Таинства Церкви. Великая княгиня Владимирская Мария Ясыня

18 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым) и членом Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской Сергеем Бирюковым.

– Сегодня с большим удовольствием я представляю наших гостей – иеромонаха Клавдиана, настоятеля храма в честь преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы, и Сергея Михайловича Бирюкова, руководителя группы компаний СМБ  и члена Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской.

А речь у нас сегодня пойдет о великой владимирской княгине Марии, которая вошла в историю как Мария Ясыня. Невероятно интересный образ!

Сергей Михайлович, мы с Вами два года назад (думаю, что наши телезрители помнят) проводили конференцию, посвященную Марии Ясыне, и во Владикавказе, и в Москве.

Отец Клавдиан, для Вас Мария Ясыня – это фигура несколько новая, и тем не менее я знаю, что Вы к ней уже прониклись почтением и пиететом. Первый вопрос: почему Вам тоже пришлась по сердцу эта святая?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Прежде всего, наверное, надо упомянуть это имя потому, что она была праматерью наших великих князей Московских. Не знать о ее жизни, деятельности, связанной прежде всего с историей нашего Отечества, как бы неправильно. Поэтому, постепенно проникая в глубины истории Москвы, России, вдруг увидим такие личности, которые, может быть, были не всем известны. А Мария Ясыня, как великая княгиня, была праматерью рода великих князей Московских. Поэтому соприкасаясь с ее жизнеописанием, летописными сводами, которые упоминают ее имя, конечно, удивляешься и проникаешься в ее подвиг не только как управительницы, но и как воспитательницы наших великих князей. А все-таки потомки ее были великими людьми: это Александр Невский, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Евфросиния Московская.  Тем паче я назначен настоятелем храма Евфросинии Московской, и мне бы следовало знать корни (древо), из которых она происходила.

– Удивительно, что Дмитрий Донской и Евдокия Московская приходились друг другу дальними-дальними, но родственниками. Понятно, что все Рюриковичи в какой-то степени были родственники, но и Дмитрий Донской, и Евдокия Московская вели свою родословную от Всеволода Большое Гнездо и Марии Ясыни, великой княгини Владимирской, которая была супругой Всеволода Большое Гнездо.

Очень значимая фигура в нашей истории. К сожалению, о нем мало что известно, а он был, может быть, одним из первых великих русских князей, который понимал необходимость централизации русской власти, который вел себя действительно как первый объединитель русских земель. Он был сторонником централизации власти и укрепления ее вертикали. Может быть, поэтому у него было такое серьезное потомство, озабоченное собиранием русских земель (как Дмитрий Донской).

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

:

– И личность его была настолько сильная, что он упоминается во многих летописях.  Даже в «Слове о полку Игореве» показана его мощь, его влияние, его авторитет как воина и как отца великих князей. Поэтому, конечно, вместе с такой супругой – и благочестивой, и сильной по характеру – им удалось быть действительно большим гнездом для России.

– Сергей Михайлович, сколько было детей у них?

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Четырнадцать вроде бы.

– Двенадцать, как и у Дмитрия Донского и Евдокии Московской.

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Вы знаете, я как гражданин России, как патриот России, работая в представительстве Осетии при Президенте России, столкнулся с таким фактом, что среди нынешней молодежи, к сожалению, не все знают о том, что в таких великих русских князьях, как Александр Невский, текла еще и осетинская кровь. И многие студенты, которые учатся в Москве, когда я им об этом рассказывал, удивлялись: «Сергей Михайлович, Вы нам открываете такие тайны! Это же наша гордость, мы должны про это знать».

– Да, Мария Ясыня была бабкой Александра Невского.

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Да, и про это надо рассказывать. Нынешнее поколение молодежи должно обязательно про это знать. Это же действительно пример для подражания, ими нужно гордиться. Россия и Осетия уже столько веков вместе, и, к сожалению, мало про это говорится. Слава Богу, что сейчас есть возможность этим заниматься. Я хочу, чтобы нынешняя молодежь и во Владикавказе, и в Москве знала, что это вековые родственные узы. В общем, хотелось бы, чтобы нынешняя молодежь брала с них пример. Столько много в Осетии молодых очень достойных, красивых и воспитанных девушек, и если хотя бы часть из них пойдет по пути Марии Ясыни, Родина наша будет очень сильная.

– Это наказ президента Владимира Путина Вы повторяете. (Смеется.)

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Это пожелание поколению.

– Отец Клавдиан, 30 марта в 16 часов в храме Евфросинии Московской пройдут традиционные Евфросиниевские чтения, которые будут посвящены как раз Марии Ясыне. Пожалуйста, несколько слов об идее чтений, посвященных именно Марии Ясыне: кто будет принимать участие, что будет во время этой конференции. Может быть, кто-то из телезрителей тоже захочет принять участие, прийти, послушать.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Действительно, конференция традиционная. Она повторяет свое название еще с прошлых конференций. Цель ее, прежде всего, донести до молодого поколения значение этой святой не только как местное, как великой княгини Владимирской, но и как общероссийское и международное. Потому что мы планируем пригласить и представителей диаспоры осетинского народа, и духовенство. Будут выступать авторитетные историки, те, кто занимается проблемой, кто не только изучает летописные своды, но и были в свое время участниками обретения мощей святой Марии; ученые, которые изучают останки, которые могли бы дать подтверждения (прямые и косвенные) о том, каково было ее происхождение. Потому что действительно существует несколько версий ее исторического происхождения. Но детали, открывающиеся сейчас благодаря этой теме, которая поднимается уже не первый год, действительно приближают нас к тому, чтобы подтвердить ее осетинское происхождение, с Алании.

С другой стороны, цель не просто какая-то узко историческая, а именно донесение до аудитории (всей палитры людей всех культурных слоев) значение этой святой. И так сложилось, что есть возможность объединить наши усилия с осетинским народом для того, чтобы знать свою историю, почитать эту святую как великую святую. Мы пригласили многих людей, которые тем или иным способом связаны с этой темой, из Владимира, Москвы, Осетии. Поэтому будем рады ждать гостей. Я думаю, материалы по результатам этой конференции потом будут распространены, вывешены. Думаю, что те, кто не сможет быть на конференции, смогут познакомиться с докладами, которые будут доноситься. Название конференции – «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария Ясыня: от аланской княжны до великой русской святой». Я думаю, что в этом названии как раз сконцентрировано все значение, весь смысл конференции, которую мы проводим.

– Конечно, было некой интригой то, что касается ее происхождения. Для меня даже странно, что в самом Княгинином монастыре во Владимире, где она погребена, ее долгое время считали чешкой, что она с чешских и словацких земель. Когда мы там были, я спрашивала одну из монахинь монастыря, собственно почему им вдруг пришло на ум, что она чешка. Ясыня, ясска – даже прозвище само о себе говорит. И сестра ее сначала приехала в Киев, была замужем за великим князем, и было написано, что аланы приезжали. Но кому-то вот так показалось, что чешка.

Насколько я понимаю, все дело в отчестве Шварновна. Вроде бы оно походило на имя чешского боярина Шварна. На конференции будет присутствовать Людмила Евгеньевна Морозова, известный историк, доктор наук, автор множества книг, касающихся «женской» истории. Она очень скрупулезно всегда изучает документы. Она подняла очень много летописей того времени и говорит, что в Чехии не было воеводы по имени Шварн. Как раз наоборот, отчество происходит от аланского – «Сварн», оно ясского происхождения.

Вообще, вы знаете, как ни странно, о ней известно все-таки много, несмотря на такую интригу и запутанность истории. Я уже давно занимаюсь, что называется, «женской» историей России, и о ней весьма много написано в летописях. Даже Карамзин о ней упоминает достаточно много. То есть настолько у нее был яркий образ, что даже летописи его сохранили. Хотя мы знаем, о женщинах очень мало что известно.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Это было несвойственно.

– Она же упоминалась  летописцами. Они называли ее и Ольгою, и Феодорою, то есть сравнивали с благоверными великими княгинями: с нашей равноапостольной Ольгой и с Феодорой Византийской.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– С царицей Еленой.

– Да, с Еленой сравнивали. И знаменитое ее завещание потомкам, когда она повторяет слова Ярослава Мудрого: «Распри княжеские губят Отечество, возвеличенное трудами предков», тоже осталось в летописи. Хотя та же Людмила Евгеньевна Морозова пишет, что история знает единственное женское завещание – как раз Марии Ясыни. В основном остаются завещания мужей, великих князей – это для истории естественно. А вот женское завещание – единственное, которое осталось в летописи. То есть личность действительно была уникальная! Да, Сергей Михайлович?

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Личность была великая для подражания! Будем ее чтить. И надо не только здесь проводить такую конференцию. Надо, чтобы она стала почитаемой святой везде, не только во Владикавказе, но и в Цхинвали, и в Северной, и в Южной Осетии.

– Пятигорск, Северный Кавказ.

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Да. Причем есть к этому интерес. По своим служебным обязанностям мне приходится общаться с разными людьми и в Южной, и в Северной Осетии, люди хотят это услышать. Обязательно нужно проводить такие конференции, собирать аудиторию, чтобы люди знали о ней.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– И завещание этой святой актуально до сих пор.

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Оно всегда было актуально, но сейчас, наверное, как никогда.

– Читаешь о том, как ее дети любили!.. Надо же было так воспитать детей, чтобы они так мать почитали!

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Она – пример жены и матери.

– Мученик Георгий, знаменитый ее сын, «отбил» мощи мученика Авраамия у булгар и, как пишут, внес эти мощи в Княгинин монастырь на плечах. Они там хранились, он для матери их принес. Достаточно долго он шел, неся на плечах мощи мученика Авраамия. Это настолько душу теребит! Думаешь, насколько же действительно дети любили и почитали свою мать, что свои победы посвящали ей даже таким вот образом.

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Какой надо быть матерью, чтобы воспитать таких детей! Прежде надо быть хорошей матерью, хорошей женой, и потом вырастают такие дети, внуки, которые тоже становятся достойными и воспитывают таких же достойных. Это очень хороший пример для подражания.

– Отец Клавдиан, хотела как раз Вас спросить по поводу подражания: сейчас общество ищет эти образцы. Многие не хотят, чтобы искали, а люди ищут, и ищут даже дети. Я недавно была в одной гимназии нашего округа: ведущая хорошая гимназия, но не с православным уклоном, а обычная светская. Меня туда пригласили с моим фильмом «Милосердие на войне». Знаете, я сначала подумала: детям по 16 лет, обычная гимназия. Какое им «Милосердие на войне»? Фильм идет 44 минуты. Естественно, очень тяжело воспринимается. А мне: «Нет, приходите».

И вы знаете, я была просто потрясена: во-первых, зал наполнился полностью,  мальчиков было больше, чем девочек; и через полтора часа меня просто увели учителя, потому что уже уроки срывались. Столько было интересных и умных вопросов! И не то что их сочинил кто-то из педагогов, детям было интересно, был лес рук! То есть это говорит о том, что уже шестнадцатилетние дети ищут идеал. А насколько сейчас образы Евфросинии Московской, Марии Ясыни, с Вашей точки зрения, актуальны для современных женщин?

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Вопрос, конечно, риторический, потому что ответ на него ясен – именно Святая Церковь предлагает образцы для подражания, которые непререкаемы и святы. Мы всегда, как христиане, стремимся к совершенству в духовной жизни, и Святая Церковь предлагает нам этот путь, причем не абстрактный, а тот, который воплотился в делах ярких представителей Церкви. Поэтому материнство, преданность своему мужу в те древние времена – это был очень важный подвиг, ведь великие князья были вынуждены скитаться и воевать бесконечно и должны были иметь твердый тыл, чтобы воспитать своих сыновей, которые потом возьмут хоругвь великого княжения и будут преемниками. Эта миссия возлагалась на жен. Поэтому, конечно, это очень многогранный образец для подражания – как Евфросиния Московская, как другие святые жены Руси. И Сам Бог велел знакомить с нашими московскими святыми москвичей в первую очередь. И россиян, чтобы они могли действительно вооружиться этим примером.

И посмотрите, даже несмотря на такое свойство материнства, как большое количество детей, – это и поддержка своим мужьям. Более того, как венец жизни духовной – монашеский постриг. А известно, что дети Марии Ясыни, когда она уже тяжело заболела, не уговаривали ее остаться на постели, не ублажали ее всякими утешениями – они восприняли ее решение о постриге внимательно, с трепетом и проводили ее всем семейством с мужем в монастырь. Она постриглась в схиму; это как венец ее ожидания, чаяния подвигов духовной жизни как христианки.

Поэтому это не было традиционно. Ведь она же умерла не в преклонном возрасте, и этим своим шагом она показала свое желание быть с Богом, быть действительно достойной Царства Небесного в облике уже ангельском.

Конечно, эти святые образы, которые являет Церковь людям, не могут быть бесполезными или неправильными. Мы, как христиане, почитаем эти образы и стараемся всем об этом рассказать, чтобы те, кто хочет, кто имеет желание в своей жизни раскрыться как личность, могли бы воспользоваться этими примерами.

– Почему я этот вопрос задала? Потому что, давайте посмотрим, это же женщина состоявшаяся, как сейчас бы сказали, да? Высокообразованная. Мы знаем, насколько высокообразованной была Евдокия Московская. Ее монах Лаврентий учил, автор Лаврентьевской летописи – это же дорогого стоит! Высокообразованнейшей женщиной была Мария Ясыня. Богатые женщины, состоявшиеся, обладавшие достаточно серьезной властью – и у них просто какое-то соцветие добродетелей. Это милосердие, строительство храмов, строительство монастырей. Пишут в летописи, как Мария Ясыня уважала священство, уважала монахов. И этому же она учила своих детей.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Она даже в своем завещании, по-моему, сказала: почитайте старцев (то есть старших по возрасту) и священнослужителей, потому что они – носители Божественной благодати. И приводила слова из Священного Писания: «Во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение». То есть это тоже важный очень аспект. Когда молодые люди начинают проводить определенную политику или пытаться управлять чем-то серьезным, то, как говорил премудрый Соломон, могут и разрушить то, что им вверено. Поэтому, конечно, это совет старческий, духовнический; традиции старцев очень важны. Что имела в своей жизни и передала своим сыновьям Мария Ясыня?

– Благотворительность. Когда был страшнейший пожар во Владимире и сгорело практически все, она продала, как написано, свои драгоценности, свои красивые головные уборы (а они у великих княгинь действительно были очень хороши, это понятно) и раздала деньги нищим. То есть было еще такое нищелюбие.  Невероятно красивый букет получается!

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Кстати, замечается параллель между житием Марии Ясыни и Евфросинии Московской. И кажется, наверное, что Евфросиния Московская знала о таких своих благочестивых предках и, конечно же, молилась святой, потому что она была прославлена сразу после своей кончины. И видимо, подражала в благочестии своей прапрапрабабушке.

– Собственно, она и установила в Москве почитание Марии Ясыни; Евфросиния Московская внесла в Москву этот образ. Я о Марии Ясыне как раз и узнала, когда писала очередную статью о Евфросинии Московской. Что называется, нашла след. Меня иногда спрашивают: «А как Вы вдруг?..» Я отвечаю, что когда занималась Евфросинией Московской, читала о ней, я нашла, что преподобная в Москве распространяла знания о Марии Ясыне, хоть та была ее пра-пра-пра... Но все равно она ее почитала, как Вы, батюшка, сказали, как свою праматерь.

Сергей Михайлович, а Вам из добродетелей Марии Ясыни что ближе?

Сергей Бирюков, член Попечительского совета Фонда имени великой княгини Евдокии Московской:

– Это была настолько целостная личность! Это же нужно иметь такой характер: обладая светской властью, имея деньги, заниматься не просто благотворительностью – ведь благотворительностью можно заниматься просто для собственного удовольствия, ради своего «я», – здесь было совсем другое. Мать, жена, государственный деятель, человек духовный, церковный – и отказаться от всего! Таких личностей, согласитесь, не так много. Обладая всем, когда можно было просто жить в свое удовольствие, ничем себя не заботя, она от всего отказывается и уходит в монастырь. Как можно не восхищаться таким человеком? Как можно не восторгаться? Однозначно надо не просто брать это в пример, надо этому постоянно следовать. У нас, слава Богу, много среди богатых достойных и хороших женщин, и если часть из них услышит об этом, а из этой части, которая услышит, последует… Нас и так никто не победит, а если так...

– У нас буквально минута осталась до окончания программы. Мне хотелось бы подчеркнуть то, о чем Вы, батюшка, в начале сказали: что она была очень мудрым государственным деятелем, то есть помогала мирить князей. А это же период междоусобицы, когда шел брат на брата, отец на сына, сын на отца. Время было тяжелое, междоусобицы невероятные. Посмотрите, она мирила, помогала мужу мирить русских князей. Всеволод ведь был очень великодушным человеком. Это известная история, как его враги (вернее, не сами, а мать и жена) попали в плен и как он к ним добродетельно отнесся! То есть принял как родных, что называется, поил, кормил мать и жену своих врагов, которых бросили во время боя. Видимо, Мария Ясыня способствовала такому умягчению нрава своего супруга, который являлся воином.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Да, тема мира и взаимного уважения людей, культур важна и сейчас, в нашем современном обществе.

– В завершение, батюшка, я попросила бы Вас еще раз пригласить на конференцию наших телезрителей.

Иеромонах Клавдиан (Сафонов), настоятель храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской:

– Благодарим Вас за то, что Вы нас пригласили на программу и дали возможность рассказать об этой конференции. Конечно, мы приглашаем всех желающих поучаствовать в ней, и я думаю,  это будет весьма полезно и духовно, и с точки зрения патриотизма и любви к нашей русской истории.

– Сердечно благодарю наших телезрителей. От имени отца Клавдиана и Сергея Михайловича Бирюкова еще раз приглашаю всех в храм Евфросинии Московской в Котловке, и не только на конференцию. В дополнение скажу, что будут очень интересные доклады, будет показан и мой фильм о жизни Марии Ясыни (небольшой, 26 минут, но очень содержательный; съемки были и в Москве, и во Владимире). И всех ждет небольшая постная трапеза с постными осетинскими пирогами.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 февраля: 03:00
  • Суббота, 22 февраля: 13:00
  • Суббота, 29 февраля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы