Таинства Церкви. Беседа с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым)

15 июня 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Прошел замечательный праздник Вознесения Господня. Для меня он всегда немного грустный – кажется (с нашей земной точки зрения), что Господь уходит. Особенно когда в праздник отдания Вознесения Господня осеняют этой иконой, поднимают ее, чувствуешь, что Господь был с нами здесь столько дней, а сейчас ушел. Справедливы ли мои такие ощущения?

– Действительно, это так. Потому что в нас, людях, заложена жажда общения с Богом, и мы теряем непосредственное общение с Христом. Когда апостолы прощаются с Ним, Он говорит им, что Его уход должен совершиться, Он уходит к Отцу Небесному. С другой стороны, Он их утешает, говоря: «Я с вами во все дни до скончания века».

Господь, зная нашу человеческую немощь и желание обрести на земле успокоение и радость общения с Ним, все же возвышает нас до высшей степени обожения, одухотворения – Господь каждого из нас как бы зовет на небо, чтобы мы стремились в обители Отца Небесного, чтобы не здесь, на земле, успокаивались. «Хорошо нам здесь быть», – говорит апостол Петр, пребывая с Господом на Фаворе. Но Господь призывает нас к тому, чтобы мы земную жизнь не воспринимали как замысел Божий. Господь имеет о человечестве другой замысел: Он открыл нам другую жизнь – вечную жизнь. И ради этого прошел врата смерти и теперь возводит нас в высочайшую степень совершенства – природу человека он помещает в тайну Святой Троицы и приближает к Богу Отцу.

С другой стороны, это отшествие предзнаменует явление Святого Духа. Господь приготавливает апостолов к тому, чтобы они находились в ожидании той благодатной силы, которая их преобразит, озарит, даст им дары, что потом послужат для них укрепляющей силой в благовествовании учения Спасителя. И явление Святой Троицы в полном Своем виде – это чтобы люди могли сочетаться с единством Святой Троицы. Вот такой замысел.

– Завтра праздник Троицы – всеми любимый, очень светлый, нарядный. Предваряет праздник Троицкая родительская суббота. Почему мы перед Троицей поминаем усопших близких? Мы и так поминаем их за каждой литургией и в домашней молитве.

– Служение Троицкой Вселенской родительской субботы очень древнее. Действительно, Святая Церковь, прежде чем вспоминать рождение Церкви, день пятидесятый как некое успокоение, как пребывание Церкви в покое, в общении с Богом, как успокоение всего человечества в Боге Святом Духе (такое субботство), накануне этого праздника вспоминает всех усопших от века православных христиан. Потому что и они сейчас находятся в преддверии воскресения, в ожидании Пришествия Спасителя и нового века, новой жизни. Они находятся в некоем покое, в успокоении, в преддверии их определения в вечности. Мы вспоминаем и молимся об усопших для того, чтобы Господь очистил их грехи. Причем мы охватываем молитвой даже тех усопших, о которых, может быть, некому помолиться. То есть мы охватываем в своей молитве всех усопших вне зависимости от того, как они ушли из жизни, и тех, кто без вести пропал, а мы не знаем, живы они или умерли. Святая Церковь не забывает своих членов, вспоминает их молитвенно, чтобы приобщить их к спасению, к новой жизни во Христе, к плодам благодати Святого Духа, которые Святая Церковь восприяла здесь, на земле.

Господь пришел, чтобы дать всем верующим благодатную, оживляющую, очищающую силу. Ведь есть усопшие ветхозаветные люди, которые не были свидетелями Евангелия, евангельской проповеди, апостольской проповеди; мы и их не забываем. Святая Церковь молится обо всех усопших от века (и христианах, и других людях, поминая всех в их образе, даже не по именам), вспоминая именно некое субботство, что люди входят в покой. Но мы уже этот покой воспринимаем как приобщение к Богу, к тем благодатным дарам, которые Господь принес на землю в общение с Ним.

– Когда мы отмечали отдание праздника Вознесения Господня, еще и отмечали день памяти очень любимого всеми святого – праведного Иоанна Кронштадтского. Многие любят и читают его творения. У него есть одно высказывание (в продолжение разговора о субботе и о поминовении усопших), которое меня, честно говоря, смущает;  я его до конца не понимаю. Он пишет, что мы должны ко всем относиться одинаково: и к близким людям, и к далеким, и к праведникам, и к преступникам. Вот этого я понять до конца не могу: как одинаково, с доброжелательством, относиться ко всем, в том числе и к преступникам? Мало ли что он натворил?

Так же и здесь: мы поминаем своих близких, от века усопших. Все знают, какие были времена в России после революции семнадцатого года. Были праведники, которые погибали за веру, еще не прославленные. Мы их поминаем, они для нас пример. Но были и люди, которые расстреливали их. Я это говорю как человек, который снял много фильмов о храмах, монастырях. Екатерининская пустынь, Коммунарка... Историки рассказывали о том, какие пытки применялись к людям, что вообще происходило. В храмах расстреливали – это просто верх кощунства. И как я должна к ним относиться? Как я могу их поминать? Церковь же их тоже поминает?

– Да, Церковь поминает всех усопших православных христиан вне зависимости от степени их воцерковления или благочестия. Если рассуждать именно через призму церковной жизни и церковной молитвы, Церковь создана Богом на земле для того, чтобы приводить людей к спасению. И прежде всего особой заботы требуют люди, которые не способны раскрыть в себе силы жить по заповедям Божиим. Для этого Церковь, во-первых, несет благовестие, учение Христово, спасительное слово Божие, хранит его неизменным и передает верующим. Церковь преподает таинства, чтобы человек обновлялся и исправлялся. И как Господь любит каждую заблудшую овечку, так и Церковь старается молиться Господу соборно за всех христиан, чтобы Господь помог каждому человеку обрести путь к спасению.

В личной молитве мы не имеем такого дерзновения, а если даже и чувствуем дерзновение, все равно обо всех мы не можем молиться – у нас сил духовных не хватит молиться о людях, которые отпали от Церкви и, может быть, стали ее гонителями, но все-таки формально остаются членами Церкви, крещенными когда-то.

– Многие как раз были крещеными.

– Именно в соборной молитве, когда мы все «едиными усты и единым сердцем» обращаемся к Господу посредством Божественной литургии, когда Сам Господь является Жертвой и Совершителем этого таинства, мы ходатайствуем и просим у Господа тех людей, кто имеет потенциал и силу покаяния, простить, а тех, кто находится в заблуждении и ослеплении, вразумить, чтобы помочь обрести им путь с Богом.

Что касается личного отношения... Господь, вися на кресте, проявил глубочайшую и высочайшую любовь к людям, которые Его распинали. Он говорил: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят». Поэтому мы, подражая Господу, должны оценивать не личность человека, а его поступки. Потому что Евангелие несет в себе очень четкую шкалу ценностей, что такое хорошо и что такое плохо, и мы должны это понимать. Каждый человек как образ Божий достоин почитания и любви. Другое дело, что подобие Божие в человеке созидается уже духовной жизнью и проявляется в свойствах человеческого характера, души, в воспитании (духовном и общечеловеческом).

Поэтому нужно различать эти понятия. Господь учит нас молиться за врагов: «Любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас». Господь ничего случайно не говорит; значит, это необходимо делать. Даже в молитве «Отче наш» мы говорим: «и остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим».Там ведь не сказано, что надо прощать только покаявшимся должникам.

– Под словом «должник» имеются в виду не те, кто тебе денег должен. К сожалению, многие понимают эти слова как о людях, которые нам должны сто рублей, например.

– Деньги – это такой эквивалент, который всем понятен. Здесь Святая Церковь помогает всем нам проникнуть в тайну творения мира и всех людей, которым Господь уготовал на небе обители. Господь говорит: «У Отца Моего обителей много». Господь ждет, чтобы мы стали наследниками, насельниками этих обителей, наследниками Царствия Небесного. Поэтому, вспоминая всех усопших людей, Святая Церковь за них молится, чтобы им помочь и нас с вами приготовить к празднику Пятидесятницы – Святой Троицы, как стали на Руси называть этот праздник. Поэтому здесь глубокий смысл.

– Батюшка, как молиться за некрещеных? К сожалению, после революции многие не крестили своих детей. В большинстве своем крестили по традиции (кто тайно, кто явно). Меня, например, крестили явно, это было в Москве в хрущевские времена. Моим крестным был член партии, полковник, военный, крестная тоже была членом партии, руководила какой-то партийной ячейкой на заводе. Крестили меня в храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке. Никаких репрессий не последовало, мой крестный как был членом партии, военным, так им и остался. Но очень многих не крестили, многие и скончались некрещеными. Как поминать некрещеных, если очень хочется?

– Господь в Евангелии очень четко сказал: «Аще кто не родится водою и Духом, не может быть наследником Царствия Небесного». Мы придерживаемся этой заповеди и верим в то, что именно крещеные люди возрождаются духовно и становятся причастными Богу, то есть они становятся своими Богу. И Господь печется о спасении человека, который посвятил себя  служению Ему, исполнению Его заповедей. Господь обетовал нам быть Его детьми. Те люди, кто в земной жизни прошел мимо этого, к сожалению, не могут причислиться к Церкви Божией, потому соборная молитва о некрещеных людях запрещена в Церкви.

Это обусловлено еще и педагогическим, воспитательным аспектом: если вдруг мы будем соборно молиться о некрещеных людях, то христиане или кто-то из людей, кто только приходит в Церковь, подумают, что можно и не креститься тогда. Зачем? Если и за таких Церковь тоже будет молиться Богу.

Конечно, Господь слышит любую молитву, даже и за животных, не только за людей. В конце концов, мы призваны свою любовь распространять на все творение Божие, и любой человек, родившийся на земле, но не родившийся духовно, – тоже творение Божие. Другое дело, что он не входит в эту тайну и связан той греховной наследственностью, духовной порчей, которая в нашей природе передана по наследству от Адама, он не освобожден от этих уз. Но мы можем молиться за такого человека уже не соборно, а келейно, то есть в домашней молитве, тем более если это наши родственники (родители, бабушки, прабабушки и так далее). Безусловно, Господь и такую молитву слышит. Святая Церковь, учитывая это желание верующих людей, предлагает в употребление каноны. Есть специальный канон за некрещеных. Мы можем обратиться к некоторым святым...

– К мученику Уару, например.

– Святые тоже прошли в своей жизни определенные испытания и сложности, и Церковь имеет свидетельство о том, что эти святые обладают особым дерзновением молиться за таких людей, то есть они ходатайствуют перед Богом.

– Мученику Уару есть придел в Архангельском соборе. А это старинный собор. То есть уже тогда люди молитвенно обращались к этому святому мученику.

– Я думаю, в этом отношении мы не должны сомневаться в любви Божией к нам и в Его справедливости. И не нужно думать, почему Господь так установил и что это жестоко. Жестоко было то, что люди отпали от Бога. Величайшая трагедия совершилась в мире – творение Божие отпало от своего Творца; и начался путь ужасных скитаний, страданий и смерти, которая вошла в жизнь человека. В этом не было замысла Божьего. И, конечно же, Господь даровал нам путь к спасению, но этот путь совершается через Церковь. И многие святые отцы неоднократно писали и подчеркивали, что без Церкви нет спасения. Вспомним подвижника и исповедника новомученика Илариона (Троицкого), архиепископа, который даже книгу написал о том, что без Церкви нет спасения. Кому интересно – загляните в эту книгу, там прекрасно раскрыта премудрость Божия и значение Церкви.

– Вы сказали, домашняя молитва не возбраняется; даже, наоборот, приветствуется.

– И милостыня.

– Еще все спрашивают, можно ли свечку ставить за некрещеных…

– Свеча – это символ. Вообще обрядовая сторона церковной жизни тоже имеет воспитательный, педагогический характер. Ставишь ты свечки или нет – это не является условием и залогом спасения.

– Свеча – это жертва на храм.

– Жертва, хотя тоже относительная. Если бы мы с вами действительно были пчеловодами, которые собирают мед и заботятся о пчелах, и потом сами свечку сделали бы, то эта была бы более сильная жертва. А так мы свечи покупаем или берем бесплатно. Конечно, свеча – это символ жертвы, это символ горения нашей веры; это прекрасное церковное изобретение, которое помогает каждому человеку как-то выразить свои чувства к Богу, к Божией Матери, к святым отцам, к святым, которых мы почитаем. Но, с другой стороны, это не является атрибутом безусловного, необходимого действия, которое приводит либо к аду, либо к раю. Поэтому, думаю, если человек хочет поставить свечку за некрещеного человека, то можно это сделать.

Мы говорим о соборной молитве, и в Божественной литургии существуют очень важные символы, объединяющие нас. И в литургии неправильно было бы людей, которые не причислены к телу Церкви, упоминать поименно, потому что они не вошли в жизнь, которую принес Господь, они не приобщились этой благодати обновления, новой жизни. Это печально. Но для этого Церковь старается на земле раскрыть каждому человеку истину, донести до него слово Божие, чтобы он воспринял его и начал путь к спасению.

Земная жизнь – очень ответственный участок в существовании каждой личности, очень ответственный и важный этап в преддверии вечности. Господь сказал: «Аще кто уверует и крестится – спасен будет, аще кто не верует – осужден будет». Интересно, что во второй части этой фразы нет слова «крестится». Почему? Потому что в Церкви, оказывается, есть такие случаи, когда люди крестились собственной кровью: мучеников убивали за Христа. Многие люди выражали свою веру в Христа, видя мучения христиан. Лонгин (сотник) при кресте Господнем исповедовал Господа Богом и сразу был усечен мечом.

– В первые века многие мучители присоединялись к христианам, видя их страдания и веру. Таких случаев много.

– Тайна спасения каждого человека – в руках Божиих. Господь дал ключи от Царствия Небесного апостолу Петру, а ключи от ада оставил Себе. Поэтому Церковь в лике апостола Петра ведет людей ко спасению, ей даны эти ключи – через таинства преподавать благодать Святого Духа и приобщать людей к спасению, к спасительному пути. А Страшный Суд, который предстоит каждому человеку, – это уже личное дело Самого Господа, Который придет судить. И Он как Праведный Судия, хоть и Страшный, но Милостивый, будет взвешивать на весах любви и справедливости личность каждого человека: мог человек прийти ко крещению или не мог; в каких обстоятельствах жизни он находился, почему в его жизни совершилась такая трагедия, что он не крестился. Поэтому рассуждать об этом можно, но мы не должны сомневаться в справедливости Божией. У нас с вами есть правильный путь, который Господь нам открыл через крещение, – путь к спасению в Церкви.

– Отец Клавдиан, программа получилась очень интересной и содержательной. Благодарю, что Вы были с нами и терпеливо отвечали на все мои вопросы. В следующей нашей программе мы продолжим разговор о Троице. А сейчас – Ваше обращение к телезрителям.

– Праздник Святой Троицы имеет очень большое значение; может быть, даже равнозначное Святой Пасхе, потому что Пятидесятница – это символ начала новой жизни, общения с Богом. Дар речи на многих иностранных языках, который был дан в этом событии апостолам, свидетельствует о том, что Господь приблизил каждого человека к общению с Ним на понятном языке. Люди обрели общение с Богом через Духа Святого.

Поэтому я желаю каждому христианину приобщения к этой благодатной силе. Чтобы каждый из нас воспринял в свою жизнь плоды тех дел, которые принес Господь на землю, чтобы все это послужило нам именно в созидание наших душ, в спасение наших душ. И тогда будут открыты все смыслы, мы поймем, почему мы проходим именно тем путем, которым идем, почему мы связаны и с печалью, и с радостью в нашей жизни и как Господь, заботясь о нас, ведет нас по пути к спасению. Поэтому я хочу пожелать всем нам, и телезрителям особенно, укреплять свою веру и приобщаться к Божественной силе, которая присутствует в Церкви.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Светлана Тодосейчук

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать