Свет невечерний. Благословенное многообразие

21 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля.

– Здравствуйте, друзья мои! Мы смотрим на иконы в церкви и дома, как на Евангелие в красках, как на откровение. И хотя в наших домах очень много икон о святых, которые изображены в одиночку в раме иконы, в одиночку находятся под своим окладом, смотрят на нас каждый из своего окошка вечности, есть и множество икон, на которых изображено по нескольку святых. Вот есть, например, икона апостолов Петра и Павла.

И иконы многофигурные, на которых много святых изображено или, например, даже иконы Троицы, они на самом деле являются некоторой богословской проблемой. Почему? Потому что икона – это образ вечности, она показывает нам не одного святого, который достиг обожения и находится рядом с Богом, живет Богом, а мы видим нескольких человек, которые достигли Царства Небесного, они с Богом и они друг с другом, и при этом они остаются совершенно особенными личностями со своей биографией, историей.

Посмотрите на икону апостолов Петра и Павла – это два совершенно разных человека. Как так получилось, что эти два разных человека находятся на одной иконе? Один апостол – рыбак, то есть пролетарий, второй апостол – аристократ, получивший хорошее образование, происходивший из хорошей семьи, он принадлежал к элите общества. Как могли общаться два таких разных человека? Как они могли найти общий язык? Мы видим, что они на самом деле с трудом находили общий язык, они даже не понимали друг друга.

Если мы внимательно вчитаемся не в жития святых, которые всегда подают некоторую идеальную сторону жизни человека, а почитаем тексты Нового Завета – Деяния апостольские или послания апостола Павла и апостола Петра, мы увидим, что, например, апостол Петр находил нечто неудобовразумительное в речах и текстах посланий апостола Павла. То есть он, будучи святым человеком, не понимал другого святого человека, он не понимал апостола Павла! Это, конечно, звучит утешительно для тех людей, которые читают послания Павла и не понимают, думают: «Ну, если уж Петр не понимал, то мне и самому не грех пройти мимо какого-то места».

Но они оба в вечности – два абсолютно разных человека стоят на одной иконе. Один держит в руках ключи, второй – меч, один лысоватый седой человек, другой с черной бородой. И апостол Павел в Послании к Галатам говорит, что он обличал Петра в лицемерии, то есть между ними, как выражался апостол и евангелист Лука, случались огорчения. Между ними были не только недопонимания, но, может быть, даже споры, недоумения. Это два очень живых человека из разных социальных слоев, каст, и тем не менее они вдвоем на одной иконе.

Меня подтолкнула к размышлению над этой иконой история из моей монашеской жизни, потому что в монастырях тоже случаются огорчения. Хотя мы монахи, священники, мы молимся вместе, читаем Писание, причащаемся от одной Чаши, но мы тоже, бывает, ссоримся, не понимаем друг друга. В монастыре у меня был один начальственный старший брат, который постоянно выражал какие-то претензии ко мне, недоумения, и наше общение иногда принимало довольно жесткий характер, мы на самом деле очень крепко спорили. Он донимал меня или, может быть, я донимал его. Что бы ни было, все это прошло, не важно.

Но однажды после очередного очень жесткого спора я стоял перед иконой апостола Павла и апостола Петра, глядел на этих двух выдающихся людей и подумал: «Вот если сейчас в храм, где мы стоим вместе с этим братом, с которым у меня случаются огорчения, ворвутся злодеи и безбожники и замучают нас, мне придется делить с этим человеком вечность. И, скорее всего, нас, как мучеников, поместят на одной иконе. Мне придется коротать вечность с человеком, у которого другие взгляды, другое отношение к жизни, другое отношение ко мне, совершенно особое и, скорее всего, предвзятое. И наши мощи, возможно, будут лежать в одной гробнице. Как же это так?».

Но вот икона святых Петра и Павла, людей настолько разных, казалось бы, что они не могут удержаться в одном образе, она есть, как откровение для каждого из нас, потому что Церковь – это оправдание разнообразия. Могут быть разные мнение, может быть разное социальное происхождение, вы можете читать книги глубокого богослова, а ваш ближний может их не понимать, вы можете быть демократом, а он – монархистом, вы можете молиться на русском языке, а он будет молиться на церковнослаянском, вы можете ездить на богословские конференции, а он будет чтить царские дни или даже читать тексты, которые вам не очень симпатичны. Но вы оба ученики Христовы, вы оба живете только Христом. И вот это та точка, в которой сходятся наши жизни.

Апостол Павел говорил: «…уже не я живу, но живет во мне Христос». То, что Христос живет во мне, не устраняет церковного разнообразия – разнообразия вкусов, взглядов, отличий в образованности, пристрастий в музыке, например, политической мысли и так далее, даже богословских взглядов. И тем не менее мы живем Христом, мы должны всегда именно от этого отталкиваться, когда мы вступаем в общение с братом, со взглядами которого мы не согласны. Господь благословил это многообразие.

По большому счету Церковь – это оправдание многообразия мира, оправдание того, что каждый человек, какой бы социальной группе он ни принадлежал, достоин наследовать жизнь Христову, он чадо Божье. И именно это заставляет нас прививать себе доброжелательность по отношению к тому человеку, который от нас отличается, не только к тем людям, которые разделяют наши взгляды, но и к нашим оппонентам – подчеркнутая доброжелательность.

Прежде чем кого-то осудить, его нужно оправдать, его нужно принять, потому что именно с этим человеком мне нужно будет коротать вечность. Потому что Господь его любит так же, как любит меня, потому что мы оба нашли Христа и вместе с ним идем в Царство Небесное. Это очень важный урок от апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что огорчения случались не только между апостолами, но и между святителями, между мучениками. Но апостолы нам более интересны, потому что это самый высший ранг святости, они поминаются в церковных молитвах сразу после Богородицы, Предтечи, ангелов.

Если между апостолами Господь терпит такое многообразие, разнообразие мнений, если Господь терпит и благословляет даже ошибки людей, потому что ошибался и апостол Петр, у него было, как это ни странно, свое темное прошлое, ошибался и апостол Павел, у которого тоже случались какие-то недоумения, скорби с братьями, с лжебратьями – всякое в жизни у него было, потому что это живой человек. Но Господь принимает в свое Царство этих разных людей, Он не нивелирует их личности, наоборот, Он благословляет многообразие. Поэтому и мы вслед за нашим Наставником и Учителем должны научиться благословлять разнообразие и доброжелательно, добродушно относиться к своим братьям, с мнениями которых мы, может быть, даже и не согласны.

Записал Игорь Лунев

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать