Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

7 декабря 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – В сегодняшней программе архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

В прошлой программе мы говорили о том, что случайного ничего не бывает. Вы знаете, что сейчас в Историческом музее идет выставка, посвященная 630-летию со дня кончины Дмитрия Донского...

– Я был на этой выставке.

– Там выставлены артефакты, уникальные вещи, принадлежавшие преподобному Сергию Радонежскому, Дмитрию Донскому. Естественно, выставка требовала большой подготовки. Рядом с Историческим музеем на Красной площади – Казанский храм, знаменитый, маленький, но очень уютный, намоленный. После выставки я зашла в храм, помолилась, приложилась, попросила помощи. Выхожу – идет знакомая, а с ней – ее знакомая, которая говорит: «Ой, это же Вы с отцом Мелхиседеком ведете программу. Как нам нравятся эти передачи! Спасибо вам большое! Батюшке кланяйтесь». Оказалось, она сама из Башкирии. Так что Вам, батюшка, поклон из Башкирии. Ничего случайного не бывает: она приехала в Москву буквально на какие-то сутки, и ей представилась возможность передать Вам поклон из Башкирии. Теперь мы знаем, что в Башкирии нас смотрят.

– Всем, кто смотрит, желаем доброго здравия, помощи Божией и спасения души.

– Вопрос, с одной стороны, простой, с другой – сложный, поскольку и в Священном Писании, и в Предании, и даже в молитвах на него по-разному дается ответ. Телезритель спрашивает, что важнее: вера или добрые дела? В молитвах мы говорим: вера же вместо дел да вменится мне. Но, с другой стороны, мы же должны и добрые дела делать. И Спаситель говорит о необходимости добрых дел. Что же важнее: вера или добрые дела?

– Два крыла у птицы. Поэтому – и вера, и добрые дела. Одними делами не спасешься. Допустим, человек не верит Богу, заповеди не исполняет, но вроде какие-то добрые дела делает. Например, в детской больнице врач самоотверженно служит детям, исполняет свой врачебный долг. Это прекрасно, великолепно! Но он не задумывается о своей душе. Будет ли такая жизнь полноценной? Дела добрые, безусловно, есть, а веры нет никакой.

Другой человек, наоборот, пропадает день и ночь в храме, а родителям не позвонит, не поможет. Или замолился так, что семье не помогает, жена непонятно как существует, как детей кормит. А он вроде весь в вере, но делами вера никак не подтверждается.

Апостол Павел говорит: «Без веры невозможно угодить Богу. Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Бог есть, и взыскающим Его мздовоздатель бывает». А в другом случае Господь говорит: «По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». Так вот, любовь – это совокупность совершенства, это как бы верх доброй жизни и добрых дел. Поэтому одно без другого невозможно. Добрые дела без веры не приведут человека к спасению.

– А вообще возможны добрые дела без веры?

– Сколько угодно! Только что это даст душе человека, если человек прошел мимо самого главного, если душа и вера остались на последнем месте? Человек так и не разобрался, для чего жизнь.

– Добрые дела могут восприниматься по-разному у человека верующего и  неверующего. Что считать добрым делом? Иногда ведь самый незначащий поступок может быть добрым делом. Например, чай в блюдце перелить...

– Если Бог на первом месте, все остальное на своем. Главное, чтобы не получилось так, что жизнь прожита, а человек так и не понял, зачем жил, потому что не было веры в жизни. И, наоборот, вера в повседневной жизни должна выражаться в том, что кому-то от того, что мы верующие, стало легче.

– И чтобы мы не приписывали всё себе. Мы ради Бога совершаем добрые дела и добрые поступки, а не для того, чтобы нас прославили по Интернету.

– Конечно. Поэтому верующие должны отличаться от неверующих. Господь говорит: «Если вы любите только тех, кто вас любит, что особенного вы делаете? И грешники любят любящих их. Если вы даете взаймы тем, от которых надеетесь получить, что вы делаете большего, чем язычники? А Я говорю вам: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, молитесь за обижающих вас и творящих вам напасти. Да будете сынами Отца вашего Небесного».

И неверующие люди любят любящих их – это совершено естественно в жизни. А вы идите дальше. Вера предполагает, что мы должны быть благороднее, добрее, человечнее, сердечнее, доброжелательнее тех людей, у которых веры нет, но которые по своему человеческому пониманию стараются жить по-человечески. Это как раз и есть цель христианской жизни – не чтобы нам было лучше, а чтобы мы были  лучше. А многие это путают.

Как говорит апостол Павел, многие думают, что вера и благочестие служат для прибытка. То есть начал ходить в храм, читать молитвы и прочее – и вдруг внешне все должно поменяться в лучшую сторону. Так бывает, но не всегда, потому что не это самое главное. Ищите прежде Царствия Божия, все остальное приложится вам. Царствие Божие внутри вас есть. Если внутри нас есть вера, любовь, надежда, добрые дела – это и есть Царствие Небесное. Но не квартира, достаток, зарплата, повышения...

Люди думают, что если пришел в храм, значит, вдруг все встанет на свои места: перестанешь пить, курить, ругаться матом и так далее. Да, кто-то перестал, а у кого-то годы ушли на то, чтобы поменяться, хотя он шел к этому целенаправленно, вдумчиво, падая и вставая; и вера ему в этом плане помогла. Скольких людей я знаю, страдающих наркоманией, алкоголизмом: люди падают и встают, падают и встают, и только Церковь дала стержень, фундамент через многие, может быть, месяцы и годы все-таки из этого болота выбраться. Как же сложно без веры, когда нет фундамента, нет помощи Божией, благодати!

Поэтому отвечаю на вопрос: у лодки два весла, у птицы два крыла. И вера без дел мертва, как говорит апостол Иаков.

– Еще раз подчеркну важные слова, которые Вы произнесли, что добрые дела надо делать не только любящим нас, но и тем, которые неприятны нам по каким-то причинам. Это очень важно – перешагнуть через себя, свою гордыню.

Следующий вопрос: как не отвлекаться во время молитвы? Мы все страдаем рассеянностью во время молитвы, каждый по себе, наверное, знает. Стоишь на литургии, а мысли...

– Начнем не с литургии, потому что литургия у среднестатистического прихожанина бывает только в воскресный день или в большой праздник. Но в повседневной жизни мы кушаем каждый день, питая свое тело. И молиться должны каждый день, питая свою душу. Поэтому для христианина непреложный алгоритм – утренние и вечерние молитвы как минимум. А вообще-то имя Божие нужно призывать постоянно, нужно иметь связь с небом. Старец Паисий однажды сказал: Господь очень любит, когда Его дети беседуют не только между собой, но и с Ним. Что такое молитва? Молитва – это возношение ума к Богу.

– Ум-то наш рассеян.

– Расскажу из собственного опыта. Утренние и вечерние молитвы у нас каждый день. Вечером после насыщенного дня, после работы, различных встреч, историй, информации, телевизионных передач, Интернета мы полны впечатлений.

– Чаще отрицательных.

– И мы из опыта знаем, что встаешь вечером на молитву, а мысли где-то далеко: в уроках детей, в болезни мужа, мамы, бабушки; в общем, это тысячи мыслей. Поэтому есть маленький совет – прочитать хотя бы полстраницы той книги из духовной литературы, которую мы читаем. Книги, которые мы читаем, должны быть в открытом виде. Почему? Да потому, что нам тяжело их даже открыть. Поэтому пусть они будут открытыми, с закладкой. Почитать хотя бы полстраницы; это займет минуту времени, но это важно, чтобы сфокусировать мысли.

Есть такая молитва: «Рассеянный мой ум собери, Господи». Должна быть подготовка. Поэтому важно прочитать главу Евангелия, чтобы сосредоточиться, и только потом начать вечерние молитвы насколько возможно сосредоточенно. Я людям советую читать вслух и с выражением. Потому что нам уже все молитвы настолько знакомы, что мы касаемся их только поверхностно. Надо, чтобы мы себя слышали и чувствовали. Поэтому святые отцы говорят, что ум должен читаемое уразумевать, а сердце должно сочувствовать уразумеваемому. Если говоришь «каюсь» – пусть это будет от души. Говоришь «благодарю» – пусть это на самом деле будет с благодарностью. Поэтому не рекомендую читать про себя; только вслух и с выражением. И будете чувствовать пользу.

Иоанн Лествичник говорит, что надо ум заключать в слова молитвы. Если мысль будет уходить от текста молитвы, опять возвращай ее и заключай в слова молитвы, и со временем найдешь успех.

То есть должна быть привычка возвращать ум в слова молитвы, потому что может случиться так, что языком говорим, но не соображаем, что читаем и перед Кем стоим. Но если привычка возвращать ум будет, со временем найдем успех. Нам, нетерпеливым людям, важно понимать, что при желании этому можно научиться и преодолеть рассеянность нашего ума.

А в храме много что отвлекает. Серафим Саровский советовал приходить в храм заранее, выбрать место поспокойнее. Вот почему важно не опаздывать, вовремя в свечном ящике написать записку...

– ...поставить свечи и уже ни о чем не думать.

– Когда нам нужно куда-то лететь, мы приезжаем в аэропорт за полтора часа. Почему? Если опоздаешь – пропадут деньги. И еще не нужна нервотрепка. Уж лучше в аэропорту посидеть, кофе попить, что-то почитать, подарочек купить в магазинчике для тех, к кому летишь. Лучше на это время потратить. А к храму нужно относиться гораздо серьезнее, чем к полетам на самолете.

– Я стараюсь к часам всегда приходить, чтобы послушать часы, помолиться.

– По поводу рассеянности… Все отцы рекомендуют в храме быть с закрытыми глазами. А если смотреть по сторонам, то начинается: кто как одет, кто как ходит, как кланяется... Не нужно этого. И фоном должна быть внутренняя молитва: «Боже, милостив буди мне, грешному. Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Пресвятая Троица, слава Тебе». Служба службой, а внутренняя молитва должна быть. Тогда и внешняя молитва в храме будет доходчивой и понятной. А если нет внутренней молитвы, то нет никакой. И к внутренней молитве себя надо приучать.

Многие миряне имеют привычку молиться в храме с четками. Почему? Чтобы понять, сосредоточенной ли была молитва. Человек вышел после литургии и понимает, что ему удалось произнести сто Иисусовых молитв за полтора часа, пока шла литургия. А в другой раз – триста молитв. И человек делает выводы: одно и то же время литургии, но чем ты занимался? Куда-то мыслями летал.

Понятно, что дело не в счете и что для Господа лучше одна молитва от души, чем сотни невнимательных и рассеянных, но внутренняя Иисусова молитва, да еще и со счетом, дисциплинирует и показывает качество молитвы. Поэтому это тоже хорошая привычка. Я сам много раз видел, особенно в Греции, как мужчины, юноши и даже дети потихонечку с четками молятся. Это свидетельство того, что человек не только следит за богослужением, но и внутри горит как свеча. Важна не только свеча на подсвечнике, но важно и внутри гореть.

– Помните хрестоматийный рассказ об Иване Грозном и Василии Блаженном? Однажды Василий Блаженный спросил, почему царь не был в храме. Иван Грозный говорит: «Как же? Я был на службе, я молился!» На что Василий Блаженный ответил: «Нет, ты строил свой дворец на Воробьевых горах». Так что рассеянность – из глубины веков.

Отец Мелхиседек, знаю, что Вы любите Алексея Ильича Осипова, смотрите и слушаете его лекции. Я тоже. В одной из лекций, помню, он сказал, что есть такие черты характера, с которыми человек рождается. Он рассказывал, что у них во дворе был такой жадный мальчик, у которого нельзя было ни игрушку, ни лопатку, ни конфетку спросить – начинались истерики. То есть вот такая врожденная жадность. И один из вопросов как раз касается этого. Телезритель спрашивает, как справиться с жадностью. Видно, чувствует ее в себе. Такое правда бывает, рождается человек с врожденными качествами: у одного, например, слух хороший, а другой конфетку никогда не даст. Как же избавиться от этой дурной привычки?

– Если честно, жадным вроде я не был. Мама с детства приучила делиться. Нас было двое: я и брат. Помню, мама с работы принесла конфеты «Мишка на севере» и одну дала мне. Я развернул конфету – и в рот. Мама на меня посмотрела и говорит: «А Коля не хотел?» – «Хотел». – «А где же ему?» Через неделю история опять повторяется, но я иду на кухню, ножом режу конфету пополам и половину отдаю брату.

Это сейчас конфеты на столе стоят у всех, и некоторые даже не понимают, что раньше это был деликатес и дефицит.

– Да, раньше шоколадные конфеты были дефицитом, и они были очень дорогие.

– Я чувствовал радость в том, чтобы делиться. Мама вот такими простыми, бытовыми примерами приучила делиться. Потом мне это пригодилось в армии, где мы тоже всем делились, и это создавало определенную атмосферу. Поэтому мне сложно сказать, как избавиться от жадности. Наверное, надо понять, что все-таки это болезнь души и надо себя преодолевать. Будь то любая страсть: алкоголь, ревность, тщеславие, жадность, гордыня, блудные, похотливые мысли – не давай волю чувствам. Ты хочешь сейчас сам съесть конфетку, но заставь себя поделиться. Для одного человека поделиться – это в радость, а другой должен себя заставлять.

– Попробуй ощутить радость от того, что ты делишься.

– До радости, может быть, еще далеко; хотя бы просто надо понять, что нужно поделиться. Когда я венчаю пару, говорю, что у супругов всё в два раза ярче и больше. Радость разделенная – радость, умноженная вдвойне. Скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвойне. Поэтому надо делиться, пусть даже самой маленькой конфетой.

Но сначала нужно осознать, что быть жадным – это неверно. Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный. Как дети похожи на своего отца, так Господь хочет, чтобы мы были похожи на Него. В этом Евангелие – быть похожими на Господа. Для чего ты живешь христианской жизнью? Чтобы быть похожим на Господа. Кстати, надо приводить себе на ум евангельские слова и мысли в такие моменты, и они будут помогать преодолевать себя. «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его».

– Очень незаметно и быстро прошло время передачи, а у меня еще столько вопросов осталось!.. В заключение программы – Ваше благословение и назидание.

– Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный. Будем помнить слова одного из наших святых, по-моему, отца Алексея Мечёва, который говорил: мне радостно радовать. Пусть когда-нибудь мы на самом деле ощутим чувство радости от доброго дела, от благородного поступка и от преодоления самих себя. Желаю всем Божественной радости в повседневной жизни как можно чаще! Бог всем в помощь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 января: 03:00
  • Суббота, 25 января: 13:00
  • Суббота, 01 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы