Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 41

23 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– В нашей сегодняшней передаче протоиерей Владимир Волгин продолжает рассуждать на тему Божественной литургии.

– Я надеюсь, что мы подходим к концу.

– Во-первых, очень не хочется. А во-вторых, я должна еще раз нашим зрителям напомнить о том, что мы находимся в храме в честь Трех Святителей в Архангельском, где Вы являетесь тоже настоятелем, и еще раз порадоваться тому, что телезрители смогут увидеть интерьер, внутреннее содержание этого великолепного храма. Мы уже немножко говорили об устройстве храма, о том, что здесь работали лучшие мозаичные мастера России и создали такое великолепие. Прийти сюда не всегда возможно, но наш телеканал «Союз» предоставляет возможность это увидеть.

– И надо напомнить, что двое из этих святителей – составители Божественной литургии, о которой мы так долго рассуждаем.

– Еще хотела бы сказать зрителям, что они могут наши беседы прочитать в «Православной газете», о которой не надо забывать и которая публикует беседы о Евхаристии. Потому что иногда на слух что-то, может быть, бывает непонятно, хочется еще раз вернуться к пониманию тех или иных моментов Божественной литургии, тогда можно открыть газету и прочитать.

– Мы остановились практически на конце Божественной литургии, на ектении. Эта ектения (одна из последних) произносится священником (либо дьяконом, если священник находится в сослужении с дьяконом) перед тем, как священству причаститься Святых Христовых Таин, а потом и народу Божьему, стремящемуся тоже причаститься Святых Христовых Таин для того, чтобы Христос обитал в нас, а мы обитали во Христе. Эта ектения очень знакомая, она произносится и во время Божественной литургии, и во время всенощного бдения, поэтому заострять внимание на ней  мне бы не хотелось. Хотелось бы сказать о заключительной части этой ектении.

После того как произносится прошение: «Соединение веры и причастие Святага Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим», – бывает возглас. Причем это такой возглас, который на современный русский язык невозможно перевести. Есть много людей, которые пытаются склонить Церковь к тому, чтобы перевести богослужение на русский язык. Но церковнославянский в себе содержит такую широкую палитру нюансов, что невозможно было бы выразить их современным русским языком.

Вот этот возглас, к которому мы пришли после ектении: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Как это перевести на русский язык – совершенно непонятно.

– Невозможно.

– В этом прошении содержится просьба о том, чтобы Господь сподобил нас, то есть дал нам возможность, помог славить Бога. И сподоби нас, Владыко, со дерзновением. Любая молитва человеческая должна быть связана с дерзновением. Часто мы, священники, когда не находим иного ответа на поставленные прихожанами вопросы, говорим: «Молитесь». Потому что иного пути нет. Но как молиться? Конечно, всем сердцем надо молиться, вопить Господу, чтобы Господь помог в той или иной ситуации справиться тебе либо другому человеку. Или чтобы Господь привел другого человека к Себе и таким образом избавил бы его от всех нестроений в жизни. Когда человек приходит к Богу, он начинает понимать, с чем связаны эти нестроения в жизни.

И я все время говорю, что надо обязательно вопить. Не механически произносить молитву и не потому, что тебе сказали произносить молитву. Допустим, если твой ребенок тонет, то ты закричишь всем сердцем, чтобы кто-то спас твоего ребенка (если не можешь сам спасти). Или мы можем оказаться в такой ситуации, когда нуждаемся в помощи, и тогда кричим: «Помогите! Спасите!» Вот так надо кричать и Господу, с дерзновением. Кстати, это тоже удивительное слово – дерзновение. Это значит не только с дерзновением воскликнуть что-то, но еще осмелиться воскликнуть... Это слово очень глубокое само по себе и тоже заключает в себе много смыслов, которые дополняют друг друга. Со дерзновением смети, то есть дать возможность, дать силу вот этому вопиянию к Богу.

«...смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Мы опять исповедуем здесь Господа, Которым управляется весь мир, и снова призываем Бога Отца к завершению Божественной литургии. Народ Божий (либо хор) поет: «Отче наш, Иже еси на небесех...» Ведь это молитва, которая дана Самим Господом Иисусом Христом. Когда ученики просили: «Господи, научи нас молиться», – Господь дал вот эту Господню молитву «Отче наш». Она исповедует Пресвятую Троицу. «Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...»

«Да святится имя Твое» – что это значит? Оно и так само по себе светится, Господь всегда находится в Фаворском сиянии, в Фаворском свете. Что же это за призыв такой? Чтобы в нас светилось имя Его, чтобы мы тоже стали светом для мира и солью для земли. И чтобы люди, видя наши добрые дела, прославили бы Отца Небесного. То есть чтобы в первую очередь в людях светилось имя Его. Человек – это особое творение, краса Вселенной, венец всего живущего. Поэтому кто, как не мы, можем светить именем Господа нашего? И через нас этот свет должен распространяться на весь окружающий мир. Я видел людей праведных (и все видели наверняка): они действительно сияют каким-то необычным светом, который невозможно осязать, но можно увидеть этот свет. Праведники – это светоносные люди, которые имеют в себе Святой Дух. Как и преподобный Серафим Саровский, преобразившийся перед Мотовиловым, когда лицо его больше, чем солнце, просияло. Вот так мы должны светиться Богом, вот этим Фаворским светом.

Был замечательный богослов, митрополит Антоний (Блум) (в свое время экзарх Западной Европы, епископ  Русской Православной Церкви, в конце жизни он был настоятелем собора в Лондоне). Это был очень глубокий человек. Он говорил, что в человеке не может появиться деятельной веры, если он не встретит того, через кого рассеивается свет небесный, Божественный свет. Вот об этом свете и говорится в этой молитве.

«Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое...» Ведь мы же все жаждем быть в Царствии Божием. Я какое-то время размышлял над словами Иоанна Предтечи. Перед тем как он вышел на проповедь, перед тем как крестил Господа Иисуса Христа в водах Иордана, он говорил (а потом и Сам Господь говорил): «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Такое странное выражение: приблизилось Царствие Божие. А почему оно было далеко до проповеди Иоанна Крестителя и до проповеди Христа?

Да потому, что врата в Царствие Божие были закрыты со времени грехопадения Адама и Евы. Вместо того чтобы покаяться, Адам свалил вину на Еву, а Ева – на змея. Хотя Господь призывал к покаянию и спрашивал: «Не вкушали ли вы от этого древа познания добра и зла?» Такой непонятный вопрос для Всеведущего и Всевидящего Бога. А этот вопрос как раз был связан с тем спасательным кругом, который Господь бросил человечеству в лице Адама и Евы. И если бы Адам и Ева пали перед Господом ниц и сказали: «Господи, прости нас, не ведали, что творили», – то Господь, безусловно, простил бы их, и Адам и Ева не были бы изгнаны из Царствия Божия, из рая. И двери Царствия Божия не были бы закрыты.

Господь пришел искупить живых и мертвых (тех, которые умерли, но по жизни душевной бессмертны, как каждая душа человека). Ведь в этом заключалась Его основная миссия – искупить первородный грех человеческий и снова открыть врата в Царствие Божие. Оставалось немного времени до открытия врат. Ведь Господь Иисус Христос проповедовал всего-навсего три года. «Приблизилось Царствие Божие» – это значит: «вот-вот Я Своим подвигом земной жизни, для которого Я был предназначен Богом Отцом, открою для вас врата Царствия Божия». Поэтому для каждого человека, естественно, приблизилось Царствие Божие, для каждого из нас. Вот в чем заключается смысл слов Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». А потом и Господь повторяет те же самые слова.

«...да будет воля Твоя». В чем заключается воля Божия? О какой воле мы говорим? Во-первых, Господь управляет всем миром, и Промысл Божий совершается всегда, даже тогда, когда Он попускает нам разные нестроения в жизни и разные искушения бесовские. В связи с этими словами молитвы можно было бы сказать, что мы здесь, еще не освобожденные от греха и страстей, не только бываем исполнителями воли Божией, но и воли духов злобы поднебесной. Господь, оставляя за нами абсолютную свободу, призывает нас к исполнению заповедей Божиих и к другим заповедям (церковным или заповедям блаженств). Церковные заповеди – это хождение в церковь, исполнение постов, молитвенных правил и так далее. В этом Его воля. Но кроме этого мы встречаемся и с другой волей. Например, я подумал почитать Евангелие, но тут же находятся тысячи каких-то дел, препятствующих чтению Евангелия и молитве.

Поэтому как бы две воли на земле: воля Божия, не совершающая над нами никакого насилия, и воля духов злобы поднебесной, которые совершают над нами насилие и тотально хотят нас поработить. Поэтому мы молимся: «Да будет воля Твоя. Только Твоя воля». А когда будет только воля Божия? Тогда, когда совершится абсолютная победа над силами зла, когда силы зла будут заключены во аде и уже не будут действовать в человеческом мире, а тем более в Царствии Божием; оно заселится (и сейчас заселяется) праведными душами, желающими спастись и желающими исполнять заповеди Божии, только Божью волю. Потому такое удивительное прошение: «Да будет воля Твоя». Воля Божия всегда преисполнена блага, она в нашей жизни направлена только на то, чтобы дать нам возможность (а мы по собственной воле теряем эту возможность) спастись и стать гражданами Царствия Божия.

– Отец Владимир, иногда телезрители спрашивают, как понять смысл выражения «яко на небеси и на земли»? На небе же и так Божия воля. Какая может быть еще? Почему подчеркивается «яко на небеси и на земли»?

– Мы смотрим на небо: оно сияет красотою, голубизною, солнцем. Но в то же время бывают и облака на небе, и тучи, и гроза. Так вот, по свидетельству святых отцов, в воздухе, наполняющем наш земной мир, скопление духов злобы поднебесной. Мы их не видим. Поэтому в узком смысле, когда мы говорим: «яко на небеси и на земли», – мы говорим, чтобы и на небе тоже была воля Божия; чтобы и на небе, которое мы видим своими глазами, отсутствовали духи злобы поднебесной. Мы просим, чтобы и на небе, и на земле до той абсолютной победы Бога (о которой я сказал) над злом и над тьмою духов злобы поднебесной являлась воля Божия; при нашей человеческой жизни, когда еще не совершена эта победа. По сути, эта победа уже есть, она уже осуществляется, потому что Христос пришел на землю. Да, мы ожидаем  Второе Пришествие, когда будет заключительный акт этой победы над злом, над миром зла.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (всегда давай нам хлеб насущный). Здесь имеются в виду два хлеба, если можно так выразиться. Первый – это пища, хлеб, в котором основа нашей жизни, основа нашего питания. В хлебе заключена какая-то особая энергия, содержится огромное количество микроэлементов, витаминов; то, что насыщает нас. В конечном итоге мы, как аскеты, могли бы питаться только хлебом и водой.

– Говорят: посадить на хлеб и воду. И человек не умрет, он будет жить.

– Конечно, и будет жить вполне благоприятной жизнью. Это мы нуждаемся в каких-то разносолах и обладаем гортанобесием, гурманством. Хочется разнообразить пищу. Хотя действительно достаточно для человека хлеба и воды.

– Например, отшельники-пустынники тому свидетельство. И жили они долго.

– Да. Преподобный Серафим Саровский питался одной просфоркой и водичкой и прожил больше семидесяти лет. А может быть, прожил бы еще больше, если бы Богу было угодно; это отнюдь не говорит о том, что он не так уж много прожил. Кстати, средний возраст человеческой жизни – 70-80 лет.

– Для того времени (XIX век, 30-е годы) это был серьезный возраст.

– Так вот, хлеб жизни, который дает нам жизнь... И здесь говорится о хлебе насущном, который претворяется, прелагается в Дары: хлеб – в Тело Господне.

– Отец Владимир, спасибо огромное. Увы, время передачи подошло к концу, но мы в следующей программе продолжим. Спасибо, что Вы столько лет с нами.

Я хочу еще раз напомнить нашим зрителям, что текст беседы можно будет прочитать в «Православной газете», которая доступна каждому: ее можно выписать, можно получить в храмах. Так что можно еще раз вернуться к нашим беседам.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать