Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

19 января 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Прежде всего я хочу поздравить вас с праздником Крещения Господня и пожелать вам доброго здравия душевного и телесного. В этот святой светлый праздник мы говорим с архимандритом Мелхиседеком, который продолжает отвечать на ваши вопросы.

– Дорогие братья и сестры! Я присоединяюсь к этим поздравлениям. С днем Крещения Господа нашего Иисуса Христа!

– Вопрос традиционный. Каждый год мы на эту тему рассуждаем, когда приближаемся к празднику Крещения, но этот вопрос не остается менее актуальным, хотя уже, наверное, лет двадцать мы говорим об этом. Сегодня все принесли крещенскую воду. Я, например, обычно набираю воду накануне, после службы, и приношу эту воду домой...

– Во время Крещенского сочельника.

– Да, в сочельник. Многие считают, что эта вода отличается. Есть ли действительно какая-то разница между водой, которую мы принесли в пятницу, и той водой, которую мы принесли в субботу?

– Тут надо говорить не про пятницу и субботу...

– Я имею в виду в этом году.

– Крещенский сочельник и Крещение – праздники переходящие. Если коротко, то во время Крещенского сочельника накануне Крещения и в сам день Крещения чин освящения воды один и тот же. Благодать одна и та же. Святая вода крещенская одна и та же – в утешение, исцеление и, как мы читаем во время чина освящения: «на всякую пользу изрядную». То есть она помогает нам, дает дополнительные духовные силы.

Были даже такие случаи в истории нашей Церкви, когда людям, по той или иной причине отлученным от Святого Причастия, благословлялось вкушение антидора и Великой агиасмы. «Агиасма» – в переводе «святыня». Это, конечно, ни в коем случае не может заменить Причастие, но, во всяком случае, считается, что большая благодать есть в этой святыне, освященной Духом Святым.

Разницы в этой воде, конечно, нет. Что интересно, я из года в год замечаю, что про 19-е число, про Крещение знают миллионы людей, а про Крещенский сочельник знают процентов десять (судя по тому, как прошли эти праздники). Поэтому иногда бывает так, что много людей приходит на сам праздник Крещения, а 18 января, накануне, никого нет. Поэтому тому, кто знает, что вода одна и та же, лучше, конечно, взять ее 18-го числа.

– Тем более 19 января – это суббота, выходной день, люди будут стоять до ночи.

– Не все знали об этом. Поэтому на будущее и сами знайте, и соседям подскажите, что лучше взять воду в Крещенский сочельник. Потому что это один длящийся непрерывно день: сочельник, перетекающий в Крещение, – это один и тот же праздник.

– Кстати, дореволюционная традиция тоже такая была: многие как раз в Крещенский сочельник брали воду, а 19-го числа уже спокойно шли на службу, и голова не была занята тем, как взять воду.

– А 19 января была такая практика – ходили на иордань. То есть разделяли: сначала освящали воду в храмах, а потом на тех или иных источниках, поэтому дважды было освящение.

Еще вспоминается такой интересный случай, анекдот про советские времена. Вот сейчас некоторые телезрители даже не поймут, а я это время застал, когда за крещенской водой ходили с бидонами. Потому что тогда не было, как сейчас, всякой пластиковой посуды. Или еще ходили с трехлитровыми банками. Но чтобы банки не разбить, многие ходили с бидонами. Сейчас молодежь послушает, скажет: неужели были такие времена, когда не было пластиковой посуды? Да, были такие времена.

– А это экологичнее, между прочим.

– Я с Вами полностью согласен. Потому что сейчас не знают, что делать с мусором. А в те времена, кроме оберточной бумаги, ничего не было, никаких полиэтиленов. В этом, конечно, была какая-то огромная продуманность.

– И вообще воду лучше в банке держать, между прочим, – экологичнее.

– Конечно. Возвращаюсь к теме. Бабушка простояла огромную очередь за крещенской водой. Зашла в центральный вход храма, вышла через боковой и поставила воду на выступ. А ее подруга смотрит на нее и видит, что на ее пальто нет ни одной пуговицы – все порвали в давке за крещенской водой. Вот это было в советские времена. Иногда и сейчас так бывает, когда люди не уступают друг другу. Бабушка вытирает пот со лба, начинает как-то запахиваться и говорит: «За святое православие и пострадать не жалко».

Вот так страдали за святое православие в битве друг с другом. Поэтому на будущее всех призываю, дорогие братья и сестры, вот так не страдать. Имейте выдержку, терпение и доброжелательность. Потому что первые будут последними, а последние будут первыми. Иногда человек приходит и говорит: «Ой, батюшка, а у меня вода зацвела». А ты вспомни, с каким чувством ты ее получала? Может, кого-то обошла? Кому-то, может быть, недоброе слово сказала, когда стояла в очереди? Или, может, роптала на священников, на церковь, что так медленно очередь идет... Поэтому всегда, что бы мы ни делали, нужно делать это с добрым чувством, с добрым расположением. А главное, надо помнить слова апостола Павла, который говорит: «Вы, сильные, должны сносить немощи слабых и не себе угождать».

Иногда спрашивают, как быть, например, когда в Лавре идет огромный поток людей к мощам преподобного Сергия Радонежского, а тебе надо уезжать, потому что автобус уходит или электричка. Я видел, как делают многие, и сам так делал. Когда невозможно подойти к мощам, я подходил к алтарной апсиде Троицкого собора (с обратной стороны того места, где лежат мощи преподобного Сергия), прикладывался к белому камню Троицкого собора с просьбой молитв преподобного. И я думаю, что разницы здесь нет никакой, если все это делать с верой и любовью к памяти святого. Ну невозможно приложиться к мощам – но мы же в Лавре, мы же возле Троицкого собора, где каждый камушек освящен!..

Поэтому на полчаса раньше или на полчаса позже получится взять святую воду – разницы нет никакой. Так же и с причастием, так же и с исповедью. Лучше пропустить другого вперед; может быть, ты потеряешь во времени, но приобретешь благодать.

– Батюшка, очень важную тему Вы затронули. К сожалению, до сих пор бывают перепалки во время причастия (не в вашем храме). Но ведь литургия не закончилась. Мы причастились, но все равно будем ждать проповеди, подходить к кресту, слушать молитвы после причастия. Какой смысл толкаться и бежать вперед? Наверное, это идет еще от советского времени, когда мы боялись, что не успеем.

– Меня поразил один случай, когда мы были в Батуми три года назад. Местные прихожане вычислили сразу, что в храме гости, и к Причастию всех пропустили вперед. А у нас как обычно? Сначала свои, потом все остальные. Меня это потрясло! Я задумался, почему так? И понял, что многое здесь от священника зависит. Он много говорил, объяснял, всем своим поведением показывал, что гость – от Бога. Вообще в Грузии гость всегда – от Бога.  Вот если бы такое отношение было и у нас, если бы мы брали пример с братской страны!

Мне очень нравится одно замечательное рождественское стихотворение:

Почтим святое Рождество

Того, Кто вызвал в нас сердечность,

Явивши в Боге – человечность

И в человеке – Божество!

 

– Удивительные стихи!

– Господь стал Человеком, чтобы человек стал богом по благодати. Так нам надо к этому как-то приближаться. Как приближаться? Вот этой человечностью на том месте, где мы находимся. Потому что вся наша жизнь из мелочей состоит.

– Следующий вопрос, достаточно часто повторяющийся в разных вариациях. «У меня очень сложные отношения с мамой, часто ссоримся. Она терпеть не может моего мужа, и мне кажется, что меня тоже. Порой так и говорит, что ненавидит меня. Но в силу обстоятельств мы не можем разъехаться, живем вместе. Мне порой не хватает сил промолчать; я назвала ее хамкой в ответ на ее хамство. Считается ли с моей стороны это непочтением родителей? Как вообще быть, когда такое отношение матери к моей семье?»

Батюшка, перед тем как Вы начнете отвечать, скажу буквально несколько слов. Я в свое время читала воспоминания матери очень известного священника Николая Соколова...

– И отца Федора, и владыки Сергия.

– Да, я читала ее воспоминания о том, как она жила в Москве в очень маленькой комнатушке. Это была, естественно, коммунальная квартира. Страшные 30-е годы. И к ним периодически приезжали, возвращаясь из ссылок, священники или вообще политические заключенные и останавливались у них в этой комнатушке. Представляете? Она пишет, что они всем давали помыться (естественно, из ссылок они грязные). Как – я поражаюсь, потому что там была только холодная вода. Они им давали помыться, кормили, укладывали спать, хотя в этой комнате были дети мал мала меньше, и такие нежданные гости жили в этой комнатке по нескольку дней. И так постоянно. Во-первых, она не боялась, принимала этих людей, хотя это было довольно опасно. И как я поняла, кроме добра, тепла и радости, что они пришли, ничего с ее стороны не было. А ведь это были, по сути, совсем посторонние люди!

– Это пример запредельный, конечно, но он показывает, что это возможно.

Но, судя по вопросу телезрительницы, становится понятно, что дело в самой дочери. Старец Паисий Афонский говорил: сделай так, чтобы тобой были довольны твои родители, и тобой будет доволен Бог. Если тобой недовольны родители, тобою недоволен Бог. Апостол Павел говорит: Дети, повинуйтесь своим родителям во всем, ибо сего требует справедливость (Еф. 6, 1). Какая справедливость? Божия. Есть даже русская пословица: яйца курицу не учат. Если бы было доброе расположение к матери, забота о ней, послушание, доброжелательность по отношению к матери... Ну не может такого быть, чтобы к матери относились доброжелательно, а она прямо совсем ведьма; такое тоже бывает, но очень редко. Старец Амвросий говорил: доброе слово и кошке приятно. Значит, это накапливалось постепенно, в течение жизни, а не тогда, когда пришел муж в семью. И тут тоже надо подумать: почему он не пошел работать на двух работах, чтобы снимать квартиру? Или почему жену к себе домой не взял? Тут масса вопросов возникает.

– Да. Мама, видимо, недовольна присутствием еще одного человека.

– Что делать? «Смирихся, и спасе мя Господь». В этих обстоятельствах надо пересмотреть свою жизнь и начать смиряться, другого пути нет. Разъехаться они ведь не могут… Кстати, даже если разъедутся, но отношения-то надо сохранить. Если разъедутся, а негатив останется, то легче не будет. Это же все равно пуповина, мы сообщающиеся сосуды. И то, что происходит в сердце, в уме, все равно друг другу передается.

– То есть мы верующие пока только на бумаге...

– Если с родной матерью не нашли языка... Поэтому и муж воспринимается в этом свете – в свете отношения дочери к матери. Я пожелал бы этой христианке поменять свое сердце, поменять свое отношение к маме, и отношение мамы тогда поменяется обязательно.

– И почитать, кстати, эти воспоминания.

– Да, что люди в трудностях, в чрезвычайных условиях...

– …в жутких условиях 1937 года...

– ...проявляли доброжелательность, уживчивость. Еще есть замечательная восточная пословица: я жалею, что пришел поздно (к чему-либо), но радуюсь, что не опоздал. Не поздно переменить отношение к матери. А самое главное,  есть действующий закон: такое же отношение детей будет к этой дочери. Закон справедливости: как ты относишься к родителям, так и дети к тебе. С чего вдруг дети будут тебя любить, если ты сама не любила свою мать?..

Кстати, интересно, что у корейцев (у нас священник, служащий в Покровском храме, связан с этой традицией) дети обязаны на 60-летие отца, а потом и мамы устроить праздник благодарности: накрыть стол, сказать слова благодарности. Это почти как свадьба. Все дети должны в этом принимать участие. Но по закону корейцев – дети устроят тебе такой праздник, такое торжество (забыл его название), если и ты своим родителям это сделал.

– Вот как! А если не сделал, то и сам не получишь.

– Да. Ты достоин, если ты своим родителям это сделал. Вот как интересно. И кстати, еще одна интересная традиция: день рождения корейцы  отмечают дважды – они еще отмечают день зачатия (отсчитывают от дня рождения девять месяцев назад). Для нас это выглядит очень традиционным и созвучным с православием. Ведь мы отмечаем два величайших праздника: день зачатия Иоанна Предтечи и день зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. В деревне, где жила моя мама (это Муромский район), был храм в честь зачатия Иоанна Предтечи. Представляете? То есть мы и Рождество Иоанна Предтечи, и Рождество Божией Матери празднуем, а еще и день их зачатия.

Сейчас из нашей культуры это ушло. Если бы это помнили, то не было бы такого количества абортов, нашей всеобщей трагедии, потому что люди понимали бы, что зачатие – это день начала жизни человека и личности. Василий Великий сказал: «Тот, кто должен стать человеком, уже человек». То есть в Церкви придается ценность этому моменту, когда две клетки слились, и в перспективе уже понятно, кто будет: мальчик, девочка, с какими глазами и прочее. «Тот, кто должен стать человеком, уже человек».

– «Что имеет в виду преподобный Амвросий Оптинский, говоря: “Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя бы сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь”. А разве дела любви не есть сама любовь? И что значит “вложит в сердце любовь”?»

Вот такой интересный вопрос. У нас образованные телезрители, начитанные.

– Иногда мы какие-то вещи делаем по долгу. Старец Амвросий говорит: тому человеку, который исполняет какое-либо дело (это послушание, забота, попечение) по долгу, Господь дарует награду, а тому, кто делает по любви, дарует утешение. Вообще сейчас, в наше время, если кто-то что-то делает по отношению к родным и близким или на работе как должное – это уже чудо.

– Согласна.

– А если к этому прибавляется еще усердие, внимательность, сообразительность, да еще и любовь, то это, мне кажется, уже чудеса XXI века.

Кто-то из мудрых людей сказал, что мы любим людей не потому, что они красивые, наоборот – он стал для нас красивым, потому что мы его полюбили. То есть сначала любовь, а потом все в розовом цвете. И все плохо, когда любви нет: тогда ищут повода, чтобы обвинить человека, в чем он не прав. За примерами не будем далеко ходить: своих малышей ведь любят «с головы до ног». Почему? Их просто любят. А ведь ребенок бывает вообще непонятно какой иногда. Но все равно любовь все покрывает.

– Снисходительны, конечно, родители.

– Кстати, у апостола есть замечательные слова: будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3, 18). А я имел смелость фразу апостола дополнить, или перефразировать: «Если не умеем любить делом и истиною, то будем любить хотя бы языком».

– Доброе слово и кошке приятно.

– Конечно. Апостол Павел говорит: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф. 4, 29).

Поэтому я отвечу этому человеку, который задал вопрос, и всем людям, которые задавали вопросы: все начинается со слов. Или с молчания. Если накаляется обстановка, самое лучшее – промолчи. Или, как авва Дорофей говорит: поднырни под волну. Авва Арсений говорил: «О многих вещах я жалел в своей жизни, а о молчании никогда». В Священном Писании сказано: «Многие пали от острия меча, но еще более тех, кто пали от языка своего».

– Это правда...  Вопрос: «Молитва матери за детей со дна моря поднимает. А молитва отца?»

– То же самое. Мать девять месяцев носит ребенка под сердцем, а потом три года непрестанно с ребенком. Недаром дают до трех лет по уходу за ребенком – это самое сложное время становления, возрастания его. Поэтому большей частью мать переживает. Но молитва отца – то же самое.

– «Как справиться с ревностью?»

– Вопрос очень сложный. Она вообще с нами родилась, но она не должна с нами умереть. Апостол Павел говорит: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем». Если у тебя такие обстоятельства жизни, то это твои обстоятельства; и не надо себя ни с кем сравнивать. Придет твое время, твой час – выберут и тебя.

– Батюшка, простите, но ревнуют не только девушки юношей, но и к священникам же ревнуют.

– Я про это вообще ничего не знаю.

– Ну как? Кому больше внимания уделил... Ревность – она глобальна: к начальнику, к учительнице, к священнику...

– Вообще надо молиться молитвой пророка Давида: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей  (Пс. 50). Мы должны понять, что это чувство – болезнь. Если так молиться, Господь даст спокойное расположение. В принципе, это недовольство своей жизнью, то есть человек недоволен тем, что уже имеет. Недоволен женой (или мужем), машиной, квартирой, зарплатой, возрастом, внешностью, одеждой... У этого лучше, у того лучше. Это путь тупиковый. Поэтому я всем желаю иметь чувство благодарности Богу, благодарить Бога за то, что есть. Как говорил Иоанн Златоуст, благодари Бога за скорби, и скорби минуют, благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все. Тогда ревность уйдет на второй план.

– Отец Мелхиседек, на таких замечательных словах заканчиваем, увы, нашу программу, но не заканчиваем наши разговоры. Спасибо Вам большое! И до новых встреч!

– Всех с великим праздником Крещения Господня!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать