Таинства Церкви. Апостолы Христа. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

13 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня с иеромонахом Клавдианом мы продолжаем беседовать о церковных праздниках.

Замечательный праздник был вчера – день святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник очень любят на Руси, и любят давно. Недаром на Руси после апостольского поста, после этого праздника в честь апостолов Петра и Павла было принято играть свадьбы, которые были очень широкие, красивые. Сегодня мы отмечаем Собор апостолов. Я хотела бы, чтобы сегодня мы еще раз вспомнили о деяниях апостолов Петра и Павла и поговорили о том, в чем же, собственно, для сегодняшнего времени заслуга апостолов, которые жили две тысячи лет тому назад? Почему они остались в истории и почему для нас важно не забывать апостолов?

– Праздник, посвященный первоверховным апостолам Петру и Павлу, очень древний. Со времен практически первых веков христианства ученики апостолов, мужи апостольские, установили день памяти этих святых. Апостол Петр, как ближайший ученик Господа Иисуса Христа, которого святые отцы называли «устами апостолов», проявил особую любовь к Господу. В евангельской истории очень много эпизодов с диалогом Господа и апостола Петра. Апостол Петр не случайно получил от Самого Господа такое наименование – «камень веры»: камень, на котором будет созиждена Церковь – на его исповедании, на его горячности и любви к Господу, на его покаянии. Он, как яркий представитель учеников Христовых, является образцом верности служения Господу, образцом покаяния.

Апостол Павел, несмотря на то, что не был приближенным учеником Господа из двенадцати, тоже проявил особую, крайнюю веру, благочестие и любовь к Господу и послужил Господу в миссии распространения Церкви. Он был ученый муж, авторитетный человек среди иудеев, и вместе с апостолом Петром они наиболее активно из всех апостолов проповедовали слово Божие по всему миру.

Поэтому, конечно, логично вспоминать именно их как образец апостольского служения учеников Христовых, которые распространяли веру Христову по всей вселенной, несли благовестие. Утверждая Церкви, назидая паству, организуя церковную структуру, рукополагая епископов, они созидали Церковь, были инструментом к созданию этой очень важной составляющей духовной жизни. Это то, ради чего Христос пришел на землю: Он создал Церковь, которая является путеводителем каждого человека к спасению. Через Церковь человек входит в богообщение, получает залог Духа Святого, развивая который, участвуя в таинствах, обновляя свое естество, исправляя свой путь, человек может достигнуть и духовного совершенства, и прежде всего спасения души.

Поэтому создание Церкви (миссия Бога на земле) является плодом трудов апостольских. Апостолы заложили основу церковной жизни. Поэтому мы именно апостолов вспоминаем как образец служения Богу и людям. На следующий день после воспоминания апостолов Петра и Павла мы чтим память всех апостолов.

Память этих святых апостолов не случайно совершается в один день.

– Да, я как раз хотела спросить об этом – почему мы вспоминаем Петра и Павла в один день?

– Церковь является сокровищницей духовной мудрости, и богослужения отражают эту мудрость и в самом порядке богослужения, и в календарном плане. Этот праздник совмещает память о двух людях, которые в сравнении друг с другом абсолютно разные: и по воспитанию, и по статусу, и по образованию. Совместное празднование памяти этих святых подтверждает, что Церковь состоит из людей, и Господь через людей совершает спасение, употребляя таланты каждого человека и на пользу его души, и на пользу окружающих. У каждого есть своя миссия на земле, то есть Господь дает каждому человеку определенный залог способностей и к совершенствованию, и к служению ближним и Богу.

Апостол Петр был простым человеком, рыбаком. Он жил в Галилее и вместе со своим братом Андреем занимался самым простым ремеслом – рыбной ловлей. Будучи семейным человеком, он оставил все, свое ремесло и даже своего отца, и три с половиной года следовал за Господом, внимал Его учению. По своей любви и горячности он проявлял особый интерес к тем явлениям, которые их сопровождали при служении Господу. Он и сомневался, и горячо верил, и задавал вопросы. Господь, видя его простоту и доверчивость, зная его немощи, вел его к тому, чтобы апостол Петр рос духовно. Ему пришлось пережить и серьезные падения, когда он отрекся от Господа публично. Но он принес глубочайшее покаяние во время распятия Господа в том, что сделал. Господь принял его и поручил ему самое важное – назидать Церковь, утверждать ее учением Христовым и быть основой создания Церкви.

Апостол Павел – человек образованный, грамотный. Он родился в городе Тарсе, был римским гражданином на особом статусе, еврей, ученый (он учился у Гамалиила, известнейшего иудейского законоучителя). Павел был ревностный последователь иудейского учения, ревнитель до такой степени, что участвовал в гонении на первых христиан, даже косвенно участвовал в убиении апостола Стефана, архидиакона. Но потом, когда он возмужал, его ревность не ограничилась просто изучением Священного Писания (чем скрупулезно занимались иудеи), он решил и действенно проявлять свою веру:  направился в Дамаск для того, чтобы организовывать гонения на христиан.

И Господь, явившись ему на пути в Дамаск, чудесным образом обратил его к вере, его ревность о Боге обратил в ревность благочестивую. Ту любовь к Господу, которую Павел проявлял через изучение Священного Писания, Господь обратил в правильное русло и открыл ему истину, открыл Самого Себя. Найдя Христа, Павел не постеснялся ни своего статуса, ни того, что не был ближайшим учеником Христа. Может быть, другие апостолы и имели некое сомнение в искренности апостола Павла, но своими делами он доказал, что до смерти готов проповедовать Евангелие и благовествовать спасение.

Их путешествия сопровождались чудесными событиями, чудесами, которые Господь через них совершал. Поэтому оба апостола – и Петр, и Павел – являются для каждого из нас образцом служения Богу и людям. Несмотря на то, что они разные, мы, взирая на них, убеждаемся в том, что Господь через каждого человека совершает Свой замысел. И каждый из апостолов, который сопровождал Господа (и из двенадцати, и из семидесяти), совершил свою миссию на земле. Приняв апостольское служение от Господа, они распространили веру Христову по всем уголкам земного шара. Поэтому мы, спустя две тысячи лет, не найдем такого уголка, где не слышали бы о Христе. Всё это заслуги апостолов.

Причем мы можем наблюдать удивительное явление, когда людям, не обладающим властью, финансами или какими-то знаниями, удалось распространить слово Божие среди множества людей совершенно разных сословий, разного уровня. Конечно, это совершалось с помощью Божией, но посредством той энергии, той веры, которую апостолы проявили к Господу. И они все без исключения (кроме Иоанна Богослова) засвидетельствовали свою веру в мученической кончине. «Мученик» в переводе с греческого языка – это «свидетель». Свидетель чего? Свидетель своей веры. То есть человек свидетельствует о своей вере, о любви к Господу до крайнего самоотвержения – до готовности отдать жизнь за свои убеждения. Апостолы это сделали, поэтому мы чтим их веру, чтим их труды. Мы преклоняемся перед их ревностью и любовью к Господу.

Поэтому для каждого христианина важно иметь перед своими глазами образцы этого служения. Мы, каждый в своем регионе, в своей стране, чтим тех апостолов, которые особо потрудились на наших территориях. Мы знаем, что апостол Андрей Первозванный предрек христианскую веру на нашей земле. И Собор апостолов (праздник, который мы совершаем сегодня) – это благодарность Церкви, это выражение благодарности всех верующих людей за те труды, которые апостолы понесли.

– В Москве есть несколько храмов, посвященных первоверховным апостолам Петру и Павлу. Пожалуй, самые известные – это подворье Оптиной пустыни, храм Петра и Павла в Ясенево и храм апостолов Петра и Павла в Лефортово (на Солдатской улице). По преданию, Петр I лично носил кирпичи для строительства этого храма; эта версия не опровергается, и многие историки склонны полагать, что так и было – Петр любил трудиться, всем это известно.

Так вот, в храме в Лефортово есть очень интересная фреска преображения Савла (она находится в центральной части храма (четверике) с правой стороны). Наверное, самая интрига – это преображение Савла. Многие люди, которые только входят в Церковь, удивляются: «Как это вообще было возможно? Это что-то непонятное!» Светские историки (я смотрела один очень интересный документальный фильм по этому поводу) объясняли такое преображение Савла воздействием солнечных лучей: что тогда просто произошла очень большая активность Солнца; короче говоря, с ним случился солнечный удар, и произошло то, что он стал апостолом Павлом.

Как все-таки Церковь объясняет такое чудесное преображение Савла? Я знаю, что многие люди на себе такое испытывали в 90-е годы: приходили в церковь и неожиданно, в одночасье, из атеистов вдруг становились верующими. Что произошло с Савлом? Ведь он шел гнать христиан...

– Мы можем как угодно пытаться разложить по частям какие-то явления, осмысливать их, называть это преображением, каким-то озарением либо чудесным событием. Но мы верующие люди и знаем, что Господь как Личность – Живой, и Он является соучастником жизни каждого человека. Господу дорог каждый человек, каждая душа, которая рождена на земле, потому что Он, как Любящий Отец, желает всем спасения и блага. Поэтому и апостол Петр, и апостол Андрей, и все апостолы, и вообще все люди, которые жили и живут на земле, находятся под покровом Божиим, под Его Промыслом. Господь всеми силами старается каждого человека привести к спасению посредством определенных действий по отношению к нему: либо ограничением, либо вразумлением, либо с помощью чудес.

С апостолом Павлом произошло такое преображение, как Вы говорите, обращение его к истине посредством чудесного вмешательства Бога в его жизнь. Действительно, он энергично шел из Иерусалима в Дамаск для того, чтобы выполнить миссию очищения, как он думал, иудейской веры от ереси (как он называл христианство). Господь видел его энергию и видел его слепоту, непонимание, что он делает. Явившись ему, ослепив его чудесным светом, Господь вразумил его Своим голосом: «Савл, что ты гонишь Меня? Тяжело тебе идти против рожна». То есть (в переводе): «Савл, ты сопротивляешься истине, ты устремился для выполнения своего замысла, не понимая, что идешь против истины».

И та слепота, которая случилась с Савлом (он на несколько дней ослеп), и его чудесное исцеление спустя несколько дней его потрясли. И через это событие он изменил свое мнение, свое стремление совершенно на другой знак. Почему? Потому что он опытно встретил Господа; произошла встреча Господа и апостола Павла.

Многие отцы, наши современники (например, известный проповедник митрополит Антоний Сурожский, которого называют апостолом любви) постоянно говорят о важности встречи души человека (любого человека) с Господом. Такая встреча с Господом произошла у каждого из апостолов. Апостол Петр встретил Господа и сразу пошел за Ним. Причем эта встреча тоже была не без участия Господа. Они не могли поймать рыбу, и Господь сказал Петру: «Закиньте сети». Когда они вдруг поймали много рыбы, первая реакция апостола Петра: «Отойди от меня, Господи, потому что я грешный». Он понял, что такое мог сделать только особый человек; что только под Божиим покровом можно изменить ход обычных событий. По указу Господа вдруг они поймали огромное количество рыбы. Это потрясло Петра! И он понял, что Господь его зовет. Вопреки всем традициям рыболовов, которые должны были после рыбалки собрать сети, почистить их, чтобы они не засохли, он бросает все, даже оставляет отца и вместе с Андреем Первозванным идет за Господом. На уровне житейском такого явления было достаточно, чтобы апостол Петр понял, Кто его зовет.

Апостолу Павлу было недостаточно встретить пророка или Мессию и просто поговорить, потому что он был увлечен, он был духовно слеп. И после телесного ослепления этим светом он прозрел духовно. Видимо, каждому из нас необходимо определенное событие в жизни, чтобы мы прозрели, чтобы духовно поняли, что Господь – Живой, что Он – участник нашей жизни и прекрасно знает, что нам надо. Некоторые наши стремления, бывает, не вписываются в замысел Божий, а может быть, даже богопротивны, и Господь вмешивается в жизнь каждого человека, но не для того, чтобы ее прервать или как-то человека истребить, а чтобы спасти, вывести его на правильный путь.

Поэтому, конечно, события, связанные с жизнью апостолов, изображались на фресках, на каких-то фрагментах росписи храма, чтобы каждый приходящий в храм проецировал это на свою жизнь и понимал, что Господь является участником и его жизни. И мы вспоминаем эти чудесные события, связанные с апостолами, для того, чтобы не унывать, не думать, что Господь нас забыл, что Он не участвует в нашей жизни, что мы не можем найти и выстроить эту связь. Она есть; мы должны просто захотеть и проявить такую же любовь к Господу, такую же ревность, искать Его, как искали апостол Петр, апостол Павел. И даже их ошибки, о которых мы знаем из Евангелия, Книги Деяний апостольских, не могут быть помехой. Господь может все исправить, только бы человек, не оправдывая себя, стремился к познанию истины, искал Христа. Господь каждого человека, ищущего Его, не забывает, Он делает все, чтобы человек прозрел, узнал истину. Может быть, это происходит не всегда прямым путем, с какими-то определенными страданиями, нюансами, испытаниями, но это необходимо.

Мы видим, что и в жизни апостола Петра были разные случаи; Господь учил правильному рассуждению, разуму апостола Петра. И апостол Павел прошел серьезный путь и гонений, и испытаний, был на краю смерти, в буре, умирал. Был даже возведен на небо, созерцал тайны, о которых даже и сказать не мог, не мог выразить это словами. Господь показал апостолу Павлу многие тайны. За что? За его ревность, за его любовь к Господу. Вот в целом значение праздника памяти апостолов Петра и Павла и всех других апостолов, которые тоже потрудились в деле благовестия Христова.

– Мы начали говорить об иконографии Петра и Павла. Апостол Петр практически всегда изображается с ключами. Задам светский вопрос: почему он с ключами? И вообще – что такое ключи от рая? Как они могут быть у человека, пусть даже  святого? Разве они не у Господа?

– Иконография всегда основывается на Священном Писании. Есть определенные образы, которые раскрывают определенные тайны: слова Господа или какие-то тайные вещи, которые нам необходимо знать для спасения. Апостолу Петру Господь сказал: «Созижду Церковь Мою на тебе (на твоем исповедании веры) и дам тебе ключи Царства Небесного». Ключи Царства – это, конечно, не какие-то железные ключи, как мы думаем. Это образ того служения, которое поручено апостолам по отношению ко всем людям. Апостолы получили власть разрешать грехи, то есть прощать грехи людям. И это является ключом к Царству Небесному. Человек покаявшийся имеет прямой путь в Царство Небесное, ему открыта эта дверь. Поэтому апостолы рукополагали епископов и давали им очень важную власть, миссию – спасение людей через покаяние, через очищение сердца, души. Поэтому ключи от Царства – это именно дар прощать, разрешать грехи.

– Очень важную вещь Вы сказали в конце нашей программы. Я думаю, теперь многие будут не железные замки представлять, а понимать, что это образ покаяния, которое необходимо всем нам.

Спасибо, отец Клавдиан, за очень интересную беседу!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать