, и составил их брак. Просто само собой напрашивается венчаться в этом храме, потому как здесь такие покровители!

Брак Евдокии Московской и Дмитрия Донского был ведь династическим, политическим, как сейчас сказали бы – по расчету. Но по расчету не в смысле, что я женюсь и у меня карьера будет, а это был брак примирительный, чтобы примирить Москву с Нижегородским княжеством, откуда была родом Евдокия Московская. И по благословению святителя Алексия, по его молитвам этот брак стал браком по любви. Это говорят все, даже светские историки – что из брака политического, династического он перерос в брак по любви. Они жили счастливо 22 года, в целомудренном супружестве.

Отец Клавдиан, знаю, что у Вас есть хорошие начинания с органами ЗАГС города Москвы...

– Да, мы подумали, что наш храм мог бы помочь многим молодоженам скрепить свой союз благословением Божиим. Мы подумали, что было бы удобнее и проще не разделять торжества, связанные с гражданской росписью в органах ЗАГС, и организацию венчания, и попросили руководство города Москвы, которое занимается органами ЗАГС, пойти навстречу нам и разрешить регистрацию гражданского брака на территории храма. Необязательно, что в этот же день молодожены будут венчаться. Конечно, мы нацелены на то, чтобы одновременно после росписи сразу повенчать пару, которая имеет уже твердое намерение закрепить свой брак таинством, обещанием Богу, но это необязательно, это не абсолютное условие. Молодожены могут просто расписаться на нашей территории вблизи храма. У нас есть очень красивая беседка...

– В окружении зелени, цветов, садов. Рядом пруд. Можно прогуляться возле пруда. Можно сделать красивые фотографии, снять видео. Есть памятник Дмитрию и Евдокии.

– Мы хотели бы несколько отрегулировать традиции, которые возникают среди нашего общества. Знаю, в Сергиевом Посаде есть ажурный красивый мостик над рекой Кончурой, где молодожены вешают замочки, и руководству города каждый месяц приходится спиливать эти замки. Еще при въезде в Сергиев Посад есть олень, который тоже «страдает», потому что молодожены его разукрашивают или повязывают ему какие-то веревки. Это уже вошло в традицию, что молодожены как бы для «счастья» (в кавычках) должны пройти вот такую церемонию. Но это пережитки прошлого, даже какое-то оккультное отношение к этому.

– Несмотря на все эти замки, мостики, оленей, собачек, зайчиков, число разводов катастрофическое! Если не ошибаюсь, на десять браков сейчас семь разводов. Цифра такая, что просто понять невозможно! Замочек вешают, скрепляют, а не помогает.

– Именно поэтому мы хотим дать возможность людям, которые заключают брак, максимально серьезно отнестись к этому. Потому что это дар Божий – найти себе супруга. У нас совершаются молебны: мы просим Господа ходатайством преподобной Евфросинии Московской помочь молодым людям обрести свою половинку. Мы совершаем еженедельные молебны по вторникам вечером после службы с акафистом преподобной Евфросинии Московской. И тем, кто решается на это, мы предлагаем не заниматься соблюдением каких-то народных примет, а помолиться. Возложить цветы перед памятником Евфросинии Московской и Дмитрия Донского в знак уважения к их семейному подвигу, их семейной жизни, как бы настроить себя на служение.

Потому что брак – это не просто какое-то удовольствие или какое-то построение своего личного счастья; это прежде всего служение на благо друг другу, чтобы любовь не просто была наполнением чувств, а выражалась в делах. Тогда появляется великий смысл любви, и она будет совершенствоваться, укрепляться. Поэтому мы пытаемся правильно обрисовать для молодых людей образец семейной жизни, чтобы они ориентировались на это.

– Как это можно сделать чисто практически? Предположим, наши зрители услышали это и хотят осуществить. Куда позвонить?

– Можно обратиться в секретариат нашего храма, и будет определенная пометка, договоренность, что именно на территории храма будет произведена роспись.

– И, если есть желание, можно в этот же день венчаться.

– Да. Можно организовать сразу и таинство Венчания.

– Еще раз хочу сказать зрителям, что территория храма очень красивая. Это будет, мне кажется, необыкновенно и незабываемо.

Батюшка, сердечно Вас благодарю. Поздравляю Вас с праздником преподобной Евфросинии Московской, с престольным праздником нашего замечательного храма и желаю Вам всего доброго!

– Спасибо! Желаю телезрителям всех благ!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать