Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Отец Владимир, во-первых, я должна передать Вам глубочайшее спасибо от наших зрителей, которые, как выяснилось, смотрят нас и в Грузии, и в Греции. Мне недавно удалось побывать в святых местах этих удивительных стран, и каково было мое удивление, когда ко мне подошли грузинки – не русские, которые живут в Грузии, а именно грузинки, хорошо знающие русский язык, – благодарили и просили передать огромное спасибо за нашу программу, за то, что мы ее ведем. Они с удовольствием ее смотрят и стараются не пропускать ни одного выпуска, а если пропускают, то, как они сказали, заходят на сайт и смотрят то, что было.
Когда смотрят в Грузии – это все-таки как-то понятно, но когда ко мне подошли в Греции и сказали, что не просто смотрят эту программу, а еще и записывают ее, и она им очень нравится и помогает восприятию Божественной литургии, то мне было очень приятно. Не скрою, это, наверное, самые приятные моменты, когда к тебе подходят в других странах и передают поклон. Так что, батюшка, примите низкий поклон и спасибо от наших зрителей не только в России, но и за рубежом.
– А я благодарен тому, что так много благодарных зрителей. Труд-то не очень велик, но, думаю, что, передавая поклон и радость об этих передачах, телезрители авансируют меня своей благодарностью и подстегивают к тому, чтобы эти передачи становились, может быть, еще лучше и толковее.
– Спасибо. Что ж, продолжим.
– Да, мы медленно, но все-таки верно продвигаемся к концу Божественной литургии.
В прошлой программе мы начали разбирать ектению, и я бегло продолжу это после чтения замечательной молитвы. Смотрите, какая замечательная молитва читается перед пением «Отче наш» во время ектении: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение».
Какая замечательная молитва, которая, кстати говоря, напоминает нам о том, что мы должны по возможности с чистой совестью подходить к принятию Святых Христовых Таин. Чем бывает омрачена наша совесть? Во-первых, конечно, нашими страстями и нашими грехами. Во-вторых, есть такое выражение – человек без совести, бессовестный человек. То есть это человек, у которого совесть хотя и существует (она не может не существовать, потому что это свойство вложено в человеческую душу), но омрачена, находится в затоптанном состоянии; и когда такой человек грешит, он не чувствует, что грешит, и продолжает грешить без зазрения совести, оправдывая себя в своих грехах. Поэтому наша совесть должна быть очищена от грязи. Совесть должна быть расправлена, как расправлены наши легкие, когда мы дышим полной грудью. С чистой, неомраченной совестью мы должны подходить к принятию Святых Христовых Таин.
Нет человека без греха; это, кстати, в каком-то смысле утешает и меня. Пророк Исаия (может быть, я уже много раз говорил об этом) говорит, что любая святость человеческая в очах Господа все равно что грязное рубище. Человека совсем без греха нет, только один Господь благ и чист. Тем не менее мы можем разгружать совесть. Каким образом? Вот мы подходим к Причастию, а нашу совесть отягощают порой серьезные грехи, – что же нам делать? Для этого существует таинство Исповеди, когда священник не собственной человеческой властью совершает отпущение грехов, а читает замечательную и сильную молитву: «Властию Его, мне данною свыше, прощаю и разрешаю тя от всех грехов...» – то есть властью Божественной, которая через нас, священников, совершается во время таинства Исповеди.
Кстати говоря, Божественная литургия имеет такой возглас, как «Святая святым», к которому мы медленно, но уже подходим. Дары – Тело и Кровь Господни преподаются только святым людям. Но мы никогда не можем быть святыми. Мы можем стать святыми, может быть, на какое-то краткое мгновение, когда над нами произнесена разрешительная молитва, когда мы искренне, невзирая на тяжесть, исповедуем эти грехи Богу через священника и получаем разрешительную молитву, то есть освобождаемся от этих грехов. В этот момент – говорю мечтательно – как хорошо было бы умереть! Почему я так говорю? Потому что тогда душа чистой и белой голубицей отлетит в небо, потому что она без греха. А через пять минут все равно согрешишь: не так посмотришь, не так скажешь, раздражишься...
– Мысль не та влетит...
– Да. А сколько в нас бывает раздражения! Что-то не так стоит в алтаре, алтарники не так ходят... В общем, масса причин, в связи с которыми мы снова погружаемся в страсти и свои грехи. Но мы просим у Господа доброй и чистой совести. И конечно, мы должны так любить Господа, что всю свою душу, все свое сердце отдать Ему.
Ведь неслучайно по заповеди – которую мы тоже мало исполняем – мы должны возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением, всем своим существом и стремиться к Нему. И в этой молитве есть такое ясное выражение – «Тебе предлагаем живот наш весь», то есть всю свою жизнь. Для меня жизнь – Христос, – свидетельствует апостол Павел, – а смерть приобретение. Вот для Павла Христос действительно был жизнью: Уже не я живу, но живет во мне Христос. Сын Божий действует изнутри, Он охраняет человека. На какого-то человека смотришь и думаешь: Илья Муромец, такой ничего не должен страшиться, нет, все равно и этого человека окружают разного рода страхования.
В свое время преподобный Варсонофий Оптинский, будучи полковником царской армии, совершал Иисусову молитву и стал слышать всякие шумы, звон, визг. Сначала он даже спал при денщике, но эти звуки продолжали преследовать его, тогда он стал спать при свете лампы, а в конечном итоге оставил молитву. Когда он приехал в Оптину пустынь и рассказал преподобному Амвросию Оптинскому о том, что испытал, и о том, что оставил молитву, преподобный сказал: «Не надо было тебе оставлять молитву». Так вот, преподобный Варсонофий, будучи полковником царской армии, вряд ли боялся смерти, как боимся ее мы, но и его одолевали страхования.
И вот я задумывался над словами апостола, евангелиста Иоанна Богослова: совершенная любовь изгоняет страх. Мы, люди, не можем любить совершенной любовью, если в нас нет благодати Духа Святого, если Господь не сотворил в нашей душе для Себя обители. Поэтому, когда в нас нет Господа, нас могут преследовать разного рода страхования, в особенности на духовном поприще нашей жизни.
«Просите Духа Святого, – говорит Господь Иисус Христос в Евангелии от Луки, – у Отца Небесного, и Он даст вам». То есть вы станете стяжателями Духа Святого, если будете просить об этом Бога Отца и если будете вести соответствующий образ жизни, тогда в вас вселится Дух Святой, а значит, Сама Пресвятая Троица. И с Господом, Который живет внутри человека, Который обладает совершенством любви, ничего не страшно. Совершенная любовь, то есть Господь, живущий в вас, изгонит страх. Мы должны полностью предать свою душу Богу с надеждой на то, что Он не оставит нас ни в этой жизни, ни в будущей.
«Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию во оставление грехов». Когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, я не нахожу людей, да и о себе могу сказать то же, преисполненных того должного страха перед Телом и Кровью Господними, который должен был бы чувствовать каждый человек. Потому что, когда литургия уже придет к концу, мы будем – вдуматься только! – причащаться самого Тела и Крови Господней! И если мы недостойно причащаемся Святых Христовых Таин, оправдывая себя в наших страстях, то, как пишет в послании апостол Павел: потому-то многие из вас и болеют, потому что недостойно причащаются Тела и Крови Господних. Если в нас будет страх перед животворящими Телом и Кровью Господними, то Тело и Кровь Господни попалят остатки наших страстей, а если нет – будут выжигать нашу душу, и мы будем поражаемы разными болезнями и нестроениями в этой человеческой жизни.
«С чистою совестию во оставление грехов, в прощение согрешений». Преподобный Симеон Новый Богослов, стяжатель благодати Духа Святого, очень подробно описывает, как Дух Святой сходит в его душу и как огонь в виде какого-то шарика начинает блуждать по краям души и выжигать пыль грехов и тернии страстей. Он реально видел и чувствовал это в себе. Конечно, если страсти выжигаются, тогда мы становимся менее грешными и становимся достойными причастниками Святых Христовых Таин.
«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Это прошение всем понятно, но здесь есть маленькая «запятая» – «ангела мирна». Вот мы должны молиться о различении духов – от Бога они, ангелами являются или нет. В свое время Александр Блок, написав поэму «Двенадцать», говорил, что на протяжении многих дней его сопровождал шум, звон и какое-то внутреннее смятение. Один из святых говорил о том, что по таким признакам мы можем понять, что это посещение бывает от дьявола, бесовское посещение. Тогда как ангелы Божии несут в себе мир, тишину, благодать, ощущение блаженства...
– И вызывать страха не могут.
– Да. Ведь духи злобы поднебесной тоже могут являться в виде ангелов света, но тогда души человека касается прелестное состояние, которое смущает душу человеческую. Ангел мирен несет в себе мир, покой, тишину, всегда настраивает на любовь и по Божьему благословению наставляет и хранит нас, если мы ведем соответствующий образ жизни.
Прошение о «прощении и оставлении грехов и прегрешений наших», собственно, должно быть выражением всей нашей жизни. Ведь неслучайно святые отцы учат нас все время произносить Иисусову молитву. В Иисусовой молитве сосредоточены все смыслы нашей жизни: мы просим у Бога милости, а значит, помилования. Если мы просим у Бога помилования, значит, просим чистоты душевной, свободной от всех земных страстей.
Я перехожу от прошения к прошению не по порядку, но останавливаюсь лишь на тех, которые вызывают больше всего вопросов, а понятные прошения сейчас опускаю.
«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим». Многие люди, когда их близких поражает внезапная смерть, без боли, говорят: «Ой, какая замечательная смерть! Как хорошо, что человек не страдал, а так быстро скончался!» Нет, на самом деле этого нужно бояться, потому что есть опасность того, что ты умрешь в непокаянии. Мы всегда молимся Господу и просим Его, чтобы Он не допустил внезапной кончины. Мы молимся об этом святому мученику Уару, чтобы нам, может быть, побольше поболеть, чтобы подольше и побольше проанализировать свою жизнь и перед концом жизни исповедовать Богу те грехи, в которых мы по забвению своему не принесли покаяния. И тогда у нас будет истинная христианская кончина – мирная. Ведь люди, примиренные с Богом, умирают очень мирно – они выходят в сретение к Господу, и Господь им идет навстречу.
Есть фотография почившего греческого святого Иосифа, который лежит с блаженной улыбкой, его лицо просветилось через час после кончины, и на устах его появилась улыбка. Вот как умирают святые! Вот как они радуются ангелам и Господу с Пресвятой Богородицей, Которые являются им на пути, принимая их души во блаженные и вечные селения.
– О кончине Сисоя Великого рассказывают, что, когда он уходил к Господу, его лицо просто озарилось солнцем, невозможно было смотреть. Во время кончины Игнатия (Брянчанинова) ангелы пели. Такие удивительные истории!
– Вот о такой кончине мы и должны просить у Господа.
«Соединение веры (то есть единство веры) и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». И возглас перед пением «Отче наш» (эту молитву мы постараемся немного разобрать при следующей нашей встрече): «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати». Я бы хотел спросить неообновленцев, которые хотят перевести литургию на современный русский язык – каким образом возможно перевести этот возглас на современный русский язык?
– Это невозможно.
– И очень многое невозможно перевести. А главное, даже если будет прекрасный перевод, специфичность богослужения заключается в его монотонности. Все равно выйдет чтец (а некоторые не обладают хорошей дикцией), будет бубнить себе под нос русские слова, а другие не будут слышать или понимать это бубнение.
– Спасибо большое, отец Владимир. В оставшуюся минуту прошу Вас обратиться с каким-нибудь пожеланием к нашим зрителям, которые так любят нашу программу и радуются каждому ее выходу.
– Я хотел бы пожелать всем слушающим эту передачу полюбить Божественную литургию, чтобы она стала центром, средоточием нашей христианской, православной жизни.
– Спасибо большое, отец Владимир! Еще раз низкий поклон Вам за то терпение, которое Вы проявляете к нам, к нашему каналу, и за то, что Вы всегда с нами.
– Храни вас всех Господь!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Пенза. Концерт, посвященный Архангельскому Александру Андреевичу
Челябинск. Молодежь приглашают стать волонтерами на Георгиевском фестивале
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!