Свет невечерний. Вера и насилие

30 июля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

Одно из моих утешений – бродить по Третьяковской галерее. Я недавно открыл для себя этот райский уголок. Хотя раньше, очень-очень давно, я бывал в этом музее и понял, что нужно по чуть-чуть посещать некоторые залы, проводя в них по нескольку часов, если получится, если позволяет время, возможности. Потому что это целый мир удивительных и мудрых сюжетов.

Последний раз, когда я там был, я провел несколько часов в залах древнерусской иконописи и открыл просто удивительные вещи, которых раньше не замечал. Может быть, это свойство зрелого возраста. Может быть, после 40 лет люди начинают быть внимательными к мелочам. Но я позволил себе проводить перед каждой иконой по нескольку минут, тщательно всматриваясь в сюжет, в композицию.

Меня поразило множество икон. Одна из икон, о которой я хочу сказать, – это изображение пророка Илии, очень почитаемого святого на Руси. Наверняка вы знаете, что самые первые церкви на Руси появились в честь Илии, пророка Божия. Можно даже предположить, что и первые иконы святых на Руси были посвящены именно пророку Илии. Потому что это человек, биография которого полна силы, а язычник – человек естественный, выросший на природе – очень уважает силу.

Один из образов пророка Илии с житийными клеймами меня поразил. Конечно, эти житийные клейма, в которых изображают разные события из биографии святого, были несколько утрачены, но в самом низу под большой фигурой пророка Илии я увидел сцену из его жития: тот самый момент, когда Илия собственноручно перерезает горло пророкам Валаала. Жуткое зрелище! Это то самое место, куда принято целовать икону, в самом низу. Ты можешь поцеловать икону и боишься порезаться об этот кинжал, который держит в руках пророк Илия. Думаешь, заденешь губами это острое жало.

Мы себе задаем вопрос: а как это вообще возможно, что в христианском храме такая икона? Как возможно, чтобы пророк Бога добра перерезал горло людям, которые заблуждаются, но они же люди? Они тоже дети Божии. Библия говорит о том, что Господь переживал в том числе и за язычников. Например, Книга пророка Ионы об этом очень красноречиво свидетельствует.

Почему пророк Илия был так популярен и до сих пор популярен, например, среди старообрядцев и среди ревнителей православия? Потому, что они видят в нем пример определенного поведения христианина, который борется за правду, за Святую Русь, за Церковь, христианина, который может себе позволить перерезать горло своему оппоненту. В буквальном или переносном смысле. В том числе и физически даже уничтожать своего оппонента только потому, что он нехристь, еретик, принадлежит другой конфессии.

Самый известный эпизод из житий святых, который мы в связи с этими мыслями вспоминаем, это история из жития святителя Николая, когда он, как говорит житие, на Первом Вселенском Соборе заушил Ария – известного еретика, которого так не любила история и оставила массу легенд о его кончине, о том, какой он был жуткий человек, безобразник. Я слышал несколько версий этой истории. По первой версии, святитель Николай, вступив в спор с этим красноречивым еретиком, не найдя каких-то аргументов, просто дал ему звонкую оплеуху. А по второй версии  –  снял сапог с ноги и отходил этого еретика сапогом. Такое иногда тоже говорят на проповеди.

Нам эта история преподносится как образец поведения, как пример. Ведь речь идет о святом человеке. А кто такой святой? Это образ для подражания. Но если вы вспомните тропари святителю Николаю, вас поразит контраст между молитвой этому святому человеку и этим житийным сюжетом. Потому что тропарь святителю Николаю начинается словами: «Правило веры и образ кротости». Таким образом, он образец веры, но он еще и стандарт, норма, икона кротости, безгневия, незлобивости. Мы знаем из жития, что епископы за неподобающее поведение его наказали. Но явилась Божия Матерь с омофором в руках и Спаситель с Евангелием, и так они вернули архиерейское достоинство этому священному ревнителю. А мы все-таки остаемся в недоумении относительно того, как же себя вести.

Если изучить исторические источники, выясняется очень интересная вещь. Оказывается, этот сюжет в житии святителя Николая с заушением Ария появляется в его житии не раньше XVI века. Таким образом, в биографии святого Николая, который умер в IV веке и оставил память в разных исторических источниках, этот жуткий сюжет появляется вдруг только тогда, когда прошло больше тысячи лет с его смерти.

Это нас наталкивает на мысль, что скорее всего эта история никакого отношения к житию святителя Николая не имеет. Не только потому, что этот сюжет появляется очень поздно, но еще и потому, что, как выяснили исследователи, текстологи, специалисты по средневековой литературе, житие святителя Николая вообще представляет из себя текст, в который вошли сюжеты житий нескольких человек. Поэтому исследователи-богословы сейчас пытаются скрупулезно восстановить изначальный текст: как было на самом деле, о каком святом идет речь. Но для большинства исследователей совершенно очевидно, что эта вставка XVI века о заушении Ария не является сюжетом из биографии святителя Николая.

Но даже если бы и являлась, то опять же, обратившись к житию святого пророка Божия Илии или других святых (например, апостола Петра), мы можем сказать, что Господь воспитывает Своих святых. Вспомните известный сюжет из Евангелия, когда Христа предательски захватывают в плен, после поцелуя Иуды хватают воины, храмовая стража, и Петр – горячий ревнитель, ученик Христа – выхватывает меч и отрубает одному из слуг первосвященников ухо. Христос останавливает Петра. И не только останавливает его, но Он берет ухо, ставит его на место и исцеляет этого раба. Он как будто бы подбирает за Своими святыми уши. Он исправляет их ошибки. Особенно в житии пророка Ионы и пророка Илии видно, как Он их воспитывает.

Он уважает их ревность, но, как говорил один из святителей, который толковал биографию пророка Илии, Господь постепенно, по чуть-чуть учил Илию доброте, умягчал его ревность. Каким образом Он учил его доброте? Он говорит о том, что ворон, который посылался, чтобы приносить еду, хлеб и мясо Илии, что просил голода для всего царства, чтобы люди покаялись и вразумились, перестал посылаться только потому, чтобы тот почувствовал, как плохо людям от его ревности. Господь уважает ревность Илии, Господь ценит ее, но Он его и учит, и наставляет.

Именно поэтому жития святых должны нами восприниматься тоже с точки зрения Евангелия. Хотя могут возразить, что Сам Христос брал в руки бич и изгонял торгующих из храма. Разве это не насилие? В случае Евангелия для меня здесь все понятно, потому что даже изгнание торгующих из храма было притчей в действии, такой же притчей, как, например, история с бесплодной смоковницей, когда Христос не рассказ передает Своим ученикам, а показывает им, осуществляет некоторое событие. Изгнание из храма было такой же осуществленной притчей.

Христос есть Бог доброты, и Он учит, наставляет, настойчиво призывает Своих учеников, даже очень святых людей (как апостол Петр), положить меч в ножны и не мучить людей, а учить их, лечить этот мир добротой, нежностью, отзывчивостью и учтивостью. Именно доброта исцеляет этот больной мир. Мы не можем вылечить его злобой, ненавистью, слепой ревностью, которые убивают людей. Это не наш путь. Совершенно не наш! Это путь, который уже пройден Ветхим Заветом, и Господь именно об этом и говорит, когда вводит бескровную жертву. Он ищет не жертв, не кровопролития – Он ищет доброты, нежности и участия в страданиях других людей.

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать