Таинства Церкви. Литургия Преждеосвященных Даров

30 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– В дни Великого поста иеромонах Клавдиан рассуждает о литургии Преждеосвященных Даров.

Литургия Преждеосвященных Даров – это, конечно, особая литургия. Знаю, что очень многие православные верующие любят ее и даже ждут дни Великого поста, чтобы приходить на эту Божественную литургию. В чем особенность литургии Преждеосвященных Даров и почему она совершается только в дни Великого поста?

– Эта литургия имеет очень древние корни. История свидетельствует о том, что еще в начале VII века эта литургия уже вошла в традицию служения Церкви (Восточной и Западной). Святитель Григорий Двоеслов традиционно относится к создателям этой литургии. «Литургия» переводится с греческого как «общее дело», но особенностью этой литургии, в отличие от литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, является то, что на ней не освящаются Святые Дары. Она поэтому и называется литургией Преждеосвященных Даров, поскольку Причастие, которое преподается верующим, заготавливается заранее: не в тот день, в который совершается литургия, а накануне.

Вполне уместно эту литургию совершать именно в дни Великого поста, потому что пост является периодом особого покаяния, глубокого переосознания своей жизни, и христиане как бы искусственно себя вводят в ранг людей кающихся. Здесь повторяется сам строй литургии оглашенных, когда читается Священное Писание по преимуществу Ветхого Завета. В это время верующие люди особо стремятся погрузиться в молитвенное делание.

Литургия Преждеосвященных Даров исключает какие-то особые молитвенные прошения. Мы знаем, что в это время на литургии не совершается поминовение. Оно совершается, но не в связи с проскомидией как частью Божественной литургии, которая совершается накануне. Эта литургия нацелена на то, чтобы верующие люди все-таки больше сосредоточились на том, чтобы внимать себе, работать над состоянием своей души, всматриваться в свое духовное здравие или духовную болезнь и испрашивать у Бога благословение.

Поскольку христиане, верующие люди, без Причастия жить не могут, потому что это источник жизни, то Церковь все-таки предусматривает Святое Причащение, и верующие люди могут в среду и в пятницу укрепиться в этом духовном делании Святым Причастием. Поэтому во время совершения литургии Преждеосвященных Даров очень торжественно, практически в безмолвии (только с некоторыми молитвами) переносятся Святые Дары на престол, и совершается причащение верующих. Вот такой смысл.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается не только в дни Великого поста (святой Четыредесятницы), но еще в первые три дня Страстной седмицы, то есть в Великий Понедельник, Вторник, Среду. В Великий Четверг уже совершается литургия Василия Великого. Именно Великим постом эта литургия особенно уместна, в ней действительно очень умиленные, красивые песнопения: «Да исправится молитва моя», «Ныне силы небесныя» (которые раскрывают тайну). С великим благоговением верующие поклоняются Святым Дарам, которые уже были пресуществлены, освящены на литургии и теперь преподаются верующим в укрепление их духовных и телесных сил.

– Литургия Преждеосвященных Даров короче обычной литургии. Что опускается и почему?

– Обычная литургия Василия Великого или Иоанна Златоуста состоит из трех частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. На литургии Преждеосвященных Даров совершается чинопоследование обычного суточного круга богослужений: утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час, изобразительны, вечерня, соединение с литургией Преждеосвященных Даров.

Весь этот суточный круг по-разному совершается в храмах. В монастырях стараются приблизить к положенному времени исполнение часов, например. На приходах сокращают какие-то песнопения для удобства верующих, чтобы люди все-таки могли исполнять свои обязанности (домашние и служебные). Но, как правило, традиционно литургия Преждеосвященных Даров служится утром начиная с часов: третий час, шестой, девятый, изобразительны, вечерня и литургия. И литургия не предусматривает никаких тайносовершительных текстов призывания Святого Духа, потому что Дары уже освящены. Поэтому в основном совершается полноценная вечерня и присоединяется часть литургии верных: читаются определенные молитвы, переносятся Дары, поется молитва «Отче наш», после чего литургия предполагает причащение верующих, которые присутствуют на этой Божественной службе.

– Какая должна быть подготовка к литургии Преждеосвященных Даров? Обычно мы присутствуем на вечернем богослужении накануне, исповедуемся, читаем особые молитвы. А здесь как быть с вечерним богослужением?

– У нас парадоксально сложилась такая интересная традиция, и верующих людей не смущает, что мы вечером служим утреню, а утром служим вечерню. Так получается, что мы для удобства верующих переносим службы с полуночи, с ночи до того времени, когда верующие могут быть в храме. То есть утреню мы совершаем накануне вечером с присоединением утрени первого часа, а уже другие части суточного круга (третий, шестой, девятый час и вечерню) совершаем с утра.

В принципе, подготовка никак не отличается от обычной подготовки к Святому Причащению. Существует традиция (и в некоторых монастырях это даже устойчивая традиция), когда некоторым людям, кто имеет эту возможность, предлагают дождаться вечера и совершают литургию Преждеосвященных Даров вечером.

– Я как раз хотела Вас об этом спросить. Такая практика сейчас началась и в храмах Москвы. Откуда пошла такая практика? Это монастырская традиция?

– Это традиция монастырская, традиция древняя, но она связана с уставом монастыря и с возможностью верующих совершать службы тогда, когда они положены по часовому поясу. Вы задали вопрос о подготовке к причастию. Понимаете, с одной стороны, традиция служить вечером литургию Преждеосвященных Даров сложилась для людей, которые не могут с утра прийти, потому что они на работе. Но ведь работа у людей бывает разная: кто-то работает руками, кто-то головой, кто-то полностью погружен в повседневные проблемы дня. И настроиться за малый период времени после трудового дня, чтобы подойти к Причастию, – наверное, сложно. Поэтому все-таки не случайно традиционно литургия служится с утра: человек только встал, он свеж, его ум и сердце еще не наполнены какими-то посторонними мыслями, заботами, человек всегда может сосредоточиться на молитве и максимально глубоко осознать то, что сейчас с ним произойдет: он причастится Святых Христовых Таин, соединится с Самим Господом.

Поэтому те, кто может посвятить себя на духовные размышления в течение всего дня...

– …это, наверное, только люди неработающие.

– В основном. Или те, что могут себе позволить как-то останавливать себя в движении мыслей, проблем и помнить о том, что им предстоит причаститься.

Есть правильная и устойчивая благоговейная традиция говения перед причастием, когда человек должен попоститься, ничего не вкушать и натощак подходить к Святым Таинам. Конечно, есть послабления для больных. Например, есть люди, которые не могут совсем без пищи, для них пища является теми химическими элементами, которые поддерживают их жизнь как таблетки. Но мы не говорим об этих людях.

Мы говорим об обычном человеке, который постоянно причащается Святых Христовых Таин и который имеет возможность держать евхаристический пост. И здесь начинаются определенные дополнительные рекомендации (например, не кушать за шесть часов до причастия). Бывает, что утро связано с какими-то особыми переживаниями, человек покушает и начинает всю свою деятельность посвящать заботам житейским или профессиональным, а потом ему надо резко переключиться: настраиваться на литургию. Мне кажется, это требует очень большой энергии и сил, чтобы уметь так быстро, динамично настраиваться на ту и другую часть дня. Поэтому пусть эта практика вечерней литургии присутствует; я думаю, те священники, которые совершают эти богослужения вечером, понимают тот процесс, который они запускают, и настраивают верующих, чтобы они делали это благоговейно и готовились к причастию.

Но, думаю, наиболее уместная практика – все-таки утреннее богослужение. Оно продолжительное, оно дает возможность и вслушаться в молитвы, и помолиться, и поговеть. Где-то сокращают чтение Псалтири, уменьшают продолжительность богослужения. Где-то вычитывается все полностью.

Знаете, в нашем храме преподобной Евфросинии Московской в Котловке и в среду, и в пятницу достаточно много причастников. Люди приходят, чтобы поучаствовать в службе, ее любят.

– Во сколько начинается служба?

– Начинается в 7.30 утра, заканчивается примерно в 11.00 или 11.30, если мы служим уставное богослужение (в первую седмицу Великого поста и в Страстную седмицу мы служим полностью по уставу). А начиная со второй седмицы даем возможность верующим справляться со своими обязанностями (семейными и служебными), поэтому сокращаем богослужение: оно начинается в 7.30 и к 10 часам утра уже заканчивается, люди могут причаститься Святых Христовых Таин.

Еще есть такая особенность – на данной литургии мы не причащаем младенцев...

– Да, я об этом хотела спросить. Иногда видишь, как подходят с младенцем, а батюшка говорит: «Извините...» Почему так?

– Это связано с тем, что на литургии Преждеосвященных Даров мы не можем причащать Святой Кровью. Вино, в которое погружается Тело Христово, напоенное Божественной Кровью накануне, считается освященным, святым, святыней, но это не Кровь Христова, это освященное вино. Поэтому младенцев, которые не могут частичку Тела Господня под видом хлеба принять в Причастии, мы не можем причащать, потому что будем причащать их вином. В принципе, периодичность служения в каждом храме ясна, поэтому те родители, которые хотят причащать младенцев, беспрепятственно могут сделать это в субботу и воскресенье, когда служится полноценная литургия с освящением Божественной Крови и Тела Христова.

– Возвращаясь ко времени проведения литургии Преждеосвященных Даров, можно сказать, что для монастырей, наверное, это более уместно, более удобно. Монахи и так во время Великого поста говеют все дни и находятся в размышлениях. Наверное, в монастырях это более осознанно.

– Если мы говорим об уставном богослужении. Понимаете, я думаю, что и для мирян есть необходимость в причастии, когда ты действительно чувствуешь, что Тело и Кровь Господни, к которым ты приступаешь, дают тебе силы духовные и телесные. Люди, может быть, имеют такое намерение (и возможность) – не ждать выходных дней, а причаститься. Поэтому и для мирян эта литургия является великим укреплением в аскетических трудах, связанных с Великим постом. Я думаю, что в этом отношении устав может быть немножко изменен настоятелями, с учетом того, кто приходит к ним в храм, какой контингент.

Монашествующие, безусловно, и причащаются, и готовятся. И для них служба – погружение в богоообщение через церковное богослужение. Поэтому здесь рассуждать, нужно это или не нужно, – неправильно; устав предполагает полноценную монашескую жизнь, связанную с участием в службе.

– Я часто бываю в московских монастырях на литургии Преждеосвященных Даров утром. Знаю, что в некоторых монастырях есть особые ночные службы, куда не приглашают мирян, потому что это чисто монашеские богослужения. Естественно, это правильно, потому что монахам надо когда-то от нас отдыхать; мы и так заполонили все монастыри и не всегда ведем себя в соответствии с монастырскими уставами.

– Я думаю, что литургию не надо окрашивать в какие-то цвета, говорить о том, что это литургия только монашеская, а это литургия детская. Это не совсем верно...

– Кстати, детская литургия. Я когда первый раз услышала, ничего не поняла: что значит детская? Дети, что ли, там поют? Дети же не могут быть священниками. А выясняется, что в храмах, куда водят огромное количество детей, чтобы дети не мешали остальным верующим, проводят отдельную литургию. И начинают ее пораньше (пишут, когда детская литургия). То есть детей (родителей с детьми) зовут именно в это время, чтобы потом дать возможность прихожанам помолиться, не отвлекаясь на детский шум.

– Надо просто иметь в виду, что такие названия немножко сбивают с толку. На самом деле литургия одна, чин литургии не меняется. И возможность причаститься для людей всегда открыта.

Ночные литургии – это практика тоже устоявшаяся. В Троице-Сергиевой лавре часто такие литургии совершаются. И у нас в храме мы регулярно совершаем ночные литургии; это связано и с престольными праздниками, и с памятью святых, особо чтимых. Знаю, что и в женских монастырях Москвы совершаются ночные литургии. Может быть, это действительно связано с желанием монашествующих в тихой атмосфере совершать литургию, без суеты.

– Да, в женских монастырях в некоторые дни служат ночью и никого не приглашают из мирян. Я понимаю это желание монахинь побыть вместе, в каком-то своем мире, не отвлекаясь на нас, мирских. Все-таки мы их отвлекаем. Поэтому у них есть желание помолиться тихо, спокойно, по-монашески.

– Бывает такая обстановка в монастырях, когда очень много и прихожан, и детей, и им требуется уделять особое внимание. Действительно, у монашествующих есть потребность в состоянии умиротворения и безмятежия, поэтому они выбирают ночное время.  Спаситель Господь любил ночью молиться, уединяться. Когда вся природа спит, все умиротворено, тогда можно со вниманием и открытым сердцем заниматься молитвой с Богом. Но позволить себе ночные молитвы могут те, кто может себе это позволить. Все-таки основная масса прихожан вынуждена ночью спать, чтобы отдыхать. Но такие возможности есть. Поэтому просто узнавайте, в каких храмах ночные литургии совершаются, можете поучаствовать в них.

– Интересно, сколько народу приходит в ваш храм на ночные службы?

– Если это будни, то до ста человек приходит. И причастников достаточно много бывает. Мы это делаем намеренно, потому что у нас небольшой храм. Мы проводим литургии в этот же день и днем, но только в большом храме. В нижнем храме мы совершаем ночную литургию, чтобы не скапливалось большое количество людей, для их комфорта, чтобы те прихожане, которые живут рядом с нашим храмом, либо те, которые могут приехать на личном транспорте, могли в ней участвовать. Это вынужденная практика, потому что у нас нет возможности служить две (или три) литургии в одном храме.

– Мы определили, что младенцев не надо приводить на литургию Преждеосвященных Даров. А что касается взрослых людей, есть какие-то ограничения? Кому в большей степени рекомендовано принимать участие в литургии Преждеосвященных Даров? Может быть, людям болящим? А здоровым людям, может, лучше прийти в субботу и воскресенье?

– Четкой градации нет, все зависит от того, как священник на приходе, духовник своим духовным чадам благословит причащаться. Потому что Причастие – это жизнь, и литургия служится именно для того, чтобы люди причащались. Это не молебен, это не какой-то обряд, это таинство любви и единства с Богом. Поэтому тех, кто жаждет этого единства, нельзя не допускать до литургии. Они должны готовиться, понимая, что совершается, и соединяться со Христом. Мы не можем им препятствовать по каким-то причинам. Есть люди, которые просто не могут без Причастия, оно для них является жизнью.

Кто-то, наоборот, из благоговения старается, может быть, не так часто причащаться, но внимательно готовится к этому. И та, и другая практика позволительна, но этот вопрос нужно поднимать перед духовником, чтобы он взвесил состояние души человека, возможность подготовиться и принять решение о причастии.

– Отец Клавдиан, сердечно благодарю Вас за то, что Вы сегодня нашли возможность поговорить и рассказать о литургии Преждеосвященных Даров. Хотя, конечно, сейчас на телеканале «Союз» рассказывают об этом, но, как говорил мой учитель философии в университете, профессор, «хорошее блюдо надо повторять дважды». Спасибо Вам большое, батюшка, и до новых встреч!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать