Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

29 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Мелхиседек.

Первый вопрос: «Когда лучше венчаться: сразу или по прошествии какого-то времени в браке?»

– Что значит по прошествии времени? Какой в этом смысл? Всегда надо начинать с Божьего благословения. Дом строят с фундамента. Бетон для фундамента есть разной марки (400-й, 500-й). Не надо ждать, когда фундамент начнет рушиться, чтобы добавить бетон получше, потому что бетон предыдущей марки оказался слабеньким.

Через таинства Церкви дается благодать Господня, и лучше начать с благодати, с благословения, чтобы заложить правильный фундамент. Иногда и венчанные браки бывают непрочными, а браки без венчания прочными. Но лучше использовать всё.

Человек, который задает этот вопрос, наверное, сомневается в своем выборе, думает: «А вдруг придется разводиться? Венчанный брак – это большая ответственность. Поэтому, может быть, лучше сначала попробовать?..»

Никто не прыгает с парашютом без запасного парашюта. Таинство Венчания – это как еще один парашют. Согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» брак, зарегистрированный органами ЗАГС, Церковью признается. Такой союз мужчины и женщины – это осознанный шаг;  люди сознательно вступают в законное супружество в противовес так называемому гражданскому браку. Поэтому Церковь такой брак признает. Но полный брак – это брак, закрепленный таинством Венчания. В Церкви не венчают без государственной регистрации брака, без этого осознанного, продуманного, взвешенного шага.

Поэтому с Божьей помощью, с упованием на Господа расписывайтесь и венчайтесь. Но самое главное – ни роспись, ни венчание не сделают брак счастливым. Счастливым брак делает общий, совместный труд: долготерпение, смирение, нахождение общего языка. Роспись и венчание – это не палочка-выручалочка и не какое-то волшебное действие, которое вдруг двух эгоистов сделает счастливыми людьми. Если не будет ежедневной и ежечасной борьбы с собственным эгоизмом, вряд ли что-нибудь получится.

Кто-то из мудрых людей сказал: «До брака у человека больше возможностей и меньше обязанностей. После брака у человека одни обязанности и почти никаких возможностей». Надо на это настраиваться и в браке не искать того, чтобы тебя осчастливили, а искать того, как ты другого человека можешь сделать счастливым. Если же ты ищешь в браке, чтобы служили тебе и тебя делали счастливым, чтобы только тебе было хорошо, это эгоистический подход; такой брак спустя время может потерпеть фиаско.

Поэтому вступайте в брак с надеждой на все лучшее, с желанием послужить, помня заповедь Господа, Который сказал: «Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но для того, чтобы послужить». При таком настрое в браке все будет благополучно и счастливо. Тем более если он будет подкреплен великой благодатью таинства Венчания.

– Вопрос: «Почему нельзя причащаться, если живешь без росписи, но с одним мужчиной? Расходиться с любимым человеком очень тяжело, а причащаться хочется, потому что Христа люблю. Некоторые батюшки допускают, но я боюсь и не причащаюсь, ощущаю себя недостойной».

– Интересно, какие батюшки разрешают причащаться, если есть блудное сожительство? Даже если с одним мужчиной, это все равно блудное сожительство.

– Так называемый гражданский брак.

– Встает вопрос, можно или нельзя в таком состоянии причащаться. Если человек находится в смертном грехе, о каком причастии речь? Василий Великий сказал: «Блуд не есть брак и даже не начало брака». Блуд не может быть началом брака; мы в фундамент сразу закладываем грех, мину под собственный дом. Законы духовной жизни такие же, как физические законы, как правила дорожного движения. Может быть, нам и кажется, что цвет светофора не совсем красный, но он красный. Или нам кажется, что хватит скорости, чтобы обогнать машину, но это только кажется. Законы существуют вне зависимости от того, что нам кажется. Нам кажется, что если с одним мужчиной, то вроде это и не грех.

– Почему расписаться-то нельзя? Я не понимаю. Один мужчина, живут очень долго...

– Потому что никто не хочет нести ответственность. Иногда бывает так, что она согласна жить с этим человеком в браке, а ему это не надо, его и так все устраивает, потому что она – как обслуживающий персонал. Поэтому надо задуматься: кто ты для него?

– Принимать решение и жить как христианка.

– Может быть, у нее должна состояться какая-то чудесная встреча с другим человеком, а она не позволяет этого, не дает место Промыслу Божьему свершиться. Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не берите на себя самодельных крестов». Вот это самодельный крест. А потом душа рвется, сердце разрывается. И в каком состоянии проходит жизнь? Непонятно, во что это дальше выльется...

– Надо расписываться – вот и решение всех проблем.

Вопрос: «Как относиться к священнику, который кричит на прихожан, постоянно ругается и требует благословляться у него на все действия в храме и вне храма? Что это послушание и смирение – это понятно, но правильно ли это?»

– Никакое это не послушание и не смирение. Если есть такая возможность (если это не деревня, где только один храм и один священник), я бежал бы из такого храма. Если люди добровольно не берут благословения, как можно их заставить? Тем более криком. Это ровно противоположно тому, чего мы добиваемся. Мы добиваемся свободной духовной жизни, чтобы слушали по любви, по уважению. Люди сами выбирают священника, кому доверить свою духовную жизнь. А так человек не имеет права поступать.

Что делать, если это деревенский храм?

– Приходить в храм, молиться, причащаться и уходить.

– Да, в храм все равно надо ходить, потому что благодать Божия действует в Церкви вне зависимости от личности священника. Просто вставать возле двери, подальше от криков. А как крики начинаются, выходить проветриться, чтобы всего этого не слышать. Но мне кажется, что это все-таки какое-то преувеличение, потому что батюшки в нашей Русской Православной Церкви делятся на хороших и очень хороших. Поэтому не знаю, откуда такие берутся.

– Следующий вопрос: «Есть такая поговорка: заставь глупого человека Богу молиться, он и лоб расшибет. Вера в Бога не должна быть чрезмерной?»

– Тогда в нашей Церкви не было бы святых. Потому что с практической точки зрения все это кажется чрезмерным: уход в монастырь – чрезмерно, подвиги поста и молитвы – чрезмерно, столпничество – чрезмерно, юродство – чрезмерно. Труды миссионеров, которые добирались в отдаленные места (как Макарий Алтайский, где на оленях, где на собаках, где пешком), с точки зрения мирского человека, чрезмерны. Когда я в 17 лет пришел к вере, мне тоже говорили, что надо просто в храм ходить, а ездить в лавру на все праздники и в будние дни быть в храме – это чрезмерно.

А кто устанавливает меру? В Писании есть такие слова: «Не мерою Бог дает духа».  Кому-то Господь дал ревность, жар духовной жизни... Например, старец Паисий. Преображенский скит Данилова монастыря выпустил одно из самых полных жизнеописаний старца Паисия, которое всем подвижникам веры и благочестия рекомендую. Старец Паисий нес послушание в гостинице, принимал паломников. С детства у него был туберкулез, и иногда были такие обострения, что он харкал кровью. Но по молодости у него хватало сил помимо своего послушания помогать трапезнику (а это тоже одно из самых тяжелых послушаний), еще он пытался ухаживать за старцем, за которым плохо ухаживал его послушник. В монастырях обычно достаточно одного послушания, но он видел, что люди нуждаются в его помощи, и помогал. Он говорил, что валился с ног, но при этом летал на крыльях.

– Удивительно!

– Он испытывал такую радость и такое вдохновение, что готов был еще что-то делать, чтобы помочь тем, кто нуждался в его помощи. С нашей обывательской точки зрения – это все чрезмерно, но тогда не было бы святых.

В нашей жизни многие люди даже внутри своей собственной семьи боятся перетрудиться. «А я уже убирала. Я мыла. Я стирала. Я гладила».

– «В магазин ходила».

– И прочее, и прочее. Он говорит: «А я сегодня лампочку поменял (или в магазин сходил)». Боятся перетрудиться! Причем в отношении любимого человека. Но если ты этого не сделаешь, значит – это будет делать она (или наоборот).

Старец Паисий сказал потрясающую духовную формулу: «За самоотверженную (значит, сверх меры) любовь Бог дает двойное здоровье». Поэтому, дорогие братья и сестры, никогда не бойтесь внутри собственной семьи перетрудиться, как вам кажется. Потому что Господь именно таким людям, которые чрезмерно пытаются что-то делать в отношении своей семьи, дает двойную благодать и двойное здоровье.

Поэтому нет меры. Утренние и вечерние молитвы – это мера? Этого достаточно? А если у человека есть желание добавить еще молитвы? Посидеть возле кровати больного – что здесь будет мерой: полчаса, час, полтора или больше? Никто не знает. Кому-то достаточно и получаса, а у кого-то есть расположение и силы сделать больше. Все это делается по расположению и велению сердца. Поэтому сложно назвать что-то чрезмерным в отношении нашей веры.

– Вопрос: «Как бороться против хульных мыслей? Они постоянно преследуют, появляясь в голове против воли».

– Приведу пример из священнической практики, об этом многие люди рассказывают. Идет самый ответственный момент богослужения: Херувимская песнь, Евхаристический канон или момент Святого Причащения. Человек идет, например, к Святой Чаше, и в его голове неизвестно откуда появляются всякие мысли. Например: «Какая красивая девушка (или женщина)!» – и дальше разворачиваются такие сцены, как из голливудского кино. Человек сам потрясен: «Я же этого не хотел! Я просто посмотрел и подумал, что красивый человек». Но у него в голове пошли сцены личного характера, он переключается на эти мысли, начинает переживать, расстраиваться, не может прийти в себя. Вот это как раз хульные помыслы. Или, наоборот, возникают мысли относительно веры, таинств, молитвы, что все это чушь. Такое часто у людей бывает.

Что делать? Иоанн Лествичник говорит, что хульные помыслы надо презирать.

– Каким образом? Если это картинка, как Вы сказали...

– Не нужно даже начинать ее рассматривать, а сосредоточиться на том, что происходит. Приведу пример, как презирать. Например, выходишь из метро, видишь: стоит группа молодых людей, ругаются матом. Какие-то слова до тебя долетели. Что в таком случае надо делать? Я советую: руки в ноги – и идти дальше, чтобы не долетал до тебя этот разговор. Но если вы мысленно остановились: «А это мат или нет? А сколько же им лет? А что же они делают? А среди них еще и девчонки есть. Да они еще и курят, и пиво пьют», – то вы застряли на этой ситуации, забуксовали. Вас это никак не касалось, поэтому надо было быстро пройти мимо и не фиксировать ту информацию, которая поступала снаружи.

То же самое бывает, когда бесы внутри нас начинают ругаться матом. Это не мое, я этого не хотел, но это бесовская работа. Макарий Великий говорил, что дьявол – духовная сущность, и наш ум тоже духовен, не материален. Дьявол имеет доступ к нам через наш ум, через мысли, которые он нам подбрасывает, чтобы мы остановили на них свое внимание. Надо эти хульные мысли презирать, не обращать на них внимания и сосредоточиться на чем-то положительном и духовном.

Святитель Феофан предлагает в противоположность этим мыслям, этому греху включить молитву до тех пор, пока не изгладятся эти мысли из нашего сознания. Это как заноза: если она попала – начинай ее вытаскивать. Смысл бесовской работы в том, чтобы отвлечь наше сознание на них. Поэтому надо эти мысли уметь презирать и включать краткую молитву: «Господи, не соизволяю. Господи, очисти! Господи, помоги!»

Анатолий Оптинский (Зерцалов) говорит о том, что к этому был повод. Он говорит, что хульные, блудные, нечистые помыслы чаще всего мучат и беспокоят людей гордостных. Когда человек подумал: «Я не такой, как прочие человецы», его хульные помыслы – бах! – и с неба на землю. И человек думает: «Неужели со мной такое может быть?!»

Еще такое может быть и за осуждение. Обычно людям гордостным свойственно и осуждать. Так вот, за гордость и за осуждение часто люди мучимы хульными помыслами. Поэтому надо покаяться в причине этих мыслей и научиться не обращать на них внимание. Потому что эти мысли могут довести человека до истерики: «Такие мысли у меня! Да я же не хотел!» Человек зацикливается, оставляет молитву, начинает себя осуждать: «Да я вообще самый грешнейший человек»... А это не его мысли, не его состояние, и не было его воли, его соизволения на эти мысли. Но человек начал буксовать, обращать на это чрезмерное внимание и запутался.

Поэтому нужна молитва, презрение этих хульных помыслов и борьба с гордостью и осуждением.

– Недавно наблюдала, как две тетушки шли к Чаше и переругались. Сама свидетельницей была. Это часто бывает в больших храмах на большие праздники, когда собираются разные люди...

Вопрос: «Можно ли работать в коммерческой фирме, которая ведет двойную бухгалтерию, имеет проблемы с налоговой инспекцией?»

– Если Вы – бухгалтер и есть проблемы с налоговой инспекцией, то нельзя работать точно. Если Вы сотрудник, то за проблемы с двойной бухгалтерией будет отвечать руководство. Если Вы имеете отношение к руководству, к бухгалтерии, то все, как говорится, до поры до времени. Я бы не советовал. Тем более если Вы бухгалтер и начальство заставляет Вас это делать вне закона, Вы не можете сделать нормальную документацию, которая отвела бы Вас от проблем с налоговыми органами, потому что в итоге начальство останется в стороне, а отвечать за все придется Вам. Подставляться, особенно в делах бухгалтерии, не рекомендуется категорически.

– Батюшка, в конце программы Ваше пожелание нашим зрителям...

– Блаженный Августин однажды сказал: «Что бы вы ни делали, что бы вы ни ткали, пусть ваши нити крепятся к небу».

– Сердечно благодарю, отец Мелхиседек, за то, что Вы так обстоятельно отвечали на вопросы. До новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать