Таинства Церкви. О Евхаристии. Ч. 38

15 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным. 

– Сегодня с протоиереем Владимиром Волгиным мы продолжаем разговор о Божественной литургии.

Отец Владимир, мы обещали нашим зрителям, что в этой программе будем говорить о молитве «Отче наш».

– Да. Мы закончили возгласом священника, который произносится перед пением «Отче наш». «Отче наш» поется всем храмом, это, если хотите, наша главная молитва, молитва Господня. Почему она названа молитвой Господней? Потому что Господь Иисус Христос завещал нам так молиться, Он является автором этой молитвы.

Возглас: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Выражение «и сподоби нас, Владыко» напоминает о словах, сказанных Господом Иисусом Христом в Евангелии от Иоанна: «Без Меня ничего не можете совершать». И значит, без Него мы не сможем, не будем иметь духовных сил пропеть молитву «Отче наш», главную молитву Господню. «Сподоби» – разреши нам, дай нам силу духа и благодать Святого Духа, чтобы с дерзновением пропеть Тебе эту дивную, славную молитву «Отче наш». И «неосужденно смети» – то есть иметь силу призывать Твое имя.

И мы переходим к дивной молитве «Отче наш». Смотрите, мы Бога, своего Творца, называем «Отче наш». То есть в этот момент, когда мы так обращаемся к Богу, мы должны осознавать себя чадами Божиими. Нет и не должно быть на этой земле больше и глубже родства, кроме как родство с Богом. Ведь поэтому Господь Иисус Христос говорит: «Кто не оставит отца или матерь, жену, детей, мужа, друзей, не возьмет крест и не последует за Мною, тот недостоин Меня». Только те, которые могут оставить.

Не надо бросать жен, не надо оставлять своих родителей и детей. Это значит, надо так прилепиться к Богу, так Его полюбить, чтобы быть как апостолы Петр, Иаков, Иоанн на горе Фавор, когда они увидели свет преображения Господня, и потянулись к нему, и воскликнули устами апостола Петра: «Как нам хорошо быть с Тобою, Господи». Они забыли себя: «Дай нам сделать три кущи: Тебе, Илии и Моисею». Вот как мы должны возлюбить Бога – забывая себя.

«Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение», – можно сказать, вопит апостол Павел. Смерть – приобретение, потому что жизнь – Христос. Вот как мы должны любить Бога! И только в этом случае мы можем и вправе произносить слова «Отче наш» – когда мы себя ощущаем чадами Божиими. А чада должны любить Бога, должны на Божественную любовь отвечать своей любовью.

«Если любите Меня, – говорит Господь, – то заповеди Мои соблюдете». То есть мера любви измеряется стремлением к исполнению заповедей Божиих. И если мы стараемся исполнять заповеди Божии безукоризненно, тогда становимся истинными чадами Бога и можем с чистой совестью обращаться к Нему: «Отче наш, Иже еси на небесех». То есть на небесах Твой престол, но, несмотря на это, земля – подножие Твое, а мы являемся Твоим творением, и мы не только творение, но и чада Твои, если ведем соответствующий христианский образ жизни.

«Да святится имя Твое». Как может святиться имя? Это не от слова «свет», а от слова «святость». Мы должны святить имя Божие своими делами, своими поступками, своей жизнью. Человек, который полностью предает себя в руки Божии, становится святоносным, и каждое дело, которое он сотворит, будет благим делом, совершаемым во славу Божию, оно будет святить имя Божие. Своими поступками, своими благородными, честными, праведными делами мы можем святить имя Господне.

«да приидет Царствие Твое». Мы помним, как в Евангелии Господь Иисус Христос говорит: «Приблизилось Царствие Божие». Что же такое «приблизилось Царствие Божие»? Разве оно было далеким от нас? Да, далеким со времени изгнания Адама и Евы из Царствия Божия, когда вместо покаяния Адам дерзко ответил: «Жена, которую Ты дал мне, дала мне вкусить от этого древа».

Люди были изгнаны, и врата в Царствие Божие были закрыты до тех пор, пока Сын Божий не воплотился, не воспринял на Себя человеческое естество и не искупил первородный грех. Поэтому Господь, осознавая и прекрасно понимая, в чем заключается смысл Его прихода на землю, в этот мир, говорит: «Приблизилось Царствие Божие, потому что Я уже начинаю спасительный подвиг искупления человечества от первородного греха, и Я обязательно открою врата в Царствие Божие».

«да приидет Царствие Твое» – мы ожидаем, что грех, который растлевает человеческое естество и душу, наконец-то исчезнет из нашей жизни, из нашего земного существования. И когда Царствие Божие действительно приблизится к нам, а мы к нему, то, конечно, мы будем стараться изо всех сил с помощью Божией больше никогда не грешить и таким образом приближать к себе Царствие Небесное. «Да приидет» – оно тогда придет для каждого из нас. «Царствие Божие внутри вас», – говорит Господь. И мы должны открыть это Царствие Божие в себе, стать обителью для Пресвятой Троицы, для Ее благодати.

«да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Почему такое обращение к Богу? Да потому что в земной жизни действует не только Господь, но и дьявол. Если Господь желает, не совершая над человеком никакого насилия, чтобы мы шли по узкому пути к Царствию Божиему, и помогает людям, идущим по этому пути, то в противоборство с Ним вступает дьявол и его вражья сила, напыщенная, думающая, что она все может. А на самом деле Господь Иисус Христос в Евангелии говорит нам: «Я более того, кто в мире». Кто же в мире? Дьявол и его вражья сила. Поэтому мы просим, чтобы воля Божия совершалась и для нас, на земле, и чтобы Господь нас освободил от происков дьявола и рабства ему и его черной, темной силе.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Здесь говорится не только о хлебе насущном. Мы знаем, что многие аскеты, жившие в этом мире и прославившиеся как святые, вкушали понемногу хлеба, а преподобный Серафим Саровский – просфорку с водой. Хлеб содержит в себе жизнь для нашего организма, для нашего тела. Хлеб содержит в себе все те витамины и ингредиенты, которые необходимы для нашего существования в этой жизни.

И в то же время здесь говорится о другом хлебе. «Я есмь хлеб, сшедший с небес», – говорит Господь Иисус Христос. Вот о каком хлебе насущном говорится в молитве, в основном на этом делается акцент. Потому что без этого Хлеба Жизни, без Тела Господня, которое Христос отдал на распятие ради нас с вами, жизнь невозможна. «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». Воскрешу – значит оживотворю, дам новую жизнь, новое дыхание, но не такое, как на этой грешной земле, а уже в Царствии Божием.

«и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Господь учит не осуждать людей. Господь говорит: «Кто простит должникам своим (а долги бывают разные: и денежные, и нравственные, и моральные), тому и Я прощу его долги». Мы Богу очень многим обязаны, мы Ему очень многое должны. Но главное, конечно, – это любовь, выраженная в исполнении Его заповедей. И мы должны постараться простить, так же, как и Господь прощает любые наши согрешения, если мы приходим к Нему с покаянием.

Некоторые люди недоумевают: «Как так? Этот человек – убийца, или педофил, или еще кто-то, совершающий мерзостные грехи. Как он может быть прощен Богом?» А я тогда привожу пример матери, которая любит свое чадо безмерно и готова простить ему все согрешения. А уж насколько любовь Божественная бесконечнее, и выше, и глубже, и шире, чем любовь материнская! Поэтому Господь готов простить все наши согрешения и освободить нас от долгов перед Богом, перед нашей душой, перед миром человеческим, на глазах которого мы совершаем ежеминутное отступление от Бога, поскальзываясь, падая в грязь грехов.

«и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Господь никого не вводит в искушение, здесь имеется в виду: «Не попусти нам впасть в искушение». В искушение, которое выше наших сил, выше наших возможностей. Все искушения, которые посылаются нам и бывают в нашей жизни, – от лукавого. Поэтому: «но избави нас от лукавого».

«Яко Твое есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». В Твоем Царстве, Царстве Пресвятой Троицы, особенно сейчас, во время Божественной литургии, я хочу, Господи, находиться всегда.

– Отец Владимир, у нас есть еще некоторое время, и я хотела бы задать один вопрос от наших телезрителей. Напрямую это не относится к теме Божественной литургии, но в нашей прошлой программе Вы об этом даже начали говорить.

Сейчас пошло такое поветрие (у нас, православных, периодически бывают какие-то поветрия), и, как ни странно, среди людей, которые называют себя православными, – ездить, ходить по местам так называемой силы. Кто-то их ищет в Крыму, кто-то в Москве находит какой-то дуб, кто-то едет в Тибет. И говорят, что это хорошие места силы, где человек приобретает Божественную энергию, и так далее. Телезрители спрашивают, что сказать этим людям, православным, чтобы постараться убедить их, наверное, аккуратнее относиться к подобным местам?

– Православная христианская Церковь к таким явлениям относится как к проявлению языческих сил в наших душах. Единственным источником силы является Господь, и нам эта сила дается во время молитвы, во время исповеди, во время причастия, во время таинства Елеосвящения, во время других обрядов, а у нас их так много, что идите, черпайте эти силы в Православной Церкви, но не в раскольнической.

– Сила ведь разная может быть. От кого она? Причем здесь дуб? В Крыму нашли какие-то места силы, туда все едут, чтобы обязательно на камушке посидеть... Я обратила внимание, что среди наших людей, к сожалению, такое периодически бывает. Какая-то мода приходит, причем всеобщая, и все радостно едут: кто к дубу, кто к камню, а кто действительно в Тибет. Хотя Тибет – это вообще не наше, не православное, с Тибетом надо быть очень аккуратным.

– Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о людях, которые становятся вроде бы православными и тем не менее, как Вы говорите, прикасаются к разным деревьям. Он говорил, что современные люди вламываются в Церковь со своим пониманием веры и религии. А нужно слушать Мать-Церковь, которая уже две тысячи лет имеет глубокий, широкий, разносторонний опыт, связанный не только с нашей верой, но и с нравственной жизнью.

– Я не могу сказать, что я богословски хорошо образована, поэтому не дерзаю и не считаю для себя возможным отвечать людям, когда мне задают вопросы: «А как Вы относитесь...» Я обычно направляю к священнику, говорю: «Мы, православные люди, обычно берем благословение на поездку, на какие-то дела, просим помощи, просим за нас помолиться. Вы сходите к священнику, попросите у него благословение: “Батюшка, благословите меня поехать к месту силы” и посмотрите, как на это отреагирует ваш батюшка». Можно же так?

– Конечно. И потом, духовная жизнь есть наука из наук, искусство из искусств, и в этой области, конечно, священники являются специалистами. И если какой-то неясный вопрос – приходите, задавайте вопросы священнику.

– Есть еще один вопрос на тему Божественной литургии. Телезрители пишут, что в конце песнопения «Тебе поем» священники обязательно опускаются на колени. Спрашивают, что делать мирянам в этот момент? В какой момент надо опускаться на колени?

– У нас практика такая: когда мы произносим «Благодарим Господа», то становимся на колени. Когда священник благословляет Дары и когда хлеб становится Телом, а вино – Кровью, после слов «Преложив Духом Твоим Святым» мы тоже колени преклоняем. Мы преклоняем колени перед причастием. Это также могут делать и миряне, но, безусловно, сообразуясь с местом. Потому что иногда некоторые храмы забиты людьми – как тут встанешь на колени? Нужно только растолкать людей, тогда встанешь... Во всяком случае, нужно внутри иметь дух сокрушенный и дух благодарения, выраженный в коленопреклонении.

– Спасибо большое, отец Владимир. Я думаю, что сделаю некоторую подборочку вопросов, которые задавали телезрители по поводу Божественной литургии, и мы, может быть, найдем время в одной из наших программ, чтобы ответить на них. Потому что, естественно, поступают вопросы, зрители интересуются.

Осталась минута – Ваше пожелание нашим зрителям...

– Мне кажется, в этой беседе о Божественной литургии, когда мы разбирали прошения и молитву «Отче наш», я говорил о любви к Богу. Нам надо постараться это чувство любви постоянно взращивать в себе, создавать атмосферу для этого, молиться Богу, чтобы Господь даровал нам Себя и истинную любовь к Нему.

– Спасибо! В следующей программе мы продолжим разговор о Божественной литургии или начнем говорить о чем-то другом?

– Нет, мы же не пришли еще к концу Божественной литургии, мы только к «Отче наш» приблизились. Хотя мы уже не далеки, подбираемся к концу Божественной литургии. Я думаю, что мы еще поговорим об этом, может быть, не одну, а две передачи.

– Я рада. Спасибо большое, отец Владимир, за то, что Вы с нами уже столько лет.

– Храни вас всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 30 марта: 03:00
  • Суббота, 30 марта: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы