Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)

6 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
 – Сегодня архимандрит Мелхиседек продолжает отвечать на ваши вопросы.

Первый вопрос: «В следующем году мы запланировали с молодым человеком расписаться и повенчаться. Но все родственники отговаривают, потому что будет високосный год, якобы нельзя играть свадьбы. Я в это не верю, считаю язычеством. Молодой человек со мной согласен. Интересно Ваше мнение».

– Я никогда такого даже и не слышал про високосный год. Может, тогда в високосный год вообще ничего не надо делать: ни строить, ни поступать куда-то?.. Причем здесь високосный год? Счастливой или несчастливой нашу жизнь мы делаем сами. Есть такая поговорка: что посеешь, то и пожнешь. Сеющий доброе – пожнет доброе, а сеющий злое – пожнет злое. Вне зависимости от года (високосный он или нет) – пожнешь то, что посеешь. Поэтому обращать внимание на это не надо. А маме и папе, которые находятся под этим субъективным мнением, надо сказать, что все будет хорошо, что это совершенно надуманные вещи, заблуждение.

– Тем более будут венчаться. Молодцы!

– Но все-таки родителей надо уговорить, потому что должно быть доброе начало, чтобы все были настроены правильно и благожелательно. Сказать: «Мы вас слушать не будем» – нельзя. Вообще можно выход из положения найти и расписаться в конце этого года. Зачем тянуть? Еще полгода впереди.

– И родители успокоятся. Что их нервировать? Пожилые люди ведь переживают из-за всего.

Вопрос: «Дозволяется ли посещать богослужения в других христианских храмах? Был на пасхальных богослужениях в католической церкви и баптистской. В обряде причащения не участвовал».

– Зачем человека туда занесло? Тем более на пасхальное богослужение. Разве у нас своих пасхальных богослужений не было? Это, конечно, крайность. Это говорит о каком-то непостоянстве человека, он до сих пор в чем-то не разобрался. Святитель Филарет однажды сказал: «Не знаю, спасутся ли католики, но точно знаю, что если я стану католиком, то не спасусь». Не надо экспериментировать. Мы – православные христиане. «Кому Церковь не мать – тому Бог не отец», – сказал кто-то из наших святых. Одно дело, если мы оказались за рубежом...

– В качестве туристов.

– Да. Есть святые неразделенной Церкви. Например, в Венеции есть очень много храмов с мощами святых до разделения Церквей, и люди, бывая там, молятся перед этими мощами, прикладываются к иконам; все это похвально. Но быть на богослужении нет необходимости. Если это получилось невольно (например, зашли поклониться святым мощам, а в это время идет богослужение, но другой возможности у вас не будет), тогда можно зайти, приложиться к мощам и выйти. Но целенаправленно принимать участие в богослужении – это уже какая-то крайность.

– Просто сейчас люди много путешествуют. Наверное, человек решил, что можно и в таких храмах еще побыть...

– Сейчас модное направление – Таиланд. Но там совершенно другая культура, совершенно невообразимая религия. «Ой, а мы были в храме на экскурсии». Хорошо, была какая-то экскурсия, в том числе и в храм. Но когда все пошли в храм, надо было мороженое купить и под пальмой постоять.

– А что там внутри делать? Там внутри, наверное, и нет ничего.

– Всё на себе несет печать духовного облучения. Люди неверующие или ищущие приходят в православный храм и удивляются, что у них вдруг и слезы текут, и чувство умиротворения появляется. Человек даже не понимает, что с ним происходит. А это духовное облучение со знаком плюс. Но если вы зашли в какие-то другие храмы, совершенно не христианские, там тоже получите облучение, только со знаком минус. Даже сама эстетика индийских, буддийских храмов: какие-то драконы... На красивую картинку смотришь – совершенно другое впечатление, а здесь даже сама картинка вне нормальной эстетики. Поэтому не надо этого.

– Вопрос: «Скорби – для смирения, но не все смиряются, есть те, кто озлобляется и становится еще хуже, чем раньше. Тогда зачем такому человеку Господь дает такую ношу?»

– Кто-то сказал, что наша жизнь – как пианино: в ней есть клавиши белые и черные, и невозможно сыграть нормальную мелодию, не коснувшись и черных клавиш. В жизни у нас не только лишь одни выходные и отпуска. Не только молодость и юность, но и старость; не только работа, но и безработица; не только многодетность, но и неимение детей. Много чего в нашей жизни происходит и случается, но что бы в жизни ни случалось, все это для спасения нашей души.

Однажды, когда я заболел воспалением легких (это было много лет назад), у меня появилось время для чтения. Я взял в руки творения Иоанна Златоуста и стал читать его размышления о смысле страданий. Он рассуждал о невинно убиенных Вифлеемских младенцах, что Жизнь (то есть Христос) вошла в мир, и это послужило причиной отнятия жизни у Вифлеемских младенцев. Большое количество страниц он рассуждал на эту тему, и вдруг я прочитал фразу, которую запомнил на всю жизнь. Он пишет, что у Бога пользы больше, чем наказания.

Наказание огромное? Да. Судьба страшная? Да. Но у Бога пользы для души больше, чем наказания. И он говорит, что если бы вот так не сложилась судьба этих младенцев, может быть, спустя тридцать лет они стояли бы возле Креста и кричали: «Распни! Распни Его!» А так эти невинные души оказались у Бога, в руках Божиих. Эта смерть была сделана человеческими руками, и Бог не останавливает течение хода истории. Например, когда машины должны столкнуться, они не останавливаются вдруг как вкопанные. Пуля, вылетевшая из ружья, тоже не останавливается. Не останавливается ход нашей человеческой жизни. Но Промысл Божий, который есть непрестанное действие благости и премудрости Божией, добрым поступкам и добрым действиям вспомоществует, а злые прекращает или направляет к благим последствиям.

Поэтому относительно страданий и скорби: все направлено только к одному – к спасению нашей бессмертной души. Самое главное – самим не изобретать скорби. Есть одна молитва, которая не написана ни в одном молитвослове (и я об этом жалею), сочинил ее почивший оптинский послушник. Молитва такая: «Не суй меня, Господи, куда меня не просят». Порой мы сами изобретатели скорбей для себя. Один человек рассказывает своим друзьям: «Я милицию не понимаю! Ну, пьяный; ну, на красный; ну, по встречной, ну, задом...»

Так порой и в храме люди недоумевают: «Батюшка, почему мне в жизни не везет?» А сам рассказывает такие грехи! И воровство, и измены, и гнев, и неуважение к матери... И еще удивляется, почему ему в жизни не везет.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Не берите на себя самодельных крестов». Потому что мы сами лезем туда, куда нас не просят; это надо останавливать. На самом деле когда с человеком происходят одни, другие приключения, он все-таки начинает скромнее думать о себе.

Однажды, когда мы строили Покровский храм (это было лет восемь назад), мои помощники пришли в банк. И женщина спрашивает работника банка (человека, который имеет определенный достаток, положение): «А вы Богу молитесь?» Он отвечает: «А зачем? У меня все есть».

– «У меня и так все хорошо».

– Да. Но разве молиться Богу надо, когда стало что-то нехорошо? Богу надо молиться по любви. Кто-то сказал, что Бог разговаривает с людьми на трех языках: сначала языком любви, но мало кто этот язык слышит и понимает; язык болезней и скорбей начинают понимать многие; язык страданий люди понимают еще больше и тогда уже ищут Бога.

Жизнеописатель судьбы Руссо пишет, что когда он умирал, к нему пришел друг и говорит: «Брат, держись!» На лице Руссо появилась саркастическая улыбка, и он сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Потому что он Бога отрицал. А кроме Бога, за что еще можно держаться?

Иногда скорби и страдания становятся для человека каким-то поворотом в духовной жизни и приводят к осмыслению, для чего он живет, что его ожидает. Для многих это становится поворотным моментом в лучшую сторону. «У Бога пользы больше, чем наказания». Маленькой бедой Бог избавляет нас от большей. Один человек в луже видит грязь, а другой – отражение неба. Луж по жизни у каждого очень и очень много, но важно увидеть в них не грязь, а отражение неба и особый Промысл Божий о тебе через эту ситуацию, в которой ты оказался.

– Следующий вопрос: «Что такое “перемолиться”?»

– Есть такие случаи, когда человек молится и забывает о тех людях, которые вокруг него. Например, бабушка молилась-молилась и забыла приготовить завтрак своим внукам и детям. Жена молилась-молилась и забыла, что у мужа день рождения или командировка, что мужа надо накормить, погладить ему брюки. И так далее. Вот такие простые моменты, когда мы потеряли ориентацию во времени и в пространстве и забыли про родных и близких. Всему должно быть свое время. Например, женщина пришла на раннюю литургию, потом осталась по каким-то причинам еще и на позднюю, забыв о том, что она – семейный человек. Я думаю, об этом речь.

– Многие старцы, в том числе современные, советуют не брать на себя излишних молитвенных подвигов; они пишут, что человек может перегореть. Во всем нужна мера. Как спортсмен: он не может сразу поставить олимпийский рекорд. Во всем нужна постепенность, соразмерность.

– Но иногда есть определенная горячность, порыв и желание. Например, для кого-то утренних и вечерних молитв достаточно. Но если вдруг пришло желание почитать за родных и близких акафист Спасителю, Богородице или святителю Николаю, не надо себя в этом останавливать. Когда есть порыв, желание, вдохновение, надо этим пользоваться. То есть свои порывы в данном случае останавливать не надо, но они не могут стать правилом. Епископ Игнатий однажды сказал: «За чрезмерным (большим) молитвенным правилом следует оставление всякого правила».

«Правилу маленькому, но постоянно исполняемому, нет цены». Если ты захотел прибавить какие-то молитвы – на здоровье; с Божьей помощью прибавь, если это порыв твоей души. Но не возводи этот порыв в постоянство, потому что не сможешь это потянуть, а за оставлением правила случается смущение. Поэтому все красит мера.

Самое главное, за молитвой не забывать о родных и близких. Не забывать о тех, кто рядом в храме: поставь стульчик бабушке, стоящей рядом и переминающейся с ноги на ногу, или беременной женщине. Если ты кашляешь так, что весь храм на тебя оборачивается, лучше постой в конце храма или вообще пропусти службу (нужно подлечиться, а потом в храм идти). То есть за молитвой не надо забывать своих родных, близких, свои семейные обязанности.

Сейчас много людей появилось в храмах – пора экзаменов, ЕГЭ...

– Молятся Божией Матери перед иконой «Прибавление ума».

– Был интересный случай: приходит одна девушка к священнику и говорит: «Батюшка, у меня сейчас экзамен. Я уже прочитала акафисты Спасителю, Божией Матери, святителю Николаю, преподобному Сергию Радонежскому. Что бы мне еще почитать, чтобы благополучно сдать экзамен?» Батюшка погладил ее по головке (батюшка был пожилой, а пожилым свойственно жалеть): «Дочь моя, может, ты билеты почитаешь?»

Конечно, молиться перед экзаменом нужно, но почитать учебники, лекции – обязательно. Потому что благодать не приходит на пустое место, она приходит на труды. А потом уже – везение, которое, как известно, от Бога.

– Конечно. Можно разные билеты вытянуть: полегче или потруднее.

– Если человек из семидесяти билетов честно выучил пятьдесят, ему все-таки должно повезти.

– Вопрос: «Мне довелось взять взятку в небольшом размере, но все эти деньги я отдала нуждающимся. Считается ли это грехопадением?»

– Грехопадением точно не считается; грехопадение – это нечто другое. Все-таки взятки караются законом. Если взятка была коробкой конфет, арбузом, дыней или фруктовой корзиной – этим, конечно, поделиться можно. А когда ты находишься на какой-то должности и люди хотят ускорить решение своего вопроса незаконным путем, путем подношения взятки, то есть такая поговорка: сколько веревочке ни виться, а конец будет. Поэтому не надо рисковать, злоупотреблять этим и вставать на этот путь... Одно дело, когда это благодарность за какой-то труд, уже сделанный, – это не называется взяткой. И другое дело, когда дают наперед, чтобы что-то сделали против закона.

– Вопрос: «В чем разница между земным поклоном и глубоким поясным?»

– В духовном плане нет никакой разницы: это выражение твоего благоговения перед Богом. Это когда ты свои молитвы подкрепляешь еще и участием тела. Василий Великий говорит, что во время поклона мы осознаем себя грешниками, а в момент, когда поднимаемся, задумываемся о том, что подняться из греха мы можем только милостью и помощью Божией.

Поэтому если есть у вас силы на земной поклон – Бог в помощь; нет сил – делайте поясной. Когда-то придет такой возраст и состояние, когда только кивок головы будет вместо поклона. Разницы никакой нет. Сердечное расположение важнее всего.

Блаженный Августин нам всем пожелал: «Проси у Бога не облегчения ноши, а крепких плеч». Я вам от всей души желаю, чтобы у вас были духовно крепкие плечи. Мир всем и Божие благословение!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 03:00
  • Суббота, 20 апреля: 13:00
  • Суббота, 27 апреля: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать