Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте, друзья мои!
Как часто мне приходилось встречать в храме людей, которых привело к Богу большое горе. Я бы даже сказал, что таких людей среди наших верующих большинство. Человек растерян, напуган болезнью ребенка, утратой или страшными неприятностями. И бывает так, что единственное лекарство, единственное исцеление от ран, которые наносит нам наша жизнь, – это только Церковь.
Мы бросаемся в Церковь, как к последней пристани, к последнему врачевству, когда уже идти некуда. И что советуют священники простым людям, которые выросли в Советском Союзе, не получили религиозного воспитания, не слышали наставления священников, ни разу в руках не держали Священное Писание? Мы, священники, всегда советуем самое сильное врачевство, которым владеем, – Исповедь и Причастие.
Я думаю, что каждый из вас может вспомнить первую встречу с батюшкой, первое наставление и первый вопрос, который мы вам задаем: «Когда вы исповедовались и причащались последний раз?» Именно с этого начинается разговор со священником и путь вхождения в Церковь, воцерковление, и здесь же кроется первая ошибка воцерковляющегося человека. Очень просто и естественно воспринять опыт церковной жизни как разновидность одного из многочисленных путей, видов магии, которые окружают нас повсюду (даже труд врача в какой-то степени магия).
Но если вдруг случилась беда или вам сказали, что на вас навели порчу, что-то случилось с детьми, совсем расстроилось здоровье, или вы потеряли работу, или это все вдруг пришло сразу вместе и сковало сердце страхом, а волю парализовало, то вы воспринимаете опыт Церкви как некую технологию, которая в конечном счете является магией: есть действие «лекарства», какой-то процесс, не совсем понятный: «Я его принимаю, следую предписаниям врача – и беда уходит». И в таком случае, если беда ушла, человек, получивший исцеление, выписывается из больницы. Так бывает и в церковной жизни: мы приходим в храм, слезно каемся на Исповеди, причащаемся – как будто бы все отступает, и, в общем-то, здесь делать, видимо, и нечего…
Так вот, друзья мои, хочу предупредить вас от этой ошибки – смешивания веры и магии. В Церкви есть своя духовная жизнь, и это самая большая радость, которой каждый верующий хочет поделиться с тем, кто приходит в церковную ограду; это самое большое не врачевство, а чудо, которое происходит с человеком, – встреча с Живым Богом.
Вы ведь причащаетесь – и вам становится легче, в храме дышится как-то по-другому, беды проходят – и вы успокаиваетесь. Церковь действует на нас, действительно, как врачевство, как лекарство. Но это ведь еще на всё! В церковной жизни есть магия, но она (церковная жизнь) не сводится только к магии, потому что, если вы уж переступили порог церкви, хорошенько расспросите священника о том, что такое духовная жизнь, что это значит пребывать в Церкви, молиться Богу.
Есть некоторые моменты духовной жизни, которые помогают вам приобщиться к этой большой совокупной радости, охватывающей целую жизнь.
Первый момент, который следует усвоить, – это молитва. Всегда, когда я произношу слово «молитва», делаю оговорку, потому что наш человек воспринимает это слово магически: «Батюшка, какую молитву прочитать, чтобы ребенок поступил в институт?» «Батюшка, какую молитву посоветуете, чтобы муж не изменял и бросил пить?» Человек, который произносит подобный вопрос, имеет в виду некоторый текст, таинственный, непонятный, но эффективно работающий.
Тексты молитв действительно чудесны: они оживляют душу, они обладают, если угодно, магическим действием, но молитва не сводима только к магии, потому что она есть общение с Живым Богом, и с этого нужно начинать.
Священник посоветовал вам помолиться, но вы должны знать, что молитва – это личный опыт Богообщения, событие встречи с Богом. Сам текст (а некоторые молитвы могут быть древними, написаны древними отцами, святыми людьми) только побуждает меня к своей собственной молитве, он провоцирует событие Богообщения, обращения к Богу, он помогает мне приобрести правильное настроение, он заражает этим правильным настроением. И в этом смысле всякая молитва – это огромный труд, ответственность, работа. Нельзя свести молитву к какой-то схеме: ты прочитал текст – и все произошло. Еще раз повторю, это очень большая духовная работа, и, если вы стали верующим человеком и вступили в храм Божий, не отказывайтесь от этой работы, потому что она приносит подлинную радость. Это очень интересно, ты по-другому чувствуешь себя, когда вдруг однажды переживаешь этот ни с чем не сравнимый опыт предстояния перед Очами Божиими, задавая и себе вопрос: «К кому я в данный момент обращаюсь, кто Они, кого я называю Господь, Отче, Царица Небесная?» И вдруг ты понимаешь, что Они слышат вас и вы стоите перед Их глазами. И вот это уже событие личной встречи, это и есть сердцевина самой молитвы и духовной жизни; не просто магия молитвы, но личное событие, потрясающее, меняющее вас изнутри; событие, которое убивает все страхи и тревоги, парализующие и разрушающие нашу жизнь.
Другой очень важный момент – это чтение Священного Писания. Есть два важных момента духовной жизни христианина – молитва и чтение Священного Писания. Без них никак нельзя. И опять же читаем Священное Писание не магически. Я знаю людей, которые, чтобы принять правильное решение, наугад раскрывают Библию на любой странице, тыкают пальцем, читают и пытаются расшифровать фразу, которую случайно нашли. Это магия, а Священное Писание не для этого создано.
Говорят, бесы трепещут, когда читают Псалтырь, когда звучит Священное Писание: это освежает душу, но оно рассчитано прежде всего на наше понимание, а работа над пониманием Священного текста – это очень трудный путь, это большая, напряженная, многолетняя работа, и к ней нужно себя подготовить, но она же приносит и необыкновенную радость приобщения к Божественному Откровению.
Молитва – это путь к Богообщению, изучение Писания – это путь к Божественному Откровению. Вот два столпа духовной жизни, поэтому, друзья мои, не обедняйте свою церковную жизнь, не сводите ее к магии, но позвольте себе быть мудрыми, позвольте себе приобщиться к святоотеческому опыту, который зиждется на опыте молитвы и чтении Священного Писания.
Расшифровка: Мария Матуленко
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 25 апреля
Церковный календарь 25 апреля. Преподобная Афанасия Эгинская
Евангелие 25 апреля. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют
День ангела. 25 апреля
Читаем Апостол. 25 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!