Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

24 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек, настоятель Покровского храма в Ясеневе г. Москвы, продолжает отвечать на ваши вопросы, которые очень интересные, жизненные.

Вопрос: «Пришла на исповедь. Батюшка не выслушал грехи, накрыл епитрахилью и прочитал разрешительную молитву. Как к этому относиться и что делать?»

– Поскольку мы сейчас находимся в Москве, возможно, этот вопрос от прихожанки из Москвы. Но не только в Москве в больших храмах много людей – на сегодняшний день у нас все равно катастрофически не хватает духовенства, будь то Москва или областные города. Поэтому наверняка священник читал общую молитву. И на общей молитве он перечислял грехи, потому что это входит в чинопоследование таинства Исповеди.

В это самое время и эта женщина, и все, готовящиеся к причастию, должны были в этих грехах мысленно каяться перед Господом, открывать Ему свою душу. Если бы была такая возможность, мы бы батюшке свои грехи сказали. Причем не только сказали – грехи должны быть написаны, чтобы это было еще короче.

На нашем приходе есть такая практика: прихожане свои грехи пишут заранее, как об этом говорили Оптинские старцы, святитель Феофан Затворник, Вышенский. Это говорит о том, что человек продумал свою исповедь заранее. Редко кто может выразить грехи своими словами быстро – на это тратится огромное количество времени: пока соберется, пока скажет «а», пока «б».

Я по практике это знаю. Была такая возможность – отдала записку, не было возможности – не отдала, но главное, что эта женщина была готова открыть свою душу перед Богом. Поэтому исповедь принята, молитва прочитана, никаких сомнений быть не должно.

Но если мы хотим, чтобы душа была спокойна, надо все-таки искать возможность индивидуальной исповеди. Такая возможность есть в будние дни, можно исповедоваться в субботу утром, когда меньше народу, но не на всенощной в субботу и не в воскресенье утром. Вот тогда у священника есть возможность хоть немножко уделить Вам внимание. Мы тоже должны идти навстречу и искать эти возможности.

Тем более радостно, что сейчас людей больше, поэтому мы сами ищем эти возможности. Это раньше было много священников – сорок восемь храмов в Москве было, в каждом храме по три-четыре священника. А сейчас, дай Бог, если по два священника – настоятель и еще один. Поэтому надо тоже этот момент учитывать.

– Тем более есть храмы (например, в центре Москвы), где меньше народу. Туда можно приехать.

– Надо искать выходы.

– Вопрос: «С чем связана традиция утреннего употребления просфор? Почему именно натощак? И как просфора может быть «во оставление грехов, в просвещение ума, в укрепление телесных и душевных сил» и так далее?»

– Так же, как и Святое Причастие. Самая главная святыня – Святое Причастие. Потом агиасма – святая крещенская вода. Потом антидор. «Антидор» – означает «вместо Причастия». Все это близко ко Святому Причащению. Потому что раньше было так: те, кого отлучали по каким-то грехам от Святого Причастия, вкушали крещенскую воду и антидор (есть такое благословение). Они не могли быть достойны Святого Причастия, поэтому оно заменялось святым антидором. Те, кто не причащается, тоже вкушают святой антидор.

Просфора – святыня чуть меньшая, чем антидор, но все равно это не простая еда, а благодатная, освященная молитвой, освященная таинствами. Как она может быть во оставление грехов? Дело в том, что на ней присутствует благодать Божия, потому что над ней совершались молитвы. Просфора была на святом жертвеннике, в алтаре, над ней читались молитвы, из нее вынимались святые частички. Как раньше закалали овцу: из нее  брали почку и тук (то есть жир), сжигали во всесожжение, а саму овцу разделяли не просто как еду, а как жертвоприношение.

Наша просфора заменила кровавую жертву. Из маленькой просфоры символически вынимают маленькую частичку – так же, как в ветхозаветные времена бралась какая-то часть от жертвенного животного. Остальная просфора возвращается верным, и возвращается она не как простой хлеб, а как освященная, благословенная жертва Господу. Поэтому, естественно, все, что связано со святыней, мы не смешиваем с простой едой и вкушаем просфору утром прежде всякой еды.

– Вопрос: «С чем связана традиция ношения нагрудного креста мирянами? Почему это необходимо? Я понимаю, крестик – это символ, а символы важны для людей. Но как символ может выполнить свою функцию, если он скрыт под одеждой?»

– Дело в том, что внешнее выражение нашего христианства – это ношение нательного креста. Так же, как у иудеев обрезание – тоже внешний признак, он тоже скрыт под одеждой, никто это не выставляет напоказ как свою принадлежность народу Божьему. Поэтому одежда здесь вообще значения никакого не имеет. Мы, христиане, обязательно внешний признак должны иметь. Как имеют его мусульмане, иудеи – так же имеют и христиане.

Недавно знакомые люди были в Египте и рассказали, что копты настолько радикально идут в исповедании христианства, что на руке (не помню, правой или левой), на запястье, выкалывают татуировку креста. Снять этот символ ты уже не можешь, он всегда с тобой.

Прихожанка рассказала интересную историю: она вызвала такси и просит довезти ее до аэропорта. Спросила: «Сколько?» Таксист говорит: «Семь долларов». –  «Точно семь? Потому что когда меня везли из аэропорта, сначала сказали, что семь долларов, а потом оказалось пятнадцать!»  И вместо полемики таксист ей обнажил запястье и показал крест. То есть: «Я христианин! Раз сказал, что семь, значит – семь!» Я был потрясен! Вот тебе символ!Да, крестик сокрыт под одеждой, но это не значит, что его нет в душе.

Потому этот вопрос немножко от лукавого, в том смысле, что раз символ, то можно снять, можно надеть, а можно не надеть. Нет! От многих мучеников требовали только одного – снять крест. Подумаешь, какой-то символ: деревянный, пластмассовый или металлический... Но это есть исповедание нашей веры, это принадлежность к христианству. Поэтому, под одеждой или не под одеждой, мы должны носить его день и ночь. И снимать только в исключительных случаях – например, на рентгене, на МРТ, когда он мешает работе аппаратуры.

– То есть когда это медицинская необходимость.

– Да, тогда это не является отречением – просто не будет работать аппаратура. Но ни в каких других случаях мы этого не делаем.

– Тяжелый вопрос: «Если у больной отмирает мозг и она от этого бросила чтение молитв, в комнату с иконами не заходит, то можно оставить ее или иногда давать ей молитвослов? Она боится идти в церковь, молитву «Отче наш» забыла. После последнего Причастия сразу бросила молитвы вечерние, которые не пропускала ни один день...»

– Есть такие заболевания (например, болезнь Альцгеймера и еще ряд заболеваний), когда отмирают клетки головного мозга и заменяются соединительной тканью... Поэтому к таким людям надо относиться как к детям. Ребенку, когда он маленький, трудно что-то объяснить... Когда подрастет – уже другое дело.

Люди с такими болезнями – такие же дети, дети великовозрастные, и никуда от этого не денешься. Поэтому нужно проявить сочувствие, сострадание, чтобы облегчить несение болезни. Мне понравился замечательный баннер в Москве, на котором написано: «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь».  Поэтому мы всем должны помогать и создать максимальные условия, чтобы человек все-таки ушел в вечность в доброй совести и в чистой одежде; за этим мы должны следить. Дай Бог терпения тем людям, которые несут этот крест.

Кстати, однажды святые спорили, кто выше – схимник, молящийся день и ночь, или человек, который терпеливо, безропотно ухаживает за больным, или больной, который с терпением несет свой крест болезни? Одни превозносили одного, другие – другого, третьи – третьего. А преподобный Антоний Великий сказал: «У всех – и у схимника, и у добросовестно ухаживающего за больным, и у больного – одна награда!» Поэтому дай Бог всем не просто терпения, а долготерпения. И пусть побольше будет схимников, которые молятся о нас, чтобы у нас были силы исполнять свой христианский долг любви.

– Следующий вопрос – просто крик души. Женщина пишет, что ее сын устроился на работу в крупную международную компанию. Мама сначала радовалась, а потом столкнулась с тем, что сыну приходится работать по 14 часов, задерживаться до двенадцати ночи. В субботу и воскресенье оказались рабочие дни, нет возможности причащаться. Сын хотел пойти на всенощную – на работе задержали. Правило, естественно, не успел вычитать (это понятно – пришел усталый, наверное). Мама переживает: «Как быть, если такой режим работы будет нормой?»

Я так поняла, сын православный, причащается, ходит в храм...

– Любовь Сергеевна, в наши времена, когда мы с Вами учились в школе, был такой лозунг: «Мы – не рабы, рабы – не мы». Помните?

– Помню, конечно.

– Еще Генри Форд говорил: «С помощью скорости конвейера мы выжмем из них все соки». Юноша поступил, когда скорость конвейера была 1 км в час, потом стала полтора, потом два. То есть ускорение, ускорение, ускорение при одной и той же зарплате. Дело в том, что если так будет дальше продолжаться...

– …то без здоровья останешься!

– Мы прекрасно понимаем, что всех денег не заработаешь. Кто-то из мудрых людей сказал: «Первую половину жизни, теряя здоровье, люди тратят на то, чтобы заработать деньги. Вторую половину жизни люди тратят деньги, чтобы восстановить здоровье, которое они потеряли ради того, чтобы заработать деньги».

Всех денег не заработаешь. Поэтому это только иллюзия, что деньги большие. Он эти деньги потратит на врачей и на лекарства. Я недавно сдавал анализы крови – пять тысяч рублей! Сейчас медицина дорогая! Поэтому здоровьем надо дорожить и не на всякую работу соглашаться. В том смысле, что в наше время любая работа хороша, но если за нее расплачиваться здоровьем, то, думаю, это безумно.

– Удивительно для международной компании. На Западе они себе такого не позволят.

– Я был потрясен – на Западе в субботу и воскресенье магазины не работают. Мы пришли в букинистический магазин в Греции, когда собирали буклеты и альбомы по мозаике. Была суббота, два часа дня – они проработали до двух часов дня и закрылись. Мы стояли, размышляли: купим альбом или не купим. А они закрылись, и все; им даже деньги не нужны. Почему? Здоровье важнее.

Поэтому надо молиться о том, чтобы сын все-таки нашел другую работу. Если он смог устроиться в иностранную фирму, значит, образование есть, знание языка есть.

– Вопрос: «Подскажите, можно ли православному человеку заниматься йогой? Пойти на йогу рекомендует врач в связи с болями в спине».

– Это просто чушь какая-то. Это очередное «разводилово». С болями в спине пусть идут к хирургу, к терапевту. А вообще рекомендую занятия кинезотерапией  («кинезо» – «движение») по методу Бубновского, почитать книги, может быть, несколько раз приехать на конкретные занятия. Вот у меня, например, три шейных грыжи. Несколько лет назад было такое обострение, что отнималась левая рука. В Москве был последователь Бубновского. Смысл такой: нужно застойным мышцам дать движение, чтобы произошло снижение спазма; движение (работа мышцы, которая спазмирована) дает лечение. Это все очень правдоподобно и, самое главное, физиологически выверено.

У нас раньше на Руси вместо гимнастики, вместо йоги, вместо физических упражнений был агрофитнес: огород, скотина, принеси, унеси, приготовь, подои... И так круглые сутки. Причем это все незаметно было. То есть человек не штангу поднимал в течение часа, а потом несколько часов отходил от этого в сауне, парился, чтобы мышцы в порядок привести. Нет, это было постепенно.

– Но в баньку-то ходили!

– Ходили. Я имею в виду, что работали с утра до ночи, и работа была вроде незаметной, но это была реальная ежедневная работа; не сидячая, как у нас большей частью. Поэтому никакой йоги!

– И есть плавание. Плавание очень хорошо лечит боли в спине. Все врачи рекомендуют.

– Самое интересное, что сейчас более-менее появилась такая возможность. Ведь раньше были только бассейны «Москва» и «Буревестник».

– Ну а агрофитнес всегда с нами.

– Да. А скоро появится снег – можно снег кидать.

– Да, прийти в храм Покрова Пресвятой Богородицы, взять лопату и помочь раскидать снег.

– Любовь Сергеевна, я Вам очень благодарен за эту идею.

– Полчаса – и никаких болей в спине. И храму хорошо.

– Но постепенно все надо делать... Сначала купируем боль, а потом занимаемся умеренной физической нагрузкой.

– Вопрос: «Я хозяйка детского центра иностранных языков. Работаем второй год. Я старалась, чтобы не было занятий во время субботней всенощной и воскресной литургии, поэтому в субботу мы работали до 17:00, в воскресенье с 13 часов, но в этом году стало много желающих». И вот православный предприниматель думает, что, возможно, будут финансовые потери и какой-то ребенок не сможет учиться. Что ей делать?

– Везение – от Бога. Всех денег не заработаешь. Знаете, был такой закон: на седьмой год не сеяли и не жали. В шестой год Господь давал в два раза больше. То есть это была суббота для земли. Поэтому если человек живет в законе Господнем, то Господь все покроет.

Ты зарабатываешь большие деньги – молодец! Ты радуешься? Да. Законом Божиим пренебрегаешь? Да. По воскресеньям работаешь? Да. Переступая закон Божий, вы накличете налоговую, которая все ваши доходы обнулит, и вы останетесь ни с чем. А что надо, чтобы Господь защищал? «Господь благословит люди Своя миром». Поэтому надо быть своим для Бога.

Не надо воскресенье делать рабочим днем. Какие-то исключительные моменты могут быть, но чтобы так было постоянно – это неправильно. Пусть будет загружена пятница, в субботу по полной программе нагрузка, но воскресенье – день Господень, как суббота для иудеев. Понятно, что не человек для субботы, а суббота для человека, но чти день субботний (то есть день воскресный). Эта заповедь для нас осталась. За соблюдение заповеди Господь благословит, сохранит от врагов, сохранит от налоговой, сохранит от финансовых потерь.

– Тем более что она сама себе хозяйка.

– Вот именно. То есть она находится не в той ситуации, как этот юноша, который вынужден «пахать» на иностранную контору. Она сама себе хозяйка!

– И врачи, бывает, дежурят по воскресеньям...

– Даже физиологически в воскресенье родители и дети должны отдохнуть. Должен быть выходной день, в конце концов.

– Согласна.

Батюшка, на похожие вопросы Вы, конечно, уже отвечали, но тем не менее…Речь идет о том, что четвертый год женщина живет в гражданском браке. Она пишет: «Мужчина любит, но зарегистрировать брак почему-то не хочет. Я вроде бы должна уйти, но он мне поддержка и опора. С родными отношения плохие, а у меня со здоровьем неважно, он меня поддерживает. Не знаю, как быть. Мне очень не хочется и дальше жить на птичьих правах. Извините, если как-то неправильно сформулировала вопрос».

– Если за четыре года он не смог разобраться, кто она для него... Это все-таки огромный срок, чтобы подумать. А если для женщины важнее жизнь с Богом... она же пишет, значит, наверное, имеет отношение к христианству. У нас впереди вечность, не только тут все должно быть обустроено. У греков есть очень мудрое выражение: «Не всё только здесь».

Поэтому человек думает, что он каким-то образом здесь обустроился: вроде есть кто-то под боком, есть кому накормить, кому стакан воды подать, а во что это дальше выльется, человек даже не задумывается.  Прошло четыре года. Кто ты для него? Только средство для проживания, для сожительства – и не больше! Человек этими отношениями не дорожит. Поэтому надо останавливаться во грехе. А что будет дальше – Господь даст.

Заповеди Божии мы должны всеми силами соблюдать. Поэтому счастья в такой ситуации не получится. Кто живет без закона Божия, кто против закона Божия живет, ничего доброго и путного из этого не будет.

– Конечно. Надо принимать решение, безусловно.

– И никакой это не гражданский брак, а просто сожительство.

– Да, так всегда это, кстати, и называлось – сожительство.

Следующий вопрос пространный. Мы его друг другу задаем, да и сами себе задаем.«Почему нас, православных, так мало? Вроде бы и войны нет, и все грамотные, и богоборчества нет, и храмы открыты, а мы безответны перед Богом. В такое благоприятное время не стремимся, не идем к Нему. Почему? Почему нас три-пять процентов?»

– Радуемся и этому. Например, я служу в конкретном месте – в микрорайоне Ясенево. Когда двадцать лет назад я начал здесь служить, в Ясеневе было два храма – храм во имя апостолов Петра и Павла и храм в честь Казанской иконы Божией Матери, что в Узком. Сейчас есть еще Покровский храм, храм в честь Святых Страстотерпцев. То есть уже четыре храма и еще два приписных, и все эти храмы полные.

Так вот, не могу сказать, что за двадцать лет количество людей уменьшилось. В районе людей не прибавилось, а в храмах людей прибавилось в два раза (потому что было два храма, а стало четыре – и все они полные). Если бы в районе было десять храмов, то и эти десять храмов были бы полными.

– Да, я уверена в этом.

– Поэтому сложно сказать, много нас или мало, увеличивается количество православных или уменьшается. Я считаю, что количество увеличивается.

– «Не бойся, малое стадо» – так хочется ответить.

– И величина не должна нас пугать. Вы вспомнили хороший принцип духовной жизни: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало кто идет этим путем.

Поэтому мы, конечно, переживаем, что не все знают об этом, не все живут духом, а большая часть живет брюхом. Нам это обидно, жалко, мы за это переживаем. Но, с другой стороны, радуемся, что Господь призывает, что колос растет, колос наполняется, и мы не видим того, чтобы колос падал на землю и зерна высыпались из колоса; созревание еще реально идет.

Мы слышим, что на Западе храмы закрываются, продаются, переформатируются. Но в России этого пока, слава Богу,нет.

– Наоборот, строятся храмы.

– Кстати, есть статистика, что в России в среднем в день открывается один храм. А если взять величину за год! Это милость Божия. И Бога будем благодарить, радоваться, что мы имеем счастье принадлежать этому стаду. Мы имеем счастье быть призванными, имеем счастье радоваться духовной жизни, имеем счастье быть христианами, нося на себе крест (нательный или монашеский), крест пожизненный, зная о том, что крест – это ключ, которым мы откроем (если пронесем его до конца) двери рая. Кто-то из святых об этом сказал. Дай Бог, чтобы наш с вами крест был нам всем во спасение.

– Спасибо, батюшка. Добавлю только, что революция произошла в России православной, где почти сто процентов были православными. То есть не в количестве дело, а в качестве.

Отец Мелхиседек, огромное спасибо! Мы с Вами сумели ответить на большую часть вопросов. Но вопросы еще есть, и очень хорошие, жизненные. Так что в следующей программе будем отвечать на вопросы телезрителей.

– Бог всем в помощь, дорогие братья и сестры!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 марта: 03:00
  • Суббота, 30 марта: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы