Таинства Церкви. Покров Пресвятой Богородицы

6 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Сегодня с иеромонахом Клавдианом (Сафоновым), настоятелем храма в честь преподобной Евфросинии Великой, княгини Московской, в Котловке города Москвы мы продолжаем говорить о таинствах церковных праздников. Октябрь у нас знаменит тем, что это месяц такого замечательного праздника, как Покров. У Вас на столике я вижу иконочку Покрова Пресвятой Богородицы. Батюшка, Покров – удивительный праздник! Он же не относится к двунадесятым праздникам, но как его любят на Руси! Почему?

– Любят его потому, что любят на Руси Божию Матерь – Пресвятую Богородицу. На Руси вообще особо чтут Пресвятую Деву. Наверное, ни в какой другой стране, кроме России, нет такого большого количества храмов, посвященных Божией Матери. Действительно, Покров – особый праздник, один из древних праздников. Воспоминание об этом событии приводит нас в Константинополь – древний город, в один из старейших храмов Влахернской иконы Божией Матери, когда в X веке греки испытывали особые страдания от набегов, нашествия врагов. Некоторые историки даже предполагают, что это были русы.

Тогда верующие люди собрались в храме и всю ночь на всенощном бдении молились Божией Матери о заступлении города, потому что они были в страхе, в ужасе от предполагаемого разорения святого города Константинополя. И во время всенощного бдения, по одним версиям, весь народ, по другим историческим версиям – Христа ради юродивый Андрей со своим учеником Епифанием, видели чудесное видение. Причем надо отметить, что именно в то время в храме хранились величайшие святыни – это пояс Божией Матери и риза Божией Матери.

И вот верующие увидели Божию Матерь, коленопреклоненно молящуюся о людях. А после молитвы Божия Матерь распростерла Свои руки, держа Свой омофор – покрывало. И все были поражены этим чудным видением и убеждены своим сердцем в том, что Божия Матерь защитит их. Это событие вошло в историческую память Церкви. Причем на Руси особенно этот праздник почитается – греки его не так почитают, как мы. И уже с XII века князь Андрей Боголюбский построил первый храм, посвященный Покрову Божией Матери, – это знаменитый Покров на Нерли. И с того времени Русская Церковь празднует память этого события.

Оно, конечно, особо дорого нам, потому что напоминает о том покрове, о той заботе Божией Матери, которая проявляется в нашей жизни. Матерь Божия – Она Ходатаица перед Своим Сыном за нас с вами, и для каждого, кто Ей молится, Она покровительница от всех бед и от напастей заступление. Поэтому русские люди, особо почитая Богородицу, строят храмы, посвященные Покрову Божией Матери.

– Батюшка, мы уже стали говорить о том, что само это чудесное событие, явление произошло во Влахернах – там, где стоял Влахернский храм, а в храме хранилась чудотворная Влахернская икона Пресвятой Богородицы. И я, пользуясь случаем, хочу сказать, что в Москве и окрестностях особо известны монастырь и храм в честь Влахернской иконы Божией Матери – это Свято-Влахернский женский монастырь в селе Деденево (под Дмитровом) и Влахернский храм в Кузьминках – тоже есть такое замечательное место.

И в Свято-Влахернском монастыре находится подлинная копия с этой иконы, которую сделали при царе Алексее Михайловиче. Она хранилась в свое время в Музее имени Рублева, и два года назад чудесным образом и стараниями людей, неравнодушных к Церкви, была возвращена в этот монастырь. Так что, если есть желание, туда можно приехать, приложиться к этому древнему списку.

Она, конечно, хранится в особом ковчежце и под особой охраной, это все понятно. Но тем не менее икона вернулась на родное место. В Кузьминках пока не вернули точную копию тоже времен Алексея Михайловича. Во всяком случае, это тоже старинный список с той иконы, она тоже почитается, и много известных чудотворений от этой иконы было. Так что можно поехать и в монастырь, и в храм в Кузьминках и приложиться к таким нашим достояниям.

Отец Клавдиан, если я не ошибаюсь, известно около двухсот образов Пресвятой Богородицы, которые почитаются в Церкви, – около двухсот! Представляете? Почему такое количество? Иногда говорят: «Вот, Божия Матерь такая или Божия Матерь вот такая». У меня был один случай в храме, когда я сказала: «Простите, сестра, но Божия Матерь-то одна!» И услышала в ответ: «Да что Вы такое говорите! Вы такая необразованная женщина – ничего не понимаете! У нас столько Божиих Матерей!» И эта женщина с пылом мне доказывала, что, сколько у нас икон, столько же и Пресвятых Богородиц.

– Я думаю, что люди, которые уже участвуют в богослужениях, конечно, не ошибаются и не думают о том, что много ликов Пресвятой Богородицы. У нас много изображений – икон Божией Матери. Да, это действительно так! И все иконографические изображения Богородицы, конечно, имеют связь с определенными историческими событиями. Традиционно у нас в Церкви иконография запечатлела три образа Божией Матери – это «Умиление», «Одигитрия» и «Молящаяся» («Оранта»). И с древних времен именно так изображали Божию Матерь. Сохранились древнейшие иконы, написанные апостолами, изображающие Пресвятую Богородицу.

А потом уже на протяжении истории Церкви Божия Матерь проявляла особую заботу о каком-то месте, о каком-то человеке. И Церковь запоминала эти события и отражала их в иконографии Божией Матери. Поэтому сейчас действительно существует очень много изображений. Есть и современные иконы Богородицы, которые иконописцы изображают, потому что события, связанные с Ее явлением или заступлением, совершаются и в наши дни.

С чем это можно сравнить? Ну, например, с фотографиями одной мамы, которая в разное время жизни фотографировалась, так или иначе, в каких-то определенных местах. Иконография имеет определенные законы, правила изображения, поэтому мы не можем вольно Божию Матерь изображать. Существуют некие описания Ее одежд и лика, известно, как изображали Ее апостолы – как они Ее видели. Поэтому иконописцы стараются, конечно, сохранять традиции.

Но если вернуться к сегодняшнему празднику, о котором мы с Вами говорим, то на иконе Покрова, кроме Божией Матери, изображено еще и само событие – изображены и духовенство, и верующие люди, и сам Влахернский храм, и апостол Иоанн Богослов с Предтечей Господним Иоанном. Также на ней изображены лица, участвующие в этом событии, – там Христа ради юродивый Андрей показывает рукой на явление Богородицы Епифанию. И, глядя на этот образ, мы детально вспоминаем событие, которое было связано с жизнью греков того времени в Константинополе.

Конечно, в наши дни мы иногда видим изображение Покрова Божией Матери без действующих персонажей этого события –Пресвятая Богородица бывает изображена (в мозаике или красками – в темпере) просто в полный рост, где Она простирает Свои руки и Своим Покровом защищает молящихся. Эта иконография в какой-то мере имеет разные варианты, но мы, прежде всего, вспоминаем это историческое событие, связанное с Покровом Божией Матери и избавлением Константинополя от нашествия врагов.

– Но враги-то все-таки русины были, батюшка…

– Было такое.

– И кстати, часто в проповедях нам напоминают, что враги-то вроде бы русины, то есть «наши» – русские! Получается, что русских побили, а мы радуемся! Это во-первых. А во-вторых, сами греки так торжественно этот праздник не отмечают. Вроде бы, раз они победили, то им бы и отмечать победу! А русские – странный народ: их победили, а они радуются этому и так широко отмечают этот праздник!

– Видимо, это событие произвело определенное впечатление на самих его участников, в том числе и на русинов. Они устрашились видения Божией Матери и запомнили это событие. И когда уже русский народ принял Крещение, вошел в лоно Церкви Христовой, то это событие особо вспомнилось. И Андрей Боголюбский уже обозначил его церковным праздником.

Греки, может быть, придерживаются других исторических событий, также связанных с избавлением Константинополя. Просто по какой-то причине – так сложилось традиционно, что Покров по большей мере русский праздник. Хотя сейчас паломников много в Грецию приезжает, и греки тоже вполне уважительно относятся к этой русской традиции, потому что Божия Матерь одна и Ее почитают все народы.

Ну а история Церкви связана с почитанием тех или иных праздников уже с учетом особенностей национальных Церквей – своих традиций народного почитания разных святых. В месяцеслове есть разные святые – и византийской эпохи, и современные святые, и новомученики. И у каждой Церкви есть свои приоритеты, основанные на почитании тех или иных событий или святых. Ну так вот сложилось.

– Отец Клавдиан, а можно ли как-то определить то время, когда на Руси началось особое почитание Пресвятой Богородицы? И с чем это связано?

– Я думаю, что на Руси не было времени после Крещения, когда бы у нас не почитали Богородицу. Мы все-таки восприняли веру от греков, соответственно, к нам были направлены епископы, поэтому никаких пробелов в вероучении никогда не было. Русские всегда почитали Матерь Божию.

– Просто в церковной среде очень часто говорят о том, что после революции семнадцатого года, когда была явлена икона Пресвятой Богородицы «Державная», среди верующего народа началось особое почитание Божией Матери, поскольку после отречения Государя Она Сама, явившись на Престоле со скипетром и державой, берет в Свои руки управление Россией. Или это уже какие-то наши народно-церковные фантазии?

– Да, я думаю это так. Потому что есть традиция изображения Пресвятой Богородицы как Игумении, например на Святой Горе Афон. Это такая давняя традиция почитания Божией Материи как Игумении, как покровительницы именно Святой Горы. И у нас на Руси свои традиции есть… Понимаете, ведь не случайно же во всех значимых городах России строились храмы, посвященные Успению Божией Матери. По какой причине? Успение, смерть, сон, но Божия Матерь и после успения нас не оставляет! И мы почитаем Ее, молимся Ей в Акафисте Успения Божией Матери.

Русские люди особенно почитают Богородицу именно как участницу, заступницу, покровительницу всей нашей жизни. Поэтому мы и закладываем храмы в честь Успения Божией Матери в ознаменование надежды, что Она и в успении нас не оставляет. Поэтому как покровительница Она была всегда.

– Да! «Во успении мира не оставила еси…»

– И уже после революции, после трагических событий, связанных с тем, что строй нашего государства поменялся, действительно нужно было зацепиться хотя бы за какую-то надежду на то, что враги христианства или люди, которые управляют страной, все равно водимы силой Божией, все равно Господь не оставит нашу страну, и Матерь Божия, несмотря ни на что, не отвернется от нас.

Поэтому явление «Державной» иконы Божией Матери было укреплением верующим людям в их надежде на то, что Божия Матерь незримо присутствует в жизни и Она управляет Российским государством вместо Царя-мученика, что Она взяла скипетр для управления. Мне кажется, что явление этой иконы было необходимо для верующих людей, чтобы они не унывали и не отчаивались, а верили в заступление и участие Божией Матери даже в такие трагические времена, как семнадцатый год.

– Отец Клавдиан, еще один «народный» вопрос – об этом часто сегодня говорят. Действительно, мы имеем около двухсот икон Пресвятой Богородицы. И часто в молитвословах встречаются указания, что такой-то иконе надо молиться от того-то, а этой иконе надо молиться от того-то… То есть нам предлагаются четкие такие правила: молиться «Спорительнице хлебов» для урожая, «Неупиваемой Чаше» от пьянства, «Семистрельной» от врагов. Но означает ли это в действительности, что только к определенному образу мы можем прибегать? Нам у «Троеручицы» следует молиться только при болезнях рук? Есть некая опасность в том, что иконы Богородицы станут иметь для нас такое утилитарное значение… Или все же у любой иконы Пресвятой Богородицы мы можем просить о наболевшем?

– Да, Вы верно подметили! У нас среди людей существуют такие традиции толкования помощи в тех или иных нуждах разных икон, и святых в том числе. Действительно, в жизни этих святых или в истории той или иной иконы, видимо, были события, связанные с различными исцелениями тех или иных болезней. Нет дыма без огня, и с потолка это никто не взял! Другое дело, что мы не должны относиться к этому, как Вы говорите, утилитарно, узко и примитивно. Потому что по большей мере любовь распространяется на все живое. И человек, который достиг такой Божественной любви, а тем более Божия Матерь, не может быть равнодушным и участвовать в одном, но не участвовать в другом, – это невозможно! Если человек обладает любовью, то он распространяет ее на все!

Поэтому и святые угодники Божии, безусловно, совершают какие-то особые действия. Так, Николай Чудотворец почитается как покровитель путешествующих, а Георгий Победоносец является покровителем военнослужащих. И такое наше особое почитание этих святых есть свидетельство того, что мы им особо молимся! Мы особо молимся тому или иному святому, чтобы он нам помог – помог в путешествии, в военных действиях, в укреплении нашего воинства или в учебе. С прошением об учебе особенно часто прибегают в молитвах к преподобному Сергию Радонежскому, зная, что он сам это пережил. Церковь зафиксировала, что в детстве ему не давалось учение, соответственно, он знает нашу боль, знает наши страдания, знает, как нам тяжело, и, несомненно, поможет.

Но к преподобному Сергию стекаются тысячи людей в святую лавру и обращаются к нему с абсолютно разными просьбами. Тем более Божия Матерь! Поэтому Вы правы: мы должны подмечать события, связанные с той или иной иконой, подмечать особые действия икон. Вот, например, «Всецарица» – икона, которая особо сейчас помогает страждущим от онкологии. Вот так вот получается! И мы с Вами не можем этого объяснить.

Иной раз люди, находящиеся в отчаянии, в маловерии, нуждаются, может быть, в таких подсказках, в некоей подобной мотивации – все это подталкивает человека к тому, чтобы он обратился к Божией Матери. И человек прилагает особые усилия к тому, чтобы открыть молитвослов, найти молитву, посвященную этому образу, или, может быть, даже приехать к нему, поклониться. А может, даже отправиться за границу, чтобы там поклониться этому чудотворному образу или мощам святых угодников Божиих.

Все это подвигает людей к благочестию, к изменению своей жизни, к покаянию, к усердной молитве – это выражение их веры, надежды, упования на этих святых. И конечно же, когда люди открывают свое сердце образу по своим каким-то земным и даже телесным, а не только духовным нуждам, то и Божия Матерь, и святые угодники Божии отзываются. Они подают поддержку, силы и чудеса, и люди обретают чудесную помощь.

– Например, икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Действительно, к ней чаще всего прибегают для исцеления от страшного недуга пьянства, а сейчас уже и от наркомании, и табакокурения, и даже (матушка мне рассказывала) от игровой зависимости. Такие люди приезжают в Серпухов. И от этой страшной напасти при искренней молитве с верой действительно подаются исцеления.

Батюшка, может быть, надо постоять у этой иконы, внимательно посмотреть на нее и задуматься о том, что изображено-то на ней? Там же изображена чаша со Спасителем! То есть Пресвятая Богородица нам протягивает другую чашу! Извините, но вместо стакана, грубо говоря, с водкой вы приходите в Церковь и принимайте чашу спасения! То есть надо, как Вы говорите, стоя перед этим образом, подумать о событии, на ней изображенном, надо прочитать, как была явлена эта святая икона «Неупиваемая Чаша», как она помогла отставному солдату. Наверное, так, батюшка?

– Безусловно, каждая икона имеет глубокий символизм – то, чем может Матерь Божия проявить какое-то Свое особое внимание или действие в тех или иных проблемах, в тех или иных страстях. Поэтому образ «Неупиваемой Чаши» высвечивает особое значение Чаши Христовой как подлинной Неупиваемой Чаши – той Чаши жизни, которая преподается Божией Матерью взамен наших исканий, суррогатов и той отравы, которую люди принимают.

– Батюшка, спасибо огромное! Увы, я не ожидала, что так быстро закончится наша беседа. Ваше традиционное обращение к нашим телезрителям, пожалуйста!

– Мне хотелось бы поздравить всех вас с замечательным праздником Покрова Пресвятой Богородицы и пожелать, чтобы наши сердца были действительно открыты перед Божией Матерью, чтобы мы чаще к Ней обращались за помощью. И безусловно, тогда мы обретем Ее покров, защиту и заступление. И конечно, символом этого заступления является икона Покрова Пресвятой Богородицы, о которой мы сегодня говорили. Я желаю, чтобы Божия Матерь всегда была с вами и с нами, чтобы мы не теряли с Ней связь и старались быть верными чадами Ее Сына и служителями Господа и друг друга.

– Спасибо, отец Клавдиан! Я, Любовь Акелина, сердечно благодарю всех, кто был сегодня с нами, кто смотрел программу «Таинства Церкви». И жду вас, как всегда, каждую субботу в тринадцать часов по московскому времени. Всего вам самого доброго!

Записала Ольга Баталова  

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать