Свет невечерний. Рефлекс толпы

15 мая 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповеди архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Здравствуйте, друзья мои! Совсем недавно мне приходилось наблюдать, как во время одного приходского праздника епископ раздавал памятные иконки и толпа православных христиан едва не сбила святителя с ног. Я думаю, многие из вас видели такие сцены, особенно на большие праздники, когда раздают артос, освящают воду, привозят какую-то святыню, и когда непременно случаются казусы, которые не делают чести православному обществу, – верующие люди вдруг превращаются в толпу. И для нас это некоторый вызов, который должен быть богословски осмыслен и, может быть, даже должен привести к некоторым выводам канонического или организационного характера.

Как может быть, что христиане способны превращаться в толпу? Что такое толпа? Это некое сообщество или масса людей? Люди могут представлять собой строй, а могут – стаю. В идеале церковной жизни сообщество верующих людей – это община, а община – это разновидность семьи, то есть тоже организованное сообщество людей. Толпа – это неорганизованное сообщество людей, толпа обезличивает человека. Люди, которые изучают движение народных масс, стихий и пишут книги по психологии масс, говорят о том, что в толпе очень сильно резонируют какие-то низменные, совершенно первобытные инстинкты.

В толпе люди «отолпевают», если так можно выразиться, то есть толпа может сделать то, что ни один конкретный представитель этой массы никогда бы не сделал сам лично. Люди бывают способны на убийства, на жуткие беспорядки, кровопролития, то есть ими руководят некие первобытные инстинкты, и отдельный человек даже не подозревает, что они в нем есть. Инерция толпы в том числе проявляет себя в церковных праздниках, и для нас это большая проблема, потому что если люди в толпе «отолпевают», значит, все это перечеркивает встречу в Церкви общины, то есть сообщества людей, где у каждого есть собственное лицо. Толпа обезличивает человека.

Может быть, наш опыт советской действительности, особенно последних лет жизни в Советском Союзе – грустных лет, когда великая страна разрушалась, – дает понять все недостоинство, всю унизительность этого «отолпевания», унизительность толпы и бесчисленной очереди. Я очень хорошо это помню. Хорошо помню перестроечное время, когда люди превращались буквально в попрошаек: стояли часами, чтобы получить два пакета сахара или муки, получали талоны на продукты, бежали за ними, и вырабатывался нездоровый инстинкт толпы. То есть в каждом конкретном человеке вырабатывалась привычка быстро превращаться в толпу. В чем она проявлялась? «Штось дають?» – как говорят у нас в Белоруссии. Вдруг пронесся слух, что в каком-то магазине что-то «выкинули», – и все тут же срываются с места, бегут, становятся в очередь, и только в очереди узнают, что дают.

В Церкви тоже периодически что-то «дают». Например, в Фомину неделю верующим обычно раздают артос – кусочки благословенного хлеба. Артос – это не замена Причастия, не замена просфоры или антидора, это хлеб, который является памятью Пасхи, памятью Воскресения. Это хлеб, который на самом деле каждую субботнюю всенощную освящается в каждом храме, где происходит лития. Наверняка вы встречали большие хлебы, которые разрезают на вечернем богослужении субботы и раздают прихожанам, – это тоже артос. И вот как-то при выходе из церкви я слышу, как женщины перекидываются фразами: «Где дают артроз?» – «Кто выдает артроз?» Спрашиваю: «А зачем он вам нужен?» – «Все берут, и я беру!»

Этот инстинкт толпы привносится и в церковную жизнь, ведь он необязательно связан с раздачей иконок, артоса и так далее. Лучше назвать его даже не инстинктом, а рефлексом, который наслоился от нашей тяжелой жизни на наши реакции. Рефлекс толпы следует в себе истреблять, с ним нужно бороться. Дело в том, что, включая этот рефлекс, мы компрометируем все церковные события и таинства.

Священникам бывает очень тяжело бороться с тем, что люди идут в церковь освящать куличи, получать святую воду или прикладываться к мощам не потому, что они ищут некоторого духовного дара или хотят обрести свое лицо. Когда ты идешь сознательно, понимая, что происходит, то действительно духовно возрастаешь рядом со святыней. Но если вместо потребности в духовном росте в тебе работает рефлекс толпы, ты тем самым губишь себя: даже если ты стоишь в очереди за святыней, ты не в состоянии получить этот духовный дар. Поэтому многие мудрые священники говорят, что нас совсем не утешает и не радует факт, что на праздники в церкви так много людей, потому что чаще всего это посторонние люди, которые не понимают, что здесь происходит. Они пришли за артосом не как за памятью Пасхи, а решили получить «артроз» только потому, что его всем раздают.

Накануне Пасхи, в Великую Пятницу выносят плащаницу Спасителя, и мне передали разговор двух женщин, которые пристроились в очередь к плащанице, чтобы приложиться к ней потому, что все прикладываются. Они решили тоже приложиться: а вдруг поможет – может быть, пенсию поднимут, удастся квартиру разменять, ребенка пристроить. То есть в них опять сработал этот рефлекс толпы, и одна спрашивает другую, стоя у плащаницы: «Слушай-ка, а чьи это мощи привезли?» Тогда вторая, более просвещенная, оглядывая плащаницу, говорит: «Так вроде Самого Спасителя!» То есть люди пришли в храм и простояли в очереди, не понимая, зачем они пришли, не понимая, что за событие вспоминается сегодня, каков его смысл и где об этом написано в Священном Писании. Зачем это вообще нужно делать? Может быть, лучше вообще ничего не делать, чем подчиняться рефлексу толпы, который унижает человека?

Почему мудрые священники говорят, что их не радует обилие людей в праздники? Потому что они понимают, что это посторонние люди, в них срабатывает рефлекс толпы, а мы ищем созидания общины, где каждый человек – уникальная личность, со своим голосом, со своим «почерком», который помогает возрастать другим людям этой общины, и он знает, что здесь происходит, и знает, в Кого уверовал! Он здесь не потому, что здесь что-то выдают, а потому, что здесь полдень Евхаристии в своем зените.

Друзья мои, важнейшее духовное упражнение – истребить в себе этот рефлекс толпы, до того истребить, чтобы он уже больше никогда не срабатывал, чтобы человек утратил всякую способность превращаться в часть толпы, в атом бесформенной и безликой человеческой массы, потому что это недостойно христианина. Господу не нужны толпы, Ему нужны люди, обретшие лицо, люди, которые знают, кто они, чего хотят и что делают в Церкви, – люди, которые могут смотреть Богу прямо в лицо, не отводя взгляда.

Записала Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать