Таинства Церкви. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

29 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). 

– Сегодня в нашей программе «Таинства Церкви» появляется новая рубрика, новая страница – «Праздники Русской Православной Церкви». И говорить об этих праздниках мы будем с иеромонахом Клавдианом, настоятелем храма в Котловке в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.

Отец Клавдиан, церковные праздники – это же тоже некое таинство. Праздники малые, большие, великие, так или иначе, связаны с каким-либо событием в Церкви, и во многом это событие требует не только наших размышлений, какой-то внутренней работы, сосредоточенности, но и объяснений. К числу таких праздников, очень серьезных, с моей точки зрения, для осмысления, относится праздник Воздвижения Креста Господня, который мы отмечаем 27 сентября. Мы уже прошли его. Но, знаете, иногда так бывает: праздник пройдет – и только после него, когда уже был на литургии, пропел знаменитые тропари, величания, как-то по-особому начинаешь понимать его.

Батюшка, давайте поговорим об этом празднике более подробно, и наши зрители еще раз переживут его в своих воспоминаниях, в своей собственной душе.

– Действительно, если говорить о праздниках, то каждый день Церковь вспоминает какого-то святого или какое-то событие. Но Святая Церковь делает некоторые акценты на особо важных событиях и называет их праздниками великими или двунадесятыми. И вот в ряду двунадесятых праздников в начале церковного года мы уже пережили два праздника: Рождество Пресвятой Богородицы и Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня связан с историей Церкви, с историей распространения христианства. Потому что событие, которое мы вспоминаем, связано с жизнью императора Константина Великого и его матери благочестивой царицы Елены. Они, стремясь увековечить память о событиях евангельской истории, связанных с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, подвиглись к тому, чтобы посетить Иерусалим в начале IV века и обозначить эти святые места, найти те святыни, которые были утеряны, утрачены (или спрятаны, сокрыты).

Благочестивая царица Елена вместе со своим сыном нашли пещеру Гроба Господня, то самое лобное место, на котором был распят Христос, Господь наш, и где был погребен. Предприняв большие усилия к тому, чтобы разузнать, где мог бы находиться Животворящий Крест Господень, они нашли это место, раскопали, и чудесным образом сам Животворящий Крест явил свою силу. Потому что вместе с Животворящим Крестом Господним были найдены два других креста, видимо принадлежавшие разбойникам. По традиции, по церковному Преданию, прикоснувшись к Животворящему Кресту Господню, женщина получила исцеление и умерший человек, которого проносили рядом с Крестом Господним, воскрес.

Со стечением огромного количества народа, в присутствии патриарха Макария, этот Крест был показан людям. Воздвижение как раз имеет прямое объяснение этого праздника – Крест воздвизался, поднимался, причем по всем четырем сторонам (и Святая Церковь в богослужении сохранила этот чин воздвижения), чтобы люди, взирая на Животворящий Крест Господень, радовались его обретению.

С этого времени почитание Креста Господня распространилось по всему миру. Именно с этого события началось восстановление святынь, и император Константин Великий заложил храм Воскресения Господня, который до сих пор существует. Он был освящен уже после кончины святой царицы Елены; спустя десять лет (его строили десять лет), в 335 году, совершилось его великое освящение. Интересно, что сам праздник Воздвижения Креста Господня раньше праздновался именно в связке с Пасхой, в последующие пасхальные дни после Пасхи этот праздник совершался в церкви. Но после освящения храма, которое как раз и совершилось 27 сентября (по новому стилю) 335 года, решили праздновать именно в это время, в воспоминание об этом событии.

Еще существует историческое событие, связанное с пленом Животворящего Креста Господня, когда персы разорили Иерусалим, украли, можно сказать, эту святыню и увезли к себе; четырнадцать лет святыня находилась в Персии. Но при императоре Ираклии этот Крест был возвращен на Святую Землю (в VII веке) и снова водружен на месте страданий Господа на Голгофе. Дальнейшая судьба Креста Господня неизвестна. Сохранились большие части Креста Господня, они находятся в разных уголках всего мира. Одна из самых больших частиц Креста Господня находится в Иерусалиме, в приделе Воскресения Христова. Есть большие части Креста Господня даже с отверстием от гвоздей, которыми было прибито пречистое тело Господа, на Горе Афон. Праздник вошел в литургический цикл и утвердился окончательно. Спустя столетие уже повсеместно Церковь праздновала этот праздник.

– Вы говорили о том, что праздник светлый, праздник торжества, что некоторое время он праздновался вместе с Пасхой. Почему он тогда строгий? Почему строгий пост? Если такая радость, для чего же нам, собственно говоря, тогда грустить?

– Конечно, в этот день радость от того, что мы с вами обрели силу в Животворящем Кресте Господнем, который действительно является символом глубочайшей любви Господа к людям, тем орудием, которым был побежден дьявол и побеждена смерть. Но в то же время этот день пронизан печалью – воспоминанием о страданиях Спасителя. Христиане, взирая на Крест Христов, конечно, вспоминают те страдания, которые были связаны с распятием и кончиной Господа. Поэтому пост как бы подчеркивает, с одной стороны, сопереживание христиан этому событию; с другой стороны, готовит к более тонкому, глубокому восприятию этого величайшего дара, который Господь нам дал именно в этой жертвенной смерти и в глубочайшей любви. Потому что Господь страдал за нас, вместо нас на кресте. Бог не мог умереть, но Он стал Человеком для того, чтобы умереть за нас. Поэтому пост здесь вполне уместен, и Святая Церковь это сохраняет и будет сохранять.

– С Вашей точки зрения, для современного человека, по большей части прагматичного, что значит этот праздник? Мы стали очень прагматичными, XXI век – вообще очень прагматический век. Распятие Иисуса Христа произошло два тысячелетия назад. У нас 80 лет атеизма, когда мы вообще просто всё забыли: и предков своих забыли, и веру забыли. Сейчас как-то понемножку, маленькими шажочками, но мы приближаемся к вере и осмеливаемся иногда называть себя верующими людьми.

Если иметь в виду все эти обстоятельства, с Вашей точки зрения, что значит этот праздник для современного человека? Какие чувства, с Вашей точки зрения, должны преобладать в этот день? О чем должен думать современный человек в этот праздник?

– Господь на кресте, страдая, обнимает весь мир, Он как бы призывает к Себе. И, взирая на крест, мы должны вдохновляться и быть уверенными в любви Бога к нам. Бог Отец не пожалел Своего Сына ради того, чтобы даровать нам Царство, чтобы даровать нам спасение. Крест Христов именно в восточном православии всегда воспринимался как символ всеобъемлющей любви Бога к людям. Это уже в западном исполнении распятие бывает такое натуралистическое, вызывающее какие-то эмоции невозвратной потери жизни человека, страданий, смерти. Восточное православие даже распятие изображает в иконографической традиции несколько по-другому: не чувственно, а именно символично, образно, что Бог, страдая, выразил Свою величайшую любовь к нам. И даже эти язвы и раны, которые Господь получил, – это образ Его глубочайшего смирения и свидетельство любви к нам.

Поэтому для нас, христиан, в современном мире, когда мы окружены различными искушениями, различного рода переживаниями, страданиями, крест прежде всего является укреплением веры в Бога, в то, что Господь нас никогда не оставит. Из-за этого уже с самого-самого раннего времени в истории христианства утвердилась традиция ношения нательного креста, потому что мы, христиане, называя себя именем Христа, в подражание Ему так же должны служить людям, быть жертвенными и нести свой крест. И крест, который мы постоянно носим, напоминая себе о величайшей любви Господа, должен нас вдохновлять к этому жертвенному служению людям в ту меру, к какой каждый человек призван.

Поэтому этот праздник является очень ответственным для нас. Мы иной раз в повседневности, даже в нашей приходской, храмовой, монастырской жизни, бывает, как-то проскальзываем перед лицом этих воспоминаний, событий. И, целуя крест, мы должны напоминать себе о том, что мы целуем, какой символ мы целуем, о чем мы вообще должны думать, когда лобызаем его, когда поклоняемся Господу. Если мы это делаем, мы свидетельствуем о том, что принимаем эту жертву. Соответственно – мы должны выстраивать свою жизнь сообразно тому, что мы исповедуем и почитаем.

Поэтому этот праздник, с одной стороны, радостный: Господь победил смерть, Он освободил нас от смерти. С другой стороны, мы должны ответственно отнестись к своей христианской жизни и понять, насколько мы соответствуем этой жертве. Вот такой широкий праздник для нас.

– Волей-неволей возникает вопрос вообще о страдании в таком случае. Не секрет, что люди, которые находятся за оградой Церкви, упрекают нас: «Вы, православные христиане, какие-то странные люди – вы все время страдаете. Ваши святые говорят: “Слава Богу, что Господь посетил меня немощью или какой-то неприятностью!” Вы просто не от мира сего! Разве так можно? У вас вокруг страдания, а вы говорите: “Ой, как хорошо”. То есть страдание понимаете как радость, а радость воспринимаете как страдание. У вас все наоборот, все не по-человечески».

Воспитание-то у всех нас по большинству телевизионное, мы все художественными фильмами воспитаны (кстати, иногда очень хорошим, высокохудожественным кино). Но там часто говорят: «Я не принимаю Бога, потому что вокруг страдают невинные люди: страдают дети, старики. А вы говорите:”Слава Тебе, Господи!” Как же так можно?»

Батюшка, давайте попробуем порассуждать в связи с этим праздником еще и о страданиях: как относятся к ним христиане и почему так относятся.

– Прежде всего, здесь не должно быть путаницы. Потому что весь мир страдает от того, что человечество отпало от Бога; и мы за собой весь мир привели в такое трагическое состояние. Мы все, верующие люди или неверующие, рождаясь в этой жизни, обязательно соприкасаемся с определенной долей страданий. Поэтому важно понять, что оно всегда рядом. Путь человечества к Богу всегда связан со многими испытаниями. С другой стороны, христиане понимают смысл страдания. Они не радуются, не злорадствуют из-за чужой боли. Ни в коей мере. Мы понимаем, что поскольку призваны жить вечно, то страдания не вечны, и нашу земную жизнь мы воспринимаем как некий экзамен. Более того, мы понимаем смысл и пользу страданий, если они попущены Богом.

Конечно, христиане, по слову апостола Павла, хотят быть детьми Божьими, а апостол говорит: «Кого любит Господь, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Поэтому в древности, и даже в русском народе, были такие представления, что если люди по каким-то причинам живут благополучно, без всяких испытаний и бед, то Бог их забыл. Потому что именно испытания, какие-то вещи, которые мы вынуждены терпеть и переживать, приводят нас к очищению, приводят нас к определенным духовным подъемам. Мы начинаем более тонко понимать страдания других людей, если сами страдаем; начинаем усердно молиться и расставлять правильно смысловые акценты в жизни; начинаем понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что путем ошибок и даже греховной жизни люди постепенно начинают понимать все-таки, в чем смысл жизни, что есть грех как таковой, как он разрушителен, как он опасен. Потому что страдания могут иметь разную причину. Если попущено человеку болеть, то апостол Павел и эти вещи тоже упоминал в своих посланиях, говоря о том, что и болезни тоже помогают человеку, ограничивают его в чем-то, в какой-то свободе, которая может привести к определенным ошибкам, грехам.

Поэтому христиане просто внимательно относятся к вопросу страданий и называют и страдания, и радость тоже крестом. К радости мы относимся тоже внимательно и взвешенно, потому что подлинная радость может быть только выстрадана, когда человек, переживая определенные стремления, работая над собой, добивается определенных результатов или получает какую-то неожиданную радость. Но если мы смотрим цепочку наших жизненных событий, то связь обязательно будет: связь и радости, и скорби обязательно можно будет прочитать, найти в своей жизни. В этом отношении просто закрыть свои глаза, как ребенок, и сказать «я спрятался» – не получится, люди все равно должны осмысливать то, что происходит в их судьбах, и это происходит. Поэтому христиане просто трезво относятся ко всем событиям в своей жизни, принимают это как от руки любящего Бога – и наказующего, и милующего нас, именно с целью спасти нас, привести нас в правильное сознание, с целью ограничить нас в чем-то и привести к духовному совершенствованию и спасению.

– В продолжение беседы... Завтра мы будем отмечать праздник, хотя и не двунадесятый и не великий, а обычный, но его очень любят в русском народе – праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Люди любят этих святых и знают, что 30 сентября удивительный праздник этих святых мучениц. Тоже поневоле возникает вопрос: эти девочки, младшей из которых было девять лет, в чем виноваты? Они же, наверно, не успели настолько нагрешить, чтобы быть подверженными таким страданиям, таким мучениям. Они же пережили тяжелейшие страдания...

– Действительно, сначала недоумеваешь о судьбе этих невинных детей, которые подверглись жестоким пыткам. Но, с другой стороны, мы понимаем, что и мать их, София, приложила немало усилий к тому, чтобы все-таки обучить их вере христианской. Не может ребенок просто так захотеть и не слушаться императора, который заставляет их съесть какую-то идоложертвенную пищу. Конечно, заслуга матери в том, что она убедила их в истинности христианства. Они полюбили Христа, полюбили Бога, поэтому уже в 12 лет (а самой младшей было 9 лет) твердо исповедовали свою веру.

Что касается невинности страдальцев, личные грехи которых еще не развились в таком большом масштабе, как у обычного взрослого человека, ведь Святая Церковь их почитает не просто как детей, а как мучениц. Значит, они получили нетленные венцы, мученические венцы. А подвиг мучеников – один из самых высоких подвигов в христианстве. Если вспомним заповеди блаженств, которые Спаситель сказал нам, то начинаются они с самых низших ступенек, когда человек осознает свою греховность («Блаженны нищие духом»). И, постепенно по этой лестнице поднимаясь, он приходит к самому высокому служению Богу через терпение, изгнание, мучения и смерть. Поэтому в этом смысле эти девочки удостоились мученических венцов; Господь их укрепил в этом подвиге перед лицом мучителей. И по молитвам матери их Софии, безусловно. Поэтому в этом отношении их страдания, их такая преждевременная кончина растворены торжеством победы над всем земным, злым, суетным, преходящим. Господь дал им возможность уйти на небо, быть наследницами Царства Небесного даже в таком юном возрасте; они получили мученические венцы. Вот смысл.

И нам Церковь напоминает о том, что такое сочетание их имен тоже как-то особенно дорого русскому народу. Потому что их имена носят названия христианских добродетелей в сочетании очень важном – вера, надежда, любовь и премудрость (имя их матери Софии), напоминая нам с вами о тех духовных высотах, которых мы должны достигнуть, стремясь к этим христианским добродетелям как к единому целому. Вот такое замечательное напоминание Церковь дает в лице этих мучениц, память которых мы будем совершать завтра.

– Мать тоже прославлена Церковью как мученица, хотя как таковых физических мучений она же не перенесла...

– Это понятно, наверное, каждому человеку: когда на глазах у матери страдают ее дети... Даже если они полностью послушали зов ее сердца и согласились с тем, чтобы расстаться с ней ради Царствия Небесного, все равно материнское чувство с трудом могло все это перенести, при виде страданий юных девушек. Спустя три дня от скорби и от радости, что они уже совершили свой путь и достигли Жениха – Христа, она также преставилась ко Господу, и Святая Церковь причислила ее к лику мучениц вместе со своими детьми.

– У нас сложилась хорошая традиция со священниками, с которыми мы тоже ведем ряд передач в программе «Таинства Церкви» (и, насколько я понимаю, она понравилась нашим телезрителям): полторы-две минуты оставлять священнику для некоего слова назидания для телезрителей, для обращения. Я хочу такое время сейчас оставить и для Вас, чтобы Вы обратились к нашим телезрителям в преддверии замечательного праздника Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также имея в виду, что мы недавно пережили замечательный праздник Воздвижения Креста Господня.

– Пользуясь таким случаем и такой традицией, которая уже сложилась в Ваших передачах, я хотел бы прежде всего от лица духовенства нашего храма и того духовенства, которое общается с Вами, Любовь Сергеевна, от наших прихожан и от телезрителей поздравить Вас с наступающим днем ангела...

– Спасибо!

– И Вам, и телезрителям желаю, чтобы христианские добродетели, о которых мы сегодня говорили – вера, надежда, любовь и премудрость, – укреплялись в нас. Чтобы Господь давал Вам силы в служении Церкви, Вы очень многое делаете для того, чтобы с телезрителями поделиться красотой православия, раскрыть эти тайны Церкви, о которых мы говорим. Крест Господень как символ победы над всяким злом пусть нас вдохновит в трудах. Господь всегда рядом с нами, Он победил смерть, зло, дьявола. Он дал нам силу Животворящего Креста для того, чтобы мы с вами не были связаны землей, не были связаны кознями врага рода человеческого – дьявола, чтобы мы безболезненно и мужественно шли по пути созидания наших душ и раскрытия их для Царствия Небесного.

– Спасибо Вам огромное за поздравление! Я тоже желаю процветания вашему храму и благодарю сердечно за начало нашей программы. Думаю, что в следующей нашей передаче мы будем говорить о следующих церковных праздниках.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 03:00
  • Суббота, 27 апреля: 13:00
  • Суббота, 04 мая: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать